Пять лет назад ушел Алексей Баталов – не просто актер, но и режиссер, мастер литературного слова, народный артист СССР, общественный деятель, который умел создавать высокие образы – сильные, умные, многогранные. Алексей Владимирович был кумиром миллионов, но, прежде всего, он был кумиром интеллигенции.
Родился актер в интеллигентной семье актеров во Владимире 20 ноября 1928 года. После развода родителей его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова, в их доме часто собирались гости и вели умные разговоры. Маленький Алеша видел Михаила Булгакова, Осипа Мандельштама, Фаину Раневскую, Нину Русланову, Бориса Пастернака, Анну Ахматову, Дмитрия Шостаковича.
Позже Алексей Баталов признавался, что общение в таком кругу помогло ему сформироваться как личности – он полюбил читать классику, но самое главное, что он влюбился в театр.
Неудивительно, что в выборе профессии Алексей Владимирович не сомневался – после окончания школы он поступил в Школу-студию МХАТа. В 1950 году он получил диплом, и отправился работать сначала в Центральный театр Советской армии, а затем во МХАТ.
В кино он дебютировал в 1944 году, сыграл в эпизоде фильме «Большая семья» Иосифа Хейфица. Режиссер сказал, что увидел в молодом актере живого, а не плакатного героя. После этого Хейфиц снял Баталова в четырех своих фильмах – «Дорогой мой человек», «Дело Румянцева», «Дама с собачкой» и «День счастья».
Актер играл искренних людей с чистой душой и помыслами, которые отличаются внутренней силой. Именно за это его и полюбила интеллигенция – его герои не были плакатными, односложными.
К тому же Алексей Владимирович был человеком очень разборчивым – он выбирал действительно интересные роли. У Марка Донского он сыграл в киноленте «Мать», у Михаила Калатозова – в фильме «Летят журавли». Настоящая классика!
Очень убедительной у Баталова вышла роль физика Гусева в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Настоящее авторское кино того времени.
«Бег», «Живой труп», «Звезда пленительного счастья», «Чисто английское убийство», Скорость», «Москва слезам не верит», «Зонтик для новобрачных» — мало кто из коллег Баталова снимался в таком количестве фильмов, ставших классикой отечественного кино. Не удивительно, что в 1969 году Алексей Владимирович стал самым молодым народным артистом РСФСР.
В 1958 году Баталов сам снял фильм «Шинель», после чего выпустил еще два фильма – «Три толстяка» и «Игрок». В каждом случае Алексей Владимирович бережно переносил классику на экран.
С 1975 года Алексей Баталов преподавал во ВГИКе, а через четыре года стал здесь профессором. С 1989 года он заведовал кафедрой актерского мастерства. Не раз актер давал мастер-классы по технике русской актерской школы. А еще он писал сценарии, книги, стихи и даже детские сказки.