Эта прекрасная роза названа в честь одной из самых блестящих виолончелисток прошлого века Жаклин Дю Пре. Она успела сама выбрать цветок, который будет носить ее имя. Через несколько месяцев Жаклин умерла. Ей было всего 42 года.
На долю этой красивой и фантастически талантливой женщины выпало много счастья, признания и славы. Но все это в один момент словно уравновесила тяжелая болезнь, а следом и предательство любимого мужчины. Его карьера оказалась важнее преданности той, которой поклялся в верности в священном месте.
Жаклин Мэри Дю Пре родилась 26 января 1945 года в Оксфорде, Англия. Ее мать, Айрис, была пианисткой и музыкальным педагогом. Отец «Джеки», как ласково называли Жаклин, работал бухгалтером в банке «Ллойдс».
Когда Джеки было 4 года, она случайно услышала по радио звук виолончели. Девочка тут же обратилась к маме и сказала: «Я хочу издавать этот звук». Виолончель стала спутницей Жаклин на всю оставшуюся жизнь.
Начало короткого, но триумфального пути
Уже в 5 лет Джеки начала учиться в лондонской школе виолончели у преподавателя Элисона Дэлримпла. А в семь лет попала в старейшую «Школу музыки и драмы Гилдхолл» в Лондоне, где оттачивала свое мастерство у известного виолончелиста Уильяма Плита.
В 13 лет Жаклин Дю Пре завоевала приз Suggia среди молодых виолончелистов на престижном международном конкурсе. Но уже спустя год, качество ее игры было настолько выдающимся, что она появилась в телепрограмме BBC в концерте для виолончели Эдуарда Лало.
В мае 1959 года Жаклин повторила успех с Уэльским оркестром BBC в Кардифе. Джеки также дебютировала в записи Концерта для виолончели № 2 Йозефа Гайдна с Королевским филармоническим оркестром.
Дальше награды самой высокой пробы сыпались на Джеки как из рога изобилия. Она не проигрывала ни в одном конкурсе. В апреле 1960 года завоевала золотую медаль в Музыкальной школе Гилдхолл. В конкурсе на получение Королевской премии жюри во главе с Иегуди Менухиным присудило ей первую премию.
Менухин был настолько поражен талантом маленькой девочки, что пригласил Джеки выступить в трио вместе с ним и его сестрой Хефзибой Менухин. С тех пор исполнительская карьера Жаклин Дю Пре стремительно развивалась.
1 марта 1961 года Дю Пре дала свою премьеру в Уигмор-холле в Лондоне.
В том же году крестная мать Жаклин подарила ей виолончель Страдивари 1673 года. Этот инструмент обладал совершенно особым, богатым звучанием.
Именно на «Страдивари» Жаклин впервые исполнит Концерт для виолончели Эдварда Элгара, произведение, которое навсегда будет связано с именем Дю Пре.
Все, кто видел ее исполнение Эд. Элгара 1 марта 1962 года с Симфоническим оркестром BBC, выходили из Королевского фестивального зала в состоянии, близком к эйфории.
«Это надо не только слышать, но и видеть! Такая энергетика! Музыка становится осязаемой, она видна в ее жестах, в ее мимике, в каждом взмахе смычка. И это совсем не показуха: видно, что Жаклин живет ею» — рассказывали очевидцы.
Наверное, сам Элгар удивился бы, услышав концерт в ее исполнении! Такое богатство оттенков, такая тонкая передача их скрытого содержания.
В 20 лет Дю Пре была в расцвете своих творческих сил. Билеты на ее концерты раскупались в первые 10 минут продаж.
Но сама Джеки никогда не была полностью удовлетворена своими исполнительскими способностями. В 1966 году она поехала в Москву учиться у Мстислава Ростроповича.
Ростропович был чрезвычайно доволен своей ученицей. Однажды он сказал: «Жаклин Дю Пре единственный виолончелист молодого поколения, который может сравняться и превзойти мои собственные достижения».
