Почему художник Константин Коровин прожил всю жизнь с женщиной, которую не любил

В жизни талантливого художника Константина Коровина незримо и много лет присутствовала «любезная Анна Яковлевна» – жена. Молоденькая хористка Анна Фидлер влюбилась в видного статного, но небогатого тогда художника, когда ей было 16 лет.

Познакомились они в театре, Анна буквально вешалась на шею весельчака и красавца. Он оказывал ей знаки внимания, но не более, чем другим женщинам. Если бы Константин тогда знал, сколько несчастья принесут ему эти отношения…

Любовь и искусство

О жизнерадостном характере и любвеобильности Коровина ходило немало легенд. Преподавая студентам живопись, Константин Алексеевич советовал им влюбляться. Он говорил, что невлюблённый не может быть художником.

Любовь к искусству Коровин наследовал от матери, которая писала акварелью. Сын обанкротившегося купца жил в юности бедно, но страсть как любил аристократические наряды – жилеты из шёлка, пиджаки из бархата и украшения.

Вслед за братом Константин в 14 лет пошёл учиться на архитектора в московское училище живописи, а позже перевёлся на живописное отделение. Впоследствии навыки архитектора ему пригодились при проектировании дачи.

Коровина называли первым русским импрессионистом. Мастер красочной импровизации и яркого колорита работал в новаторском стиле, который многие современники художника критиковали. Он лишь пожимал плечами в ответ на вопрос Поленова, знаком ли Коровин с творчеством импрессионистов.

Уже позже, посетив Париж, художник написал: «У них нашёл я всё то самое, за что так ругали меня дома, в Москве…».

 

 

Он писал крупными мазками удивительные портреты, невероятные натюрморты и удивительные пейзажи. Константин Алексеевич много лет занимался оформлением декорациями сцены Большого театра.

В театре, как и в живописи, он также применял свои новшества, которые не сразу принимали окружающие. Рассказывали, что маляры специально обливали краской, изготовленные Коровиным декорации. Но тем не менее, он слыл всеобщим любимцем, благодаря беспечности и щедрости.

Надежда

17-летнюю Наденьку Комаровскую почти сорокалетний Коровин встретил именно в театре. Она на долгие годы запомнила эту первую встречу с импозантным художником, при виде которого вокруг все засуетились: «Коровин пожаловал!».

Хорошенькая Надежда обучалась в артистической школе при Большом театре, когда лукавые золотистые глаза художника неприлично долго задержались на её лице. Он промолвил: «С удовольствием бы написал Ваше лицо, если конечно позволите».

Наденька привыкла, что на неё заглядывались мужчины, но в силу пуританского воспитания, сильно смущалась. Она была наслышана о романах художника, но позировать ему всё-таки согласилась. Комаровская исправно приходила в студию художника каждый день.

Когда работа над портретом уже была завершена, девушка зашла к Коровину уже без надобности, лишь бы услышать этот голос и увидеть эти глаза…

Разница в 24 года их не смущала, Надежда была влюблена до беспамятства, она чувствовала, что Константин с ней отдыхает душой. Чувства были взаимными, они буквально купались в счастье, но художника терзало чувство вины, а артистка сгорала от ревности к Анне Яковлевне – супруге художника. Комаровская с маниакальной настойчивостью стала собирать сведения о жене художника.

Анна

Отношения с Анной юный Коровин долго держал в тайне даже от друзей. Их первый сын скончался ещё в младенчестве на заре их отношений. Константин в ту пору был беден, денег еле-еле хватало на еду, не говоря уж о лекарствах и врачах. Но, несмотря на утрату, Анна любила художника, радуясь его редким визитам. Он долго не говорил о свадьбе, думал о расставании.

Однако через 10 лет Анна вновь забеременела, пара обвенчалась уже после рождения второго сына Алёши. В свете Коровин с супругой появлялся редко, обращаясь к ней исключительно «любезная Анна Яковлевна».

Анну статус супруги вполне устраивал. Коровина рядом с женой держали лишь невероятная привязанность к Алексею, да чувство вины за потерю первенца. По слухам, Анна Яковлевна слыла неряшливой хозяйкой, в доме не хватало уюта, а к творчеству мужа относилась с пренебрежением, что сильно его угнетало.

Художник не написал ни одного портрета жены, были лишь очертания. Он редко проводил время дома, часто жил у себя в мастерской, а на лето уезжал в своё имение Охтино (под Ярославлем).

Отдушина и отрада

Наденька стала отдушиной в жизни художника. А друзья Коровина приняли молодую актрису без лишних вопросов. У себя в Охтино гостеприимный и щедрый Константин Алексеевич проводил время с Серовым, Шаляпиным и другими гостями. Надя непременно присутствовала, и в своих фантазиях представляла себя хозяйкой дома.

Они почти не расставались, вместе мечтали о домике в Гурзуфе. Художник писал крымские пейзажи и Надины портреты. Они путешествовали по Крыму, Франции и Италии были безмерно счастливы.

Вечерами Константин, нежно обняв любимую, делился с ней самым сокровенным: скорбью о безвременной смерти отчаявшегося отца, сложностью отношений с умирающим от туберкулёза старшим братом, беспокойством о сыне. Надежда нравился такой Коровин. Она мечтала о том дне, когда призрак Анны Яковлевны исчезнет из их жизни, и когда Алёша, наконец, станет взрослым.

Разбитые надежды

Но, видимо, наступила расплата за счастье. Пожар в театре уничтожил декорации, созданные Коровиным за многие годы. Восемнадцатилетний Алёша, безответно влюбившись в дочь Шаляпина, был оскорблён, расстроен и кинулся под трамвай. Его жизнь болталась на волоске, юноша выжил, но лишился ступней.

После случившегося Константин Алексеевич сына оставить не мог. Надя не делала попыток уйти, но совместного будущего она больше не представляла.

Последствия революции отдалили Коровина от Надежды, лишив художника всего. Он потерял работу, оставшись без средств к существованию. Картины, хранившиеся в Гурзуфе, были разорваны. У супруги обнаружили туберкулёз и художник, ради здоровья Анны Яковлевны и новых протезов для Алексея, попросил разрешения на выезд во Францию.

В эмиграции Коровин еле сводил концы с концами. Париж, о котором сохранились прекрасные прежние воспоминания, художника не принял. Характер сына портился, никак не везло с протезами. Он не был талантлив, но пытался рисовать, занимался оформлением и декорированием. Отец и мать во всём потакали Алексею, радовались, когда он женился на балерине, стал отцом мальчика, но брак оказался недолгим.

Сын погрузился в депрессию, закладывал вещи, проигрывал в карты. Погрузневшая Анна Яковлевна страдала от хворей, обременённая нудными домашними хлопотами. Она могла часами сидеть на кровати, переводя взгляд с супруга на сына.

Коровин работал как одержимый и обеспечивал всю семью, зрение стало подводить. Когда не смог рисовать, сочинял рассказы и писал мемуары. Художник, никогда не бравший в долг, занимал, где мог. Он мечтал вернуться на Родину и хранил деньги на билет, которые прислал ему друг. До Надежды доходили слухи, что он одинок…, она это чувствовала.

 

Мечта не сбылась, Константин Коровин, чьи картины наполнены светом и радостью, ушёл из жизни в полной нищете во Франции на 78 году жизни, его похоронили как бездомного на кладбище Бийанкур. Позже его прах был перезахоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с Анной и сыном Алексеем.

Оцените статью
Почему художник Константин Коровин прожил всю жизнь с женщиной, которую не любил
Эмма Гамильтон: «знатная леди, жена английского посланника, а ведет себя, как крестьянка»