«Почему одна? Да замуж никто не зовет». Сильная и честная Раиса Рязанова

Блистательная Раиса Рязанова умеет ярко и красиво рассказывать о себе. С огромным интересом смотрю работы этой женщины в кино и узнаю новости о ней – всегда достойная, профессиональная, необычайно интересная. Как и вся ее жизнь.

Раису воспитывала одна мама. Свое детство она вспоминает как очень суровое – маму боялась, как огня. Да и та была женщиной серьезной – той самой, что коня на скаку остановит и в горящую избу войдет.

Когда подруги Раисы шли на танцы, то всегда забегали сначала к ней. Скинут тяжелые пальто, валенки, огромные шапки – и легкими золотыми рыбками плывут в клуб. А она оставалась сидеть дома и сторожить все это барахло. А потому что мама на танцы не пускала!

Зато одобрила баян. Он стоил 60 рублей – что равнялось ее месячной зарплате. Она потратила на инструмент все сбережения и сказала Рае: «Будешь играть!»

Ох, как же Раиса его ненавидела!

— Все на танцах, а я с баяном!

Но свои плоды занятия музыкой принесли. После восьми классов будущая актриса поступила в Рязанское музыкальное училище. Закончила на «отлично». Раисе педагоги настойчиво советовали поступать в консерваторию. Но ей хотелось для себя иного.

Хотя некоторое время Рязанова все же вела уроки музыки по классу баяна. А параллельно бегала в театры на спектакли. Ей очень нравились все постановки, но особенно — «Ромео и Джульетта».

Она ходила на этот спектакль много раз, и сама начала мечтать о большой роли — сыграть когда-нибудь Джульетту. Поэтому однажды решительная девушка собрала чемоданы и поехала поступать в ГИТИС.

Приемной комиссии она очень понравилась.

«Я вошла и сказала. Здравствуйте, я Рая Рязанова из Рязани. Хочу у вас учиться», — вспоминала после актриса.

Не смотря на мечты о роли Джульетты, она выбрала для прослушивания отрывок из «Поднятой целины» – диалог рабочего Семена Давыдова и деда Щукаря. Девушки крайне редко берутся за мужские партии.

Это было смело и неожиданно. Конечно, Рязанова ярко выделилась своей характерностью и харизмой на общем фоне. Ее приняли. После Рязанова вспоминала, что училась невероятно легко, словно играючи. Для нее кино и театр никогда не были работой – это просто воздух, чтобы дышать.

Почти сразу Рязанова наладила личную жизнь — вышла замуж за однокурсника.

«На втором курсе к нашему потоку присоединился Юра Перов, он вернулся из армии. Пришел, увидел, победил. Так все стремительно закрутилось, и опомниться не успела — оказалась замужем. Как с нами такие вещи происходят — одному богу известно», — вспоминала актриса.

Главный красавец курса влюбился в простую, но обаятельную Рязанову мгновенно. А к концу четвертого года обучения она родила ему сына Данилу. Но брак вскоре распался. Рязанова влюбилась в режиссера Юрия Григорьева во время съемок фильма «День и вся жизнь».

Актриса сразу поговорила с мужем. Сказала, что подает на развод. Не хотела лгать дорогому ей человеку, разрываться между двумя мужчинами. Григорьев, правда, оказался человеком иного склада — роман Раисы с режиссером длился 10 лет, но он так и не ушел из семьи.

Больше Рязанова замуж не выходила. Хотя многие этому удивлялись. Ведь она не только в зрелости выглядела обаятельно, но и невероятно красиво постарела. Не каждая женщина может похвастаться тем, что с возрастом стала выглядеть даже лучше, чем в молодости. Но Рязанова, определенно, в их числе.

Сама она по этому поводу говорит:

— Почему одна? Так замуж никто не берет, — и полушутливо добавляет, – Я не страдала от одиночества или бессилия, не искала мужского плеча, чтобы на него опереться. Все сейчас феминистки, ну и я тоже.

Но иногда немного щемит сердце — на вокзале. Когда мужья приходят к поезду встречать жен, принимают у них тяжелые чемоданы и везут домой… А я несу чемодан сама…

Впрочем, она действительно сильная женщина.

В годы перестройки, когда работы не было, успешные друзья предлагали Раисе:

«А давай мы киоск с фруктами поставим, возле твоего дома. Будешь в нем торговать. Тебя узнают – народу потечет немеряно. Все озолотимся».

Но Рязанова отказалась. Она не хотела такой популярности. Вообще не любила, когда ее узнают на улице. Это, кстати, случалось нечасто.

После съемок фильма «Москва слезам не верит», когда Алентовой и Муравьевой буквально шагу ступить не давали поклонники, Рязанова спокойно ходила по магазинам. На нее никто не обращал внимания.

«Знаете, есть звезды, а есть — глубокое темно-синее небо, бескрайнее в своей огромности. И без этого фона сияние звезд не было бы заметно. Вот такие, как я, армия рядовых артистов и всех тех, кто делает кино, оставаясь за кадром, мы все вместе — то самое небо и есть», — скромно говорит актриса.

Она вообще по жизни считает себя не звездой, а тягловой лошадкой, работягой. Когда не было ролей, с удовольствием занималась частным извозом – и это в то время, когда женщин в такси были единицы…

Рязанову иногда, к ее удивлению, узнавали пассажиры. «Ой, а вы актриса?» — «Нет, нет, что вы! Просто похожа! – откликалась Рязанова.

Машину она, кстати, водила всегда очень уверенно и даже выиграла в московском конкурсе автомобильного спорта «Автоледи»-2003.

«Я никогда не играю цариц, королев. Играю теток, на которых Россия и держится. Мои героини все в платках, в валенках с галошами. Что еще со мной в кадре бывает? Горшки, кастрюли и сковородки.

А это все я прожила, я знаю, как с этим управляться. Это все часть моей жизни», — признается спокойно актриса.

Но надо сказать, что судьба подбрасывала ей очень разные роли. И с возрастом их стало только больше.

В начале 2000-х актриса вновь почувствовала востребованность.

Ее пригласили работать в «Табакерку». Играть в театре после долгой карьеры в кино оказалось непривычно и тяжело. Но очень увлекательно.

«Пока люди приходят на спектакли с цветами, пока приносят за кулисы баночки с вареньем, совсем не думается о старости, о смерти, хочется жить и жить», — восклицает актриса.

Но и в кино о Рязановой не забыли.

Ее по сей день приглашают в сериалы.

«Раиса Ивановна, на вас зритель идет», – жалобно говорят мне продюсеры, когда я начинаю причитать про годы и про усталость. Ну как я после этого могу отказать?», — говорит Рязанова, в фильмографии которой сегодня более 200 работ.

Свою любовь к искусству она передала сыну Даниле.

«Хорошая ли я мать? Думаю, неплохая. Когда сын мне объявил: “Я женюсь”, я без паузы сказала: “Женись, сынок”. Хотя внутри все протестовало и бунтовало. Данила ведь женился на первом курсе МХАТа», — рассказала она. Сын во многом повторил путь родителей. Не только рано создал семью, но и стал актером, как его мать и отец.

Кстати, был в его жизни момент, когда Данила хотел уйти из семьи, к другой женщине. Но мать не дала ему повторить свою ошибку, отговорила.

К сожалению, в 2020 году Данилы Перова не стало, он умер внезапно – в 51 год – оторвался тромб.

У него остался сын Андрей, который так же, как бабушка и отец, стал актером.

Оцените статью
«Почему одна? Да замуж никто не зовет». Сильная и честная Раиса Рязанова
Как Леонид Утёсов уничтожил Лазаря Вайсбейна и стал маршалом советской эстрады