«Подстилка»

«Сыграй мне на флейте», — попросил хозяин, поудобнее укладываясь на ложе. Ламия усмехнулась. Она уже и позабыла, куда спрятала инструмент, который в свое время стал ее пропуском в мир гетер, в мир красивой жизни.

Красавица вспомнила, как, еще совсем девочкой, она пришла на свой первый симпосий, как стеснялась и боялась играть мужчинам на флейте.

Тогда она еще не была собственностью сатрапа Деметрия, не носила великолепных нарядов и афиняне с ненавистью не называли ее «подстилкой»…

В 340 году до н.э. в семье небогатого афинянина Клеанора родилась девочка, которой дали имя Ламия.

Детство Ламии было такое же босоногое, как и у большинства афинских детей. Загорелые девочки и мальчики в одних только легких туниках играли на пыльных улицах древнего города, с риском для жизни воровали яблоки и гранаты в садах почтенных граждан, смотрели представления актеров на площадях, бросали камни в рабов, а затем улепетывали от них со всех ног.

Ламия, как и все ее подруги, мечтала стать гетерой.

Только гетеры в Афинах имели власть над мужчинами и, пока добропорядочные матроны готовили чечевичную похлебку для прорвы детишек, не имея права нос показать из дома, свободные красавицы возлежали на мягких подушках на шумных симпосиях, вкушали павлиньи яйца, запеченного зайца и луковицы ириса в уксусе. Запивали пищу превосходным вином.

Конечно, Ламия знала, что за всё гетерам приходилось расплачиваться, но расплаты этой она не боялась. Многие подруги Ламии уже общались с мужчинами в укромных местах, но вот только вместо павлиньих яиц и запеченного зайца они получали кусок козьего сыра или лаганаса — манного хлеба.

Случалось и такое, что какой-нибудь добрый козопас, получив желаемое, ничего не давал юной красавице и позорно сбегал от нее, пользуясь преимуществом в скорости ног, дарованном богами мужчинам.

Ламия такой жизни не хотела, и во все глаза смотрела на гетер, которых носили в шикарных паланкинах покорные рабы.

Отец Клеанор полностью одобрил желание дочери стать гетерой. Большинство афинян мечтали, чтобы их дочери ступили на эту стезю, но вот далеко не у каждого родителя дочь была стройной красавицей с великолепной, точеной фигурой, яркими губами и нежнейшим цветом лица. А именно такой была Ламия.

По сообщению Плутарха, Ламия сначала обучилась играть на флейте. Флейтистки были непременными участницами симпосий. В игре не флейте девушка добилась невероятных высот. Своим мастерством, а также небывалой красотой, она быстро обратила на себя внимание знатных афинян, и вскоре у нее появились первые поклонники.

Количество воздыхателей Ламии росло как снежный ком, и уже через несколько месяцев после начала карьеры флейтистки, она, по словам Плутарха, «стяжала громкую славу искусством любви».

Времена, между тем, наступили весьма неспокойные. После смерти Александра Македонского по всей Греции, прежде всего, в Афинах и Фивах, одно за другим стали возникать восстания против македонского господства. Добравшимся до власти диадохам (военачальникам-«наследникам» Александра Великого), до поры до времени удавалось подавлять бунты.

В 306 году до н.э. царями разных частей развалившейся Македонской империи объявили себя четыре сатрапа — Птолемей, Лисимах, Кассандр и Селевк. Им противостояли 76-летний Антигон Одноглазый, один из любимых полководцев Александра Македонского, а также сын Антигона, 30-летний талантливый военачальник Деметрий Полиоркет.

Антигон провозгласил себя царем Македонской империи, и призвал всех диадохов к восстановлению единства страны. Те ответили ему решительным отказом.

Пока Антигон сражался с Птолемеем в Египте, Деметрий Полиоркет направился с флотом из 250 кораблей в Афины, которые были захвачены войсками Кассандра и Птолемея.

Жители Афин побежали от войны, среди беженцев оказалась и 34-летняя гетера Ламия. Красавица укрылась на острове Кипр в городе-государстве Саламин. Однако вскоре флот Птолемея, расположившийся в бухте у Саламина, был атакован флотом Деметрия.

Флот Птолемея был потоплен, после чего люди Деметрия выгрузились на берег и легко расправились со стоявшим в Саламине гарнизоном. Победителям досталось множество трофеев: золото, драгоценности, провиант, оружие, рабы, самые красивые женщины. Среди живых трофеев оказалась и Ламия.

Гетеру погрузили на корабль и повезли обратно в Афины. Город к тому времени был уже освобожден Деметрием от власти Кассандра, за что афиняне объявили македонского военачальника божеством-покровителем с титулом Сотер (что значит «Спаситель»).

На большом пиру в честь разгрома Птолемея под Саламином, военачальники Деметрия преподнесли ему часть военных трофеев. К золоту и драгоценностям Полиоркет отнесся равнодушно, но вот Ламия вызвала у него живейший интерес.

