«За несколько недель до исчезновения великой певицы Кристины Даэ и трагедии, которая опечалила всех в предместье Сен-Жермен, танцовщицы много говорили о «привидении»», — написал Гастон Леру в своем мрачном романе о «призраке Оперы».
Действительно, в этой истории была и Кристина, и таинственное привидение. Однако легенд в вокруг «Ангела музыки», жившего в опере, так много, что никто не знает, есть ли в них крупица истины…
28 октября 1873 года в старом оперном театре в Париже вспыхнул страшный пожар. Молодому и талантливому пианисту Эрнесту удалось вырваться из огня, но его лицо оказалось чудовищно изуродовано. Однако куда мучительнее, чем физические страдания, оказались страдания душевные: в пожаре погибла юная балерина — возлюбленная Эрнеста.
Обезумевший от утраты пианист поселился в подвалах строящегося здания нового театра — Опера Гарнье, где стал сочинять свою идеальную музыку. Свадебный марш, под который он мечтал повести свою невесту к алтарю…
Спустя несколько лет о звуках музыки, доносящихся из-под сцены заговорили актеры и рабочие. Кто-то не только слышал, но и видел таинственного человека с ужасным лицом, который приходил ниоткуда и уходил в никуда, исчезая в сплетении коридоров.
Говорят, единственной, кому удалось вблизи разглядеть незнакомца, была шведская певица Кристина Нильссон, выступавшая в Париже. Она звала его «Ангелом музыки» и утверждала, что он — человек в черном плаще с лицом, скрытым маской, — появлялся в ее гримерке…А еще Кристина, как и многие другие, слышала удивительно красивую музыку, доносящуюся словно из-за стен.
Несмотря на зловещие слухи, до поры до времени Эрнест никому не причинял зла. Но 20 мая 1896 года, во время исполнения «Фауста», оборвался один противовес, заставив качнуться большую и тяжелую люстру. Противовес весом в 750 килограммов упал на место № 13, где сидела дама по имени Клодин Шомейль.
Несчастная погибла, а вскоре, по слухам, директор оперы получил письмо, в котором загадочный человек требовал 20 тысяч франков в месяц и вечный абонемент на ложу № 5, чтобы трагические происшествия не повторялись.
Однако драмы на этом не закончились. И вскоре стены оперы сотрясло еще одно таинственное происшествие: был найден убитым рабочий сцены, но дело так и не было раскрыто.
Находились смельчаки, которые пытались отыскать загадочного «Ангела музыки». Предполагалось, что он устроил свою обитель на нижних этажах здания возле самой воды…
Там, где с момента постройки Опера Гарнье в 1860 году, примерно в десяти метрах ниже сцены, находилось рукотворное поземное озеро.
Оно было спроектировано архитектором Шарлем Гарнье, который опасался, что уровень грунтовых вод, питаемых одним из рукавов реки Сены, может вызвать разрушение здания. Созданный Гарнье резервуар площадью 25 на 50 метров позволил стабилизировать конструкцию и избежать подтоплений.
Однако убежище «Призрака» так и не было найдено. Хотя в начале 1900-х годов и ходили слухи об обнаружении загадочного скелета на нижних этажах оперы…
Отголоски существования старых легенд находят свое место и сейчас. За ложей № 5 официально закреплена ее принадлежность «Призраку Оперы».
А озеро сейчас исполняет не только важную архитектурную функцию. Прозрачность воды и ее температура в 12 градусов создают особые условия, подходящие для тренировок водолазов, работающих на государственные структуры.
В подземном озере обитает рыба — карпы, окуни, угри. И это тоже, как гласит легенда, дань традиции. Когда водолазы теряют одного из своих, они выпускают в воду рыбу в память об ушедшем.
Считается, что в настоящее время таинственные незнакомцы уже не посещают оперу. А вот постановщики «Призрака Оперы» то и дело сталкиваются со странными происшествиями.
Последним стал пожар, вспыхнувший 25 октября 2016 года в парижском театре Могадор, где должна была состояться премьера мюзикла. Была разрушена часть сцены, пострадали декорации и костюмы, но огонь удалось остановить до того, как он нанес более существенный ущерб.
Собрав парижские легенды, Гастон Леру сумел написать книгу, которой зачитывается уже не одно поколение. Но куда живее истории оказываются легенды, окружающие «Ангела музыки» и все, что с ним связано.