Первый звонок о том, что ее время начинает уходить, прозвенел для Марлен Дитрих в возрасте 49 лет, когда после выхода фильма Хичкока «Страх сцены» многие критики отметили, что молодая актриса Джейн Уайман, также сыгравшая в этом фильме, своей свежестью и непосредственностью затмила «забронзовевшую» диву.
И хотя сама Марлен Дитрих была по-прежнему обворожительна, этот факт, без сомнения, наложил сильный отпечаток на ее мироощущение.
В течение следующих 10-ти Марлен Дитрих снялась еще в 6-ти фильмах, но они уже не имели особого успеха у публики.
Наконец, в 1961 году вышла лента «Нюрнбергский процесс» в которой Марлен Дитрих сыграла жену казненного немецкого нацистского преступника,
Этот фильм вызвал резонанс во всем мире и вновь привлек всеобщее внимание к личности Марлен Дитрих.
Однако сама актриса была очень недовольна: перед съемками в «Нюрнбергском процессе» она сделала несколько пластических операций, но результат, увиденный на экране, ее расстроил:
В этой ситуации мне вспомнился рассказ одной фанатки Людмилы Гурченко, однажды увидевшей любимую актрису вблизи (дело было в середине 1980-х годов) и в сердцах сказавшей: «Ой! А у вас оказывается морщинки вокруг глаз!». После чего Людмила Гурченко едва сдержалась чтобы не разрыдаться.
Скорее всего, Марлен Дитрих испытывала те же чувства.
Однако, по сути, в этот период легендарная немка вполне могла бы перейти на острохарактерные возрастные роли, которые могли бы помочь ей обрести второе дыхание в кино.
Но прославленная актриса все же предпочла остаться в памяти поклонников роковой красавицей. Поэтому последние фильмы с Марлен Дитрих скорее просто стали ее затянутым во времени прощанием с кинематографом.
Впрочем, чем меньше Марлен Дитрих снималась в кино, тем чаще она стала давать концерты. Начиная с 1952 года (как раз после относительной неудачи с фильмом Хичкока) и без того плотный гастрольный график голливудской дивы постоянно только возрастал.
Расчет был правильным: низкий, проникновенный голос женщины-легенды еще долго очаровывал поклонников, а удаленность от зрителей на сцене и правильно выставленный свет продолжали формировать образ «божественной Марлен».
Однако все закончилось в 1975 году, когда 74-летняя певица во время концерта в Австралии упала в оркестровую яму и сломала шейку бедра.
Именно тогда Марлен Дитрих приняла решение спрятаться от мира, чтобы поклонники никогда больше не увидели ее старой и одряхлевшей, и заперлась в своей квартире в Париже.
Угасающая звезда милостиво позволила общаться с собой лишь нескольким самым близким друзьям, отказав всем остальным от дома.
Эти друзья впоследствии вспоминали, что если в начале своего затворничества Марлен Дитрих была еще вполне здравомыслящей, то спустя примерно год она начала резко деградировать.
Актриса пристрастилась к шампанскому и не пропускала ни дня без этого напитка. При этом ей хватало всего пары бокалов для того, чтобы начать вести себя агрессивно и неадекватно.
Под действием алкоголя Марлен Дитрих впадала в ярость и нередко кричала друзьям, чтобы они убирались и больше никогда к ней не приходили.
Однако на следующий же день затворница осознавала, что натворила, и начинала звонить и извиняться.
Если же друзья не брали трубки, что с годами становилось все чаще, то Марлен Дитрих забрасывала их жалостливыми письмами.
Здесь надо отметить, что у Марлен Дитрих была дочь по имени Мария Рива, которая, несмотря на то, что они с матерью никогда не были в особо теплых отношениях, периодически пыталась забрать ее к себе в Швейцарию.
Однако Марлен Дитрих всякий раз отказывалась, опасаясь, что дочь будет нарушать ее личное пространство и доминировать над дней.
При этом всех нанятых дочерью сиделок актриса неизменно выгоняла, позвонив в полицию и сказав, что у нее квартире находится какой-то посторонний человек.
В концов концов, одним из последних близких друзей с Марлен Дитрих остался только актёр Луи Бозон, который жил по соседству и несколько раз в неделю приходил к нашей героине.
Бозон не просто скрашивал одиночество Марлен Дитрих, он даже стриг ей ногти, красил волосы и носил на руках в ванную.
Луи Бозон вспоминал, что Марлен Дитрих могла позвонить ему до 20 раз в течение дня. При этом настойчивые звонки начинались с восьми утра и продолжались до поздней ночи.
Бозон записал некоторые из них на пленку. Вот, например, как звучит один из типичных диалогов между ним и Марлен Дитрих:
— Вы так быстро ушли вчера?
— Мне показалось что я вам наскучил и решил откланяться
— А я испугалась, что вы на меня разозлились.
— Вовсе нет. Вы же знаете что я поссорился с вами лишь однажды и больше этого не допущу.
— Не бросайте меня! Ладно? Вы же знаете, что я совсем одна!
— Я знаю.
— Никого рядом! Не бросайте меня, ладно? Пожалуйста!
и т.д.
Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года в возрасте 90 лет. Она 15 лет не выходила из дома и концу жизни уже находилась в каком-то сумеречном состоянии сознания.
При этом уже упомянутый Луи Бозон — последний преданный друг этой женщины-легенды, в своих интервью после ее смерти утверждал, что, закрывшись от общества, она сделала неправильный выбор.
Марлен Дитрих следовало бы принять свой возраст, и тогда конец ее жизни был бы несравненно более счастливым.