Вот как писал об этом Плутарх в своем трактате «Деметрий»:

«В ту пору красота её уже отцветала, и разница в летах между нею и Деметрием была очень велика, и все же своими чарами и обаянием Ламия уловила и оплела его так крепко, что одна лишь она могла называть Деметрия своим любовником — остальным женщинам он только позволял себя любить».

Несмотря на нежные любовные отношения с Ламией, Деметрий женился на знатной афинянке Эвридике — этот брак был нужен ему для политических целей. При этом, все ночи «Спаситель» проводил в опочивальне флейтистки-гетеры.

В 304 году до н.э. Деметрий объявил о восстановлении Коринфского союза — объединения эллинистических государств, провозглашенного еще царем Македонии Филиппом II, отцом Александра Македонского.

Полиоркет, фактически, стал номинальным правителем этого союза, в Афинах же он правил как настоящий государь.

Между тем, жители древней столицы Эллады мало-помалу начинали роптать. Распущенность и расточительность Деметрия заставили многих афинян тосковать по правлению жесткого Кассандра.

Деметрий тратил баснословные деньги на пиры, на статуи в свою честь, на великолепные дворцы. По городу македонец разъезжал в золотой колеснице вместе с гетерой Ламией, которую горожане иначе чем «подстилкой» не называли.

О том, насколько горячими были отношения Ламии и Деметрия, говорит описанный Плутархом случай:

«Однажды от него прибыло посольство к Лисимаху, и тот, на досуге, показывал гостям глубокие шрамы у себя на бедрах и на руках, и говорил, что это следы львиных когтей и что остались они после схватки со зверем, наедине с которым запер его когда-то царь Александр. Тут послы со смехом заметили, что их царь тоже носит на шее следы от укусов дикого и страшного зверя — Ламии».

То, что Ламия могла позволить себе искусать Деметрия, также свидетельствует о ее огромном влиянии на сатрапа.

Однако при всей любви к Ламии, Деметрий обожал и мужчин, что особенно возмущало афинян. Широко известным стал случай с юношей по имени Демоклес Красивый. Деметрий оказывал юноше знаки внимания, но тот наотрез отказался от общения с македонцем.

Тогда Полиоркет с помощью своей стражи загнал Демоклеса в баню. Юноша, не имевший путей к отступлению, снял крышку с котла с кипятком и бросился внутрь. Афиняне восприняли смерть Демоклеса как героизм, как акт сопротивления македонским агрессорам.

Деметрий, впрочем, не обращал на недовольство афинян ни малейшего внимания и вовсю наслаждался властью, богатством и обществом Ламии.

Гетера, родив Деметрию дочь Филу, стала пользоваться в Афинах небывалой властью. Фактически, она жила, как царица. По приказу Полиоркета в городе было устроено святилище Ламии, где женщину почитали как божество.

Но Деметрий не ограничился этим оскорблением афинян. Плутарх писал:

«Среди многочисленных злоупотреблений и беззаконий, которые тогда творились, больнее всего, как сообщают, уязвил афинян приказ безотлагательно раздобыть двести пятьдесят талантов, ибо, увидев, что деньги собраны — а взыскивались они с неумолимою строгостью,

— Деметрий распорядился передать всё Ламии и другим гетерам на мыло, румяна и притирания. Больше убытка граждан тяготил позор, и молва была горше самого дела».

Ламия, которая в начале своей карьеры была всего лишь гостьей на чужих симпосиях, стала устраивать в Афинах роскошные пиры, деньги на которые добывались при помощи «своего рода налога», по сути дела, это было узаконенное вымогательство у афинян.

Правление Деметрия и Ламии в Афинах оказалось недолгим.

В 301 году до н.э. в битве при Ипсе во Фригии армия Деметрия и его отца, 81-летнего Антигона Одноглазого, потерпела сокрушительное поражение от объединенных сил Кассандра, Лисимаха и Селевка. Антигон бился как лев, но пал под целой тучей дротиков. Деметрий чудом спасся, выйдя из окружения с восемью тысячами воинов.

Впоследствии Деметрию удалось на шесть лет стать царем Македонии, убив Александра V, сына Кассандра. Кончил Полиоркет трагически: предприняв безуспешный поход в Азию, царь Деметрий I потерял почти всю свою армию, и был вынужден сдаться своему давнему врагу Селевку.

Селевк бросил Деметрия в темницу, где тот скончался в 283 году до н.э. в возрасте 53 лет.

Гетера Ламия, впрочем, ни о возвышении, ни о гибели возлюбленного, похоже, уже не узнала. Судя по тому, что все упоминания о ней заканчиваются после 302 года до н. э., она либо умерла, либо была убита рассерженными афинянами. Нельзя исключать и того, что мастерица-флейтистка смогла сбежать из Афин и тихо прожила где-то в провинции до самой смерти.

Так сложилась судьба женщины, которая стала чуть ли не царицей родного города, была обожествлена своим возлюбленным, но вот от земляков-афинян удостоилась лишь неприличного прозвища…

Оцените статью