На сеновале зашуршало. Сердце Анны заколотилось, как пойманная в силок куропатка. Подняв свечу повыше, молодая крестьянка увидела все. Пошатнувшись, она чуть не выронила свечу на сено, на мгновение подумав: «А что, если и правда спалить изменника и змею подколодную?».
Но сдержалась. Да, больно, да, страшно, да, рвут душу когти ненависти — но она добрая жена, а не лиходейка.
«Анны, ты?», — испуганно крикнул Федор, закрываясь сеном. Змея подколодная, красивая вдовица по фамилии Гончарова, сидела в ногах у Анниного мужа, стыдливо закрыв лицо руками. Анна получила возможность рассмотреть вдову, и сравнение было не в пользу худосочной, слабосильной законной супруги.
«Да что ж ты, ирод? — плача, проговорила Анна. — Что ж ты… Променял? Променял?!».
Федор не отвечал, отыскивая что-то в соломе. Анна плюнула под ноги, и, развернувшись, выскочила из сарая на свежий воздух.
В конце XIX-начале XX века в Российской империи значительно упростилась процедура развода, причем, не только для аристократии, но и для крестьянства, не так давно сбросившего бремя крепостничества. Либерализация бракоразводного законодательства привела к стремительному росту числа разводов, инициированных крестьянками.
Многие столетия находившиеся в почти полной власти мужей, женщины стали понемногу поднимать голову.
Издревле на Руси считалось, что Бог предписал каждому человеку определенную роль. Роль женщины — продолжение своего рода, роль супруги, матери и хозяйки дома. Женщина, которая соответствовала всем этим критериям, называлась «добрая жена». Если же в чем-то допускалась промашка — статус «худой жены» был обеспечен.
Домостроевские порядки, лишь немного видоизменяясь, сохранялись на протяжении веков.
С учетом того, что крестьянских девушек отдавали замуж в очень раннем возрасте, и зачастую за незнакомого человека, быть «доброй женой» бывали способны далеко не все из них. Мало того, что юная крестьянка не любила и не знала мужа, так еще он вполне мог оказаться лихим человеком — пьяницей, прелюб0деем, мучителем.
В лучшем случае, на что была способна женщина — играть роль «доброй жены». Смиренно тянуть свою тяжелую лямку, терпеть несправедливости от мужа и ждать посмертного избавления от мук.
Однако, в конце XIX века ситуация изменилась. Государство, словно былинный богатырь со щитом, вдруг встало между крестьянкой и ее лихим мужем. И щитом этим была либерализация бракоразводного законодательства.
С 1893 года для подачи прошения о разводе, женщине необходимо было само прошение, его копия, выписка из метрической книги о состоявшемся бракосочетании, квитанция об оплате государственной пошлины и несколько гербовых марок.
Чаще всего женщины разводились с мужьями из-за измен, рукоприкладства, пьянства, отсутствия дома на протяжении длительного времени. Было и немало случаев разводов из-за «утраты мужской силы» и неспособности исполнять супружеский долг.
Так, 4 апреля 1906 года крестьянка Евдокия Изидоровна Мухазаненкова из села Озернинского Тарского уезда Озернинской волости подала на развод с супругом Прокопием Трофимовичем, уличенным ею в измене, «нарушении святости брака и осквернении супружеского ложа». Евдокия Изидоровна сама была свидетельницей мужьего преступления.
В результате волостной суд развел Мухазаненкову, позволив ей вступить во второй брак, а вот на мужа было наложено «всегдашнее безбрачие» и назначена семилетняя церковная епитимья.
Другой случай произошел в селе Шукинском Ялуторовского уезда. Девица Анна стала женой крестьянина Федора Андреевича Орлова 4 июня 1886 года. Через год Федор «проявил дурной свой характер, начал вести жизнь самую строптивую и буйственную, доходя до исступления». В этом состоянии Орлов наносил супруге суровые побои, но та безропотно сносила их, «покоряясь своей участи».
Причиной перемены характера Федора оказалась измена. В 1889 году Анна узнала, что муж привечает крестьянскую вдову Феодору Марковну Гончарову. Вскоре Феодора пришла в дом Орловых и осталась там жить.
Лишь в 1902 году Анна, превратившаяся в своем собственном доме в бесправную приживалку, смогла подать прошение о разводе. Также она потребовала примерно наказать Федора и Феодору.
«Насколько я старалась ласками и слезами возвратить к себе своего супруга?! Это одному только Богу известно! Также неоднократно вызывал нашего общества сельский староста в нарочито собранный сельский сход, дабы вразумить моего несчастного мужа, но все напрасно! Как нарочно, мое положение с каждым днем становилось хуже и безотраднее».
После того, как испугавшийся наказания Федор согласился вернуться к жене, дело было прекращено.
Самыми сложными для просительниц были дела о разводе из-за неспособности мужа к брачной жизни. В этом случае необходимо было привезти мужа в консисторию, а затем — на медицинское обследование. Все это требовало значительных денежных затрат, а, кроме того, далеко не всякий крестьянский мужик соглашался на подобные «мероприятия».
Так, Варвара Космовна стала женой Мины Михайловича Короткова из деревни Волосниковой Курганского уезда 17 февраля 1891 года. Через тринадцать лет муж, который был старше Варвары на 20 лет, оказался неспособен исполнять супружеские обязанности.
Не помогли ни увещевания, ни медицинское лечение, ни даже визит к ворожее. 14 марта 1904 года Варвара Космовна привезла мужа в консисторию для освидетельствования и благополучно расторгла брак. крестьянке повезло, что немолодой Коротков сильно устал от деятельной супруги и с удовольствием с ней расстался.
Одна из самых частых причин обращения женщин за разводом — жестокая тирания со стороны мужа. Крестьянка Татьяна Архиповна Мерзлякова через четыре года брака буквально умоляла суд развести ее с мужем Николаем Васильевичем.
Николай не давал женщине шагу ступить, ревновал, бил, угрожал. Женщину развели, но, к сожалению, нет четкой уверенности, что судьба ее сложилась благополучно, и обозленный тиран в конце концов не добрался до Татьяны Архиповны.
Нередко в качестве причины развода женщина указывала продолжительное и безвестное отсутствие супруга. Крестьянка из деревни Оськиной Туринского уезда Феодосья Овчаренко не видела мужа больше 18 лет. В 1913 году к Феодосье посватался крестьянин Петр Таварин, и женщине пришлось подавать на развод с супругом, существовавшим только на бумаге.
Прошения, которые женщины подавали самостоятельно (зачастую прибегая к услугам грамотных знакомых или профессиональных писарей), отличаются по эмоциональной окраске. Тексты, в которых рассказывается об изменах и тирании со стороны мужа, полны боли и злости. Да и в целом, крестьянки не жалели слов в описании своей горемычной жизни и страданий.
Либерализация законодательства в сфере бракоразводных дел привела к огромным изменениям в жизненном укладе крестьянской семьи. Статус русской женщины повысился, как и ее самосознание. Все больше крестьянок стали осознавать, что в браке мужу далеко не все позволено, что жена автоматически не становится собственностью супруга.
Что интересно, в Англии того же периода развод был делом чрезвычайно хлопотным и дорогим, что привело к распространению практики продажи жены…