Она училась у Ростроповича полгода и очень хотела участвовать в конкурсе Чайковского в Москве. Но Мстислав Леопольдович почему-то попросил ее этого не делать. Жаклин согласилась. Она совсем не обиделась на педагога, потому что знала, как искренне учитель ее любит и ценит талант.
Чего стоит только то, что Ростропович исключил Концерт Элгара из своего репертуара и с гордостью признался:
«Моя ученица Жаклин Дю Пре сыграла его гораздо лучше, чем я, потому что у меня не было того свежего взгляда, которого требовало произведение такого рода».
Идеальная жена для музыканта
Они познакомились на Рождество 1966 года в доме общих друзей. Жаклин и Даниэль Баренбойм сели и сыграли сонату для виолончели Иоганнеса Брамса. Все были в восторге. Молодые музыканты прекрасно понимали друг друга в музыке и за ее пределами.
«Она уникальный творец», — говорил Баренбойм о Дю Пре. Жаклин не совсем разбирается в музыкальных вещах, как музыковед, но у нее сверхъестественные музыкальные инстинкты и необычайная живость ума. Увидев ноты впервые, она могла не только сыграть музыку, но и сразу понять суть произведения».
Очень быстро израильский дирижер и пианист Даниэль Баренбойм стал кумиром для 21-летней виолончелистки. В каждом ее взгляде на Даниэля было столько любви, преданности, обожания и страсти, что всем вокруг быстро стало понятно — Джеки влюблена в Баренбойма.
Даниэль, который был старше девушки на три года, принимал ее любовь и был не против находится в лучах славы Жаклин. Позже они сыграют вместе много концертов. Во-многом благодаря Дю Пре Даниэль станет известным дирижером и получит престижную должность, ради которой оставит больную жену.
Приняла иудаизм, чтобы стать женой
Чтобы стать женой Баренбойма, Дю Пре пришлось принять иудаизм. Их свадьба состоялась 15 июня 1967 года у Стены Плача после концертов, которые прошли по всему Израилю. Даниэль называл свою жену «Смайлик», потому что на ее лице редко не было улыбки.
С тех пор супруги постоянно выступали и записывались вместе. Баренбойм выходил на сцену как в роли дирижера, так и в роли пианиста.
Начало конца
Жаклин не сразу поняла, что происходит нечто непоправимое.
Она не могла точно определить время, когда начала чувствовать потерю ощущений в пальцах и руках. Ее карьера была на высочайшем пике, виолончелистка слишком занята концертными поездками по миру, чтобы обращать внимание на некоторое покалывание в руках, немеющие ноги и слабеющее зрение.
Постепенно болезнь била по самым ценным местам. Стали неметь кончики пальцев: ее волшебные пальцы, позволявшие ей извлекать тончайшие нюансы из инструмента, начали терять чувствительность.
В 1971 году с Дю Пре случилась катастрофа прямо во время выступления.
Она вспоминала: «Я никак не могла заставить свои руки и пальцы подчиняться, потому что не чувствовала их перемещения по грифу. Я была напугана. Нахожусь на сцене и впервые не знаю, куда направляются мои пальцы, я не могу выровнять их и заставить работать как надо».
Джеки вернулась в Англию измученная. Борясь со странным состоянием, которому пока не было объяснения, Дю Пре все еще пыталась продолжать свою исполнительскую деятельность. Диск с сонатами для виолончели Шопена и Франка, созданный с Баренбоймом в декабре 1971 года, стал ее последней студийной записью.
В 1972 году Жаклин почти не выступала. В последний раз виолончелистка сыграла концерт Элгара в 1973 году.
Жаклин вспоминала о том последнем концерте:
«Начальная каденция концерта — самая трудная. На репетиции мне она никак не давалась. Мне было стыдно, но все были со мною очень милыми, полагая, что я нервничаю. А я никак не могