Последняя просьба Пушкина. Зачем поэт приходил в мастерскую Брюллова накануне дуэли

До дуэли оставалось два дня. Пушкин знал, где найти Карла, поэтому поспешил к нему в мастерскую и в который раз попросил… нет, чуть ли не умолял написать портрет его жены Натальи Гончаровой.

Была и еще одна просьба.

Эх, знал бы тогда Карл Брюллов, что это будет последняя просьба Пушкина, может, и согласился бы. Но раз за разом он упорно отказывался.

Интересно, почему? Чем ему не угодила или не понравилась Наталья, ведь в свете все считали ее невероятно красивой?

«Думал о тебе, моя прелесть»

Когда Пушкин и Наталья Гончарова были еще не женаты, но помолвлены, поэт негодовал: как это так, у него нет портрета любимой невесты. А все потому, что на тот момент у Гончаровых был только карандашный портрет маленькой Натальи.

Поэтому, когда Пушкин женился, он заказал у Александра Брюллова (брата известного художника Карла Брюллова) акварельный портрет Натальи Николаевны.

Вам всем этот портрет очень хорошо знаком, вот он:

Здесь Наталье Николаевне 19 лет, и она в положении. Ну правда ведь, хороша?

Образ Натальи получился нежным, воздушным, но при этом с нотами роскоши, о чем говорят, например, бриллиантовые серьги. Кстати, серьги эти Пушкин взял «напрокат» у одного своего приятеля. Хотел, чтобы жена его на портрете блистала.

Годы шли, и портретов жены Пушкин больше не заказывал. Но в 1835 году Александр Сергеевич решает заказать новый ее портрет — пока это было только в мыслях, и поэт еще не знал, к какому художнику обратиться.

И тут в Россию в декабре 1835 года после нескольких лет жизни и творчества в Италии возвращается художник Карл Брюллов. Он вернулся по настоянию Николая I и должен был занять один из руководящих постов в Императорской Академии художеств.

К тому моменту художник был на пике популярности, его приглашали на балы и светские приемы — и вот на одном из таких мероприятий Пушкин и познакомился с Брюлловым, это была весна 1836 года.

У Александра Сергеевича больше не осталось сомнений: портрет жены нужно заказывать именно у Карла Брюллова.

Находясь в разлуке с Натальей Николаевной, Пушкин пишет ей о своем намерении:

«Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен.

У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя; …он настоящий художник, добрый малый, и готов на все.»

Когда Пушкин писал письмо своей жене, он был уверен, что Брюллов возьмется за заказ. Но не тут-то было…

Почему Брюллов отказался писать портрет Натальи Гончаровой (Пушкиной)

Пушкин и Брюллов сблизились: они общались, переписывались, и были друг у друга в гостях. И вот однажды за обедом поэт озвучил свою просьбу — написать портрет Натальи Николаевны. Художник вглядывался в Наталью, «оценивал», какая работа ему предстоит, какие черты лица у нее, но внятного ответа от него не последовало.

Через некоторое время Пушкин вновь напомнил ему, что хочет заказать портрет жены. Но и в этот раз художник ушел от ответа (по другим сведениям, сказал что-то вроде того, что Наталья не подходит под его типаж — он очень любил писать портреты итальянок, а Наталья на итальянку не походила).

Дело в том, что Карл Брюллов, находившийся на вершине популярности, брался не за каждый заказ, а только за те, которые ему действительно нравились. Он был очень избирателен, придирчив — и если он не хочет, он не возьмется за работу. Ему предлагали даже написать портрет императора Николая I, но он тоже отказался.

Брюллов не считал Наталью Николаевну красивой. У него были свои эталоны женской красоты, и супруга Пушкина в них не вписывалась. К тому же у нее было косоглазие, и в понимании Брюллова это не придавало ей очарования.

То есть все считали ее красавицей, а Брюллов не видел в ней ничего красивого… При этом с Пушкиным и его семьей у него были прекрасные дружеские отношения, и Брюллов даже задумывался, чтобы написать портрет самого Пушкина.

Последняя просьба

Последний раз Пушкин обратился к Брюллову за пару дней до дуэли с Дантесом, но ответ был все тот же, и поэт уже смирился. Это было 25 января 1837 года.

Как рассказывает ученик Брюллова Аполлон Мокрицкий, Пушкин пришел в мастерскую вместе с Жуковским, и там поэт увидел один смешной рисунок и попросил подарить, но рисунок был нарисован для одной княгини.

«Пушкин… хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище, но рисунок уже принадлежал княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой.

Пушкин был безутешен: он с рисунком в руках стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: «Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня, отдай мне этот»

А уже 27 января Пушкин был ранен на дуэли, и скончался через несколько дней.

После смерти поэта Карл Брюллов читал стихи Пушкина, восхищался его талантом и сожалел о том, что отказался и написать портрет жены, и подарить тот смешной рисунок.

Тот акварельный портрет, созданный его братом — единственный портрет, который был при жизни Пушкина. Все остальные — а их много, и на них Наталья Пушкина, а во втором браке Ланская, невероятно красивая! Но об этом расскажем уже в следующих статьях.

Вот такая история произошла с портретом Натальи Пушкиной (Гончаровой). Как вы считаете, правильно ли поступил Карл Брюллов? И вообще, считаете ли вы жену Пушкина красивой. Делитесь своим мнением в комментариях — обсудим!

Оцените статью
Последняя просьба Пушкина. Зачем поэт приходил в мастерскую Брюллова накануне дуэли
Слишком красивые и некрасивые: каких советских актёров не хотели снимать в кино