Почему просвещенные талантливые русские женщины отказывались от замужества и оставались старыми девами

В истории России немало имен талантливых и просвещенных женщин, которые сознательно отказались от брака и материнства и полностью посвятили себя творчеству. В жизни практически каждой из них был любимый человек, но они прошли по жизни без сильного мужского плеча. Правда, семейная неустроенность не помешала им оставить глубокий след в русской культуре.

Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716)

Эта удивительная женщина, будучи младшей сестрой Петра I, с глубоким почитанием относилась к европейской культуре и была одной из образованнейших русских женщин своего времени. Наталья Алексеевна характером очень отличалась от своих сестер и матери, она никогда не приваживала юродивых, убогих людей и приверженцев старого «московского быта».

Царевну влекло все новое и неизведанное, особенно иноземное. Она на протяжении всей жизни поддерживала во всех начинаниях своего брата Петра, разделяя его взгляды на все новое прогрессивное.

Как и других сестер, выросших при дворе, Наталью Алексеевну ждала безрадостная участь — жизнь в монастыре, так как замуж царевен не отдавали. Лишь некоторым везло поболее других, когда их сватали заграничные монархи для своих сыновей.

А ей уже было около двадцати пяти, когда брат Петр в 1696 стал единоправным царем России, а по тогдашним меркам в таком возрасте женщина считалась уже старой девой.

Будучи сторонницей всех реформ брата, она вводит при царском дворе обычай, заимствованный из Европы и становится одним из главных его проводников. Публичные театральные зрелища — вот что увлекало Наталью.

В 1706 году, в селе Преображенском царевна создала домашний театр, где под ее руководством устраивались представления, отражавшие сцены святых писаний, переделанных под русскую действительность и призывавшие к служению «общему благу». Пьесы для постановок она писала собственноручно, а царь Петр содействовал сестре реквизитом.

Эти первые шаги были очень далеки от профессионального театра, но первое семя, посеянное царевной, уже совсем скоро взойдет и даст о себе знать. Наталья Алексеевна войдет в историю русской культуры как первый русский драматург-женщина. Ее авторству принадлежат «Комедия о святой Екатерине», «Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон»,«Святая Евдокия».

Анна Бунина (1774-1829)

Анна Бунина — первая русская профессиональная поэтесса и переводчица. Ее принадлежность к старинному роду, из которого вышли В. А. Жуковский, И. А. Бунин и Ю. А. Бунин, дала ей возможность высоко подняться. Впервые ее стихи были опубликованы в 1799 году, что было эпохальным событием. До тех времен никто из русских поэтесс и писательниц не публиковался.

Своей поэзией Анна зарабатывала себе на жизнь и дополнительно получала пенсию от императрицы. Современники высоко оценивали ее труды: в честь античных писательниц ее прозвали «Русская Сапфо» и «Северная Коринна», а также «Десятая муза».

Сама поэтесса Анна Ахматова гордилась родством с тезкой: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была теткой моего деда Эразма Ивановича Стогова…»

Варвара Репнина-Волконская (1808-1891)

Правнучка гетмана Разумовского, русская писательница и мемуаристка из рода Волконских, хорошая знакомая Николая Гоголя, близкий друг и «добрый ангел» украинского поэта Т. Г. Шевченко.

Княжна была высокообразованной и яркой женщиной, в совершенстве владела несколькими иностранными языками, знала толк в живописи и музыке, а в молодости издавалась под псевдонимом «Лизверская».

Варвара Николаевна, была безответно влюблена в Тараса Шевченко. Невзирая на отсутствие взаимности, с глубоким уважением относилась к его поэзии и живописи. Она использовала все свои связи, помогая распространять первые эстампы «Живописной Украины» художника, а спустя годы подавала ходатайства об его досрочном освобождении из ссылки.

Всю жизнь она прожила старой девой, глубоко в душе сожалея о несбыточной любви, свидетельством чего является ее неоконченная повесть «Девочка».

Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825—1867)

Софья Васильевна Сухово-Кобылина известна тем, что стала первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью и ставшая профессиональной художницей.

Будучи пятым ребенком в семье полковника Василия Александровича, Софья получила превосходное образование на дому. И лишь одна из всей семьи она решила посвятить себя искусству.

Первые азы она получила от педагога художника-пейзажиста Егора Егоровича Мейера, который видя в девушке художественный дар и усердие, рекомендовал ее в Петербургскую Императорскую Академию художеств. И уже первый курсовой проект был высоко отмечен преподавателями.

Далее последовала малая золотая медаль за крымские пейзажи, а позже и большая медаль за виды на окрестности Мурома. Всю жизнь эта талантливая женщина посвятила себя живописи. Жила преимущественно в Италии и умерла в Риме.

Елизавета Дьяконова (1874-1902)

Елизавета Дьяконова вошла в историю как одна из первых русских женщин, получивших высшее юридическое образование.

Девушка, будучи родом из купеческой семьи, окончила Бестужевские Женские Курсы — единственное высшее учебное заведение в то время для женщин в Российской империи и отправилась в Париж, чтобы продолжить образование на юридическом факультете. И с успехом добилась своего.

А еще она стала знаменита благодаря своему дневнику, который начала вести еще девочкой одиннадцати лет. Записи, отразившие шестнадцать лет жизненного пути, были изданы в сборнике «Дневник русской женщины» ее братом после смерти.

Этот дневник отразил в себе учебу на Бестужевских курсах, студенческие годы, работу в прессе, участие в женском движении за равноправие в получении образования. Сама же Дьяконова трагически погибла совсем молодой в горах в Тироле, возвращаясь в Россию.

На счету этой девушки было множество публицистических статей «О воспитании любви к родной стране», «Женское образование», «Благотворительность» и т.д.

Анна Голубкина (1864-1927)

Интересна личная судьба самой знаменитой женщины-скульптора, творившей на рубеже 19-20 столетия. Юной девушкой была безответно влюблена и даже пыталась покончить с жизнью.

Однако позже, став признанной и знаменитой, она давала девушкам, желавшим посвятить себя искусству, такие советы: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».

 

Оцените статью
Почему просвещенные талантливые русские женщины отказывались от замужества и оставались старыми девами
«Бесстыдство»