О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: «Все свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке»,- так о нем вспоминали современники.
И мог ли он предполагать, что с течением времени его работы, ранее продаваемые им за гроши, будут в списке самых дорогих картин мира, оценивающихся в десятки миллионов долларов.
Много художников, уехавших в годы революции из России, долгое время были совершенно не известны на родине. Живя в Париже, они относили себя к «французским художникам». Среди них Марк Шагал, Хаим Сутин, Цадкин, Липшиц и другие «замолчанные гении», оставшиеся за пределами внимания русских историков искусства.
Хаим Соломонович Сутин тоже был среди этих забытых родиной, но всю жизнь писавший в документах «русский» и в графе место рождения — «Россия».
Художник широко известен публике в Америке и на Западе, его картины украшают крупнейшие мировые музеи и галереи а уникальные полотна Хаима Сутина постоянно появляются на аукционных торгах. К примеру, в 2016 году «Бычья туша» была продана за $28,165 млн, а «Камердинер» – за $16,9 млн, двумя годами раньше «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6 млн.
Сегодня немало коллекционеров России хотят иметь в своей коллекции работы этого уникального художника, вровень стоящего с такими известными фигурами мирового искусства как — Ван Гог, Мунк, Пикассо.
Хаим Сутин в истории искусства фигура загадочная и демоническая. Из слов очевидцев «Писал он свои холсты бурно, горячо, выкладываясь до конца. Отходил от мольберта, когда уже ноги его не держали». И голым он рисовал всегда… «не потому что эксгибиционист — не было денег на одежду. Во время работы он снимал вещи, чтобы они не снашивались».
Хаим восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но он так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и развивающихся в то время в Париже,
История жизни Хаима Сутина, французского художника, еврея эмигрировавшего из России, получившего громкую славу в Америке, очень необычна и вся состоит из контрастов, как и его наполненные необыкновенной страстью полотна.
Еще совсем молодым в 1913 году из местечка Смиловичи, что под Минском, начинающий художник уехал в Париж, о котором грезил, в котором думал прославиться. И где потом жил в нищете долгие годы, не имея денег ни на еду, ни на одежду, самозабвенно писал свои полотна, ничем вокруг себя не интересуясь.
Его натурщицами были проститутки, образами для натюрмортов – несвежие туши с соседней бойни. И чтобы купить холсты и краски, продавал свои работы за сущие копейки.
Из воспоминаний друга, живущего вместе с ним в одной квартире: «Постоянно недоедающий Хаим приносил из лавки снедь и, страдая от голода, сначала рисовал ее и лишь потом ел… Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде»… рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не понимал…».
В Париже Хаим сблизился с Амедео Модильяни и другими художниками, жившими в богемной коммуне «Улей». Друзья о нем заботились, приодели его, понемногу обучили хорошим манерам, наняли ему приличное жилье.
Очень скоро они с Амадео стали близкими друзьями, и итальянец постоянно давал Сутину немного денег, знакомил с нужными людьми, приводил натурщиц. Модильяни называл Хаима гением, поддерживал в трудные годы парижской эмиграции и написал его портрет. В итоге Сутин стал одной из самых ярких фигур «Парижской школы» искусства.
В течении десяти лет жизни во французской столице Хаиму приходилось очень тяжело: безденежье, голод, скитание по углам. Пока в 1923 году не произошел крутой поворот в жизни живописца. Словно в волшебной сказке: приехал американский меценат и коллекционер Альберт Барнс скупил около 60-ти работ Сутина за 20000 франков. Благодаря чему Сутин прославился в Америке и в мире.
Хотя большие деньги и слава, тридцать художественных выставок при жизни художника никак не изменили уклад бытия самого Хаима. Художник никогда не знал, что делать, чтобы добиться успеха. Но зато точно знал, что живопись его – новая и необычная.
Холсты Сутина – портреты, натюрморты и пейзажи, наполненные яростной красочностью, драматизмом, искренней наивностью вызывают душевный всплеск. И о каждой его работе можно сказать: «Больно смотреть».
Увядающие гладиолусы в вазе, кровавые вывернутые туши, пламенеющая земля на городском пейзаже, красный воротник на портрете — как одержимость художника кроваво-красным: пылающим цветом, превращающим любое полотно в трагедию.
Хаим очень много писал и краски на его холстах не переставали «кричать», а в жизни же его мучили приступы боли в желудке: давала о себе знать язва, заработанная в результате постоянного голода.
В августе 1943 года его оперировали, но сделать уже ничего было нельзя. В последний пусть в оккупированном Париже его провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.
В октябре нынешнего года в Пушкинском музее прошла первая большая ретроспективная выставка художника-авангардиста и она впечатлила даже неискушенного зрителя и имела большой успех.