Отечественное искусство неизменно привлекает европейскую публику. Аукционные дома «срывают» огромную прибыль на торгах, так или иначе связанных с Россией. В 2018 г. лондонский аукционный дом «Sotheby’s» впервые представил предметы из личной коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
Продаже реликвий были посвящены специальные торги «Rostropovich & Vishnevskaya: The Private Collection». Среди ста предметов из семейного собрания — русская эмаль XVII в., музейный фарфор, картины, редкие драгоценности, исторические музыкальные инструменты, антикварная мебель.
Примой торгов была виолончель XVIII в. работы Джованни Батиста Гваданини, ученика Страдивари. Растропович приобрёл уникальный инструмент у немецкого музыканта-любителя и коллекционера. Своё желание иметь именно эту виолончель Мстислав Леопольдович связывал с историей из своей юности.
В возрасте 18 лет он выиграл золотую медаль на первом в Советском Союзе конкурсе молодых музыкантов и приписал свой успех виолончели Гваданини, которую он использовал. После того как музыкант уехал из России в 1974 г., он отвез инструмент скрипичному мастеру в Швейцарии.
Там и открылась правда происхождения виолончели. Она не имела ничего общего с этим производителем. Ростропович пообещал себе, что однажды у него будет прекрасная виолончель Гваданини.
Ещё один невероятный лот из коллекции прославленной четы носит название «Скрипка Энгра». Скульптура была создана Сальвадором Дали после встречи с Растроповичем. Великий виолончелист три часа играл произведения Жоржа Бизе, а Дали творил и плакал.
Закончив скульптуру, мэтр подарил её Ростроповичу в знак своей дружбы с ним и его семьей, в знак признания великого музыкального гения. «Скрипка Энгра» сделана из бронзы и покрыта золотом и серебром.
Отдельный аккорд торгов, конечно же, драгоценности Галины Вишневской. Хочу познакомить вас с украшением, достойным своей владелицы — малая парюра с драгоценными камнями, изготовленная швейцарским ювелиром Альбертом Гилбертом.
Комплект состоит из колье, кольца и пары ушных клипс. Уникальность малой парюры состоит в сменных бусинах внутри украшений. Камни круглой огранки представлены тремя комплектами: прозрачный розовый кварц, гематит и керамика. Основа комплекта выполнена из 18-каратного золота.
Бриллиантовая полупарюра Галины Павловны также стала незабываемым лотом на прошедших торгах. Комплект состоит из колье, украшенного крестообразными мотивами и бриллиантами классической огранки длиной около 470 мм и браслета аналогичного дизайна длиной около 190 мм.
Ярким лотом стало и массивное ожерелье с аметистом и бриллиантами. В центре колье установлен аметист огранки «подушка» с цанговым зажимом весом около 53,46 карата на цепочке с бордюрным звеном. Центральные звенья колье инкрустированы бриллиантами классической огранки. Длина украшения около 440 мм.
Незаурядной вещицей смотрелся на торгах и портсигар, украшенный сапфирами и бриллиантами. Аксессуар датировался 1930-ми годами. Прямоугольный футляр, украшенный с каждой стороны сапфирами квадратной и багетной огранки и бриллиантами классической огранки производства ювелирной компании «Van Cleef & Arpels» также нашёл нового владельца.
Особый исторический интерес у покупателей вызвал шифр фрейлины императрицы Александры Фёдоровны. Придворные дамы имели особые знаки отличия с портретами императриц, украшенные драгоценными камнями. Такие броши назывались фрейлинский шифр или вензель.
Украшение изготавливалось из золота. На нём обязательно изображался один инициал (монограмма) императрицы, при дворе которой состояла фрейлина. Композицию венчала стилизованная императорская корона. Носить брошь полагалось на левой стороне корсажа платья.
Представленный лот в виде кириллического инициала «А» императрицы Александры Федоровны инкрустирован розовыми бриллиантами, увенчан навесной розовой бриллиантовой Императорской короной.
Многое было продано на торгах. Так, с аукциона «ушёл» и фантастический перстень Галины Павловны — великолепный изумруд. Такой же яркий, какой осталась в нашей памяти и его обладательница.