Послушная девка

«Спишь, Алёнка?», — прокряхтел старик. У лежащей на печке крестьянской девочки сердце в пятки ушло, она села, обхватив ноги руками, вжалась спиной в угол, точно надеясь, что муж не заметит ее, не найдет.

Заметил, нашёл.

«Вот ты где? — спросил елейно. — А я уж ищу-ищу. Ну, идь сюды, ты у меня девка послушная».

Родилась Алёнка в Поволжье, в казачьем селении Выездная слобода на берегу речки Тёши. На другом берегу Тёши — город Арзамас.

Предков Алёнки поселил в Выездной слободе сам Иван Грозный, и надлежало им охранять город Арзамас и весь Арзамасский край от марийцев, чувашей, татар и мордвы.

После победы России в Черемисской войне, необходимость в военной службе выездновских казаков отпала, а в 1635 году царь Михаил Романов даровал Выездную слободу верному своему боярину Борису Салтыкову.

Так выездновские из казаков враз превратились в крепостных, к вящему своему неудовольствию.

Отец Алёны, хоть и называл себя казаком и гордился казацкой кровью, был уже обычным крестьянином, да, к тому же, из самых бедных. Многодетная семья ютилась в убогом домишке. Отец нанимался батраком к зажиточным выездновцам, рыбачил, охотился с рогатиной на медведя, зимой плел рыболовные сети.

Так и жили.

Алёнка росла быстро. К пятнадцати годкам уже превратилась в статную, стройную красавицу. Щеки румяные, глаза зеленые, две русые косы каждая в руку толщиной. Сильная девка, настоящая казачка. Но, при этом, — послушная и скромная. Родителям слова поперек не скажет.

Отец и мать, между тем, задумали «хорошенькое дельце» — выдать Алёнку замуж за соседа, богатого крестьянина. У жениха — огромная пасека, амбары ломятся от зерна, а подполы — от снеди. Одного оброку барину платит по сту рублей в год.

Сосед, конечно, старик, шестой десяток давно разменял, но еще крепок и жилист. Родители требовали, чтобы Алёна шла за старика, и барин Салтыков дал свое соизволение на брак.

Ну, Алёнка и пошла — девка-то послушная.

Плохо ей со стариком жилось. Шагу не даст ступить, понукает, куском хлеба попрекает. Но самым тяжелым для бедной красавицы были ночные часы. Старик, хоть и седая борода, да руки трясутся, на печку к юной жене лазать повадился.

Алёнка плакала, умоляла — да бестолку. Законный супруг, не отвертишься.

Но — отвертелась. Через год постылого брака забрал Господь старика. Алёнка стала вдовой, да вот только богатство мужа ей не досталось. Все барин Салтыков к рукам прибрал. Домину, амбары, снедь в подполах.

Да и на саму молоденькую вдовушку глаз положил. Хотел было барин забрать Алёнку к себе в гарем, но да та уже взрослой была, ученой, и не такой послушной, как раньше. Отвертеться сумела, обезопасить себя.

Приняла Алёнка постриг в Арзамасском Николаевском монастыре — стала инокиней. Барин, даром что девок красивых любил, был человек богобоязненный — отступился.

И началась у Алёны совсем другая жизнь! В монастыре она овладела грамотой, полюбила читать жития святых.

Одна из монахинь принялась обучать Алёну народному врачеванию. Юная казачка училась с легкостью, и вскоре превзошла свою наставницу, приготовив великолепное снадобье от гнойных ран.

Многим спасла жизни инокиня Алёна. Слава о монастырской целительнице распространилась далеко за пределы Арзамасского края, со всей Руси-матушки приходили хворые да болящие за излечением, за добрым словом.

И Алёна всем помогала по мере сил, всех привечала. В народе целительницу прозвали Алёна Арзамасская.

В 1669 году возмутилась Русь, поднялась волна против притеснений простого народа — восстание Стеньки Разина.

Алёна, много зла испытавшая по вине крепостного права, выступила на стороне Стеньки против бояр, дворян, воевод, дьяков, церковников.

Тайно сняв облачение монахини, Алёна состригла длинные волосы, надела мужское платье и навсегда покинула обитель.

Алёна Арзамасская была к тому моменту весьма известна, и ей не составило труда собрать около 400 человек. С этим отрядом Алёна направилась к городу Темников на реке Мокше. Отсюда второе прозвание инокини-воительницы — Темниковская.

По дороге в отряд Арзамасской вливались все новые и новые крестьяне. В деревнях Алёну встречали с неменьшим ликованием, чем Стеньку: настрадался народ от крепостного права и жаждал освобождения.

Отряд Алёны совершил несколько удачных нападений на царские войска, после чего официальные власти стали распускать слух, что атаманша — ведьма, использующая «заговорные письма и коренья».

В 1670 году произошло объединение отряда Алёны с отрядом атамана Федора Сидорова. В результате образовалась грозная сила почти в 1000 человек. Этого оказалось достаточно, чтобы нанести чувствительное поражение арзамасскому воеводе Леонтию Шайсукову.

Пустив отряд Шайсукова в бегство, Алёна, наконец, добралась до Темникова, и взяв город штурмом, стала править им как градоначальница.

Жила Алёна в тереме бывшего темниковского воеводы. Правление атаманши продолжалось более двух месяцев. За это время в Темникове было устроены «лекарни» как для раненых повстанцев, так и для горожан. Все вопросы по управлению городом решались на вече.

В конце ноября 1670 года, узнав, что к городу приближается крупные отряды воевод Василия Ивановича Волжинского и Юрия Алексеевича Долгорукова, Алёна и атаман Федор Сидоров решили вывести войска за город, чтобы не угодить в ловушку.

Повстанцы успели отойти примерно на пятнадцать верст от Темникова, когда их атаковал отряд Волжинского. 30 ноября 1670 года все было кончено: войско Алёны было почти наголову разгромлено. Но атаманши-инокини среди погибших не было.

Пока Волжинский громил бунтовщиков в степи, Долгоруков вошел в Темников и обнаружил, что Алёна не покинула город, спрятавшись в церкви с верными сторонниками.

Современник, немец Иоганн Фриш, писал в своем труде о восстании Разина:

«Она продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена».

4 декабря 1670 года по приказу воеводы Долгорукова Алёну пытали на дыбе, требуя сознаться в ведьмовстве. Арзамасская воительница сказала лишь, что лечила людей травами да кореньями.

За разбой и колдовство женщину присудили к сожжению в срубе. О казни Алёны сохранилась следующая запись Иоганна Фриша:

«Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

Так сложилась судьба женщины, которую много позднее, уже в XX веке, назовут легендарной воительницей, сражавшейся за идеалы добра и справедливости, русской Жанной Д’Арк.

Оцените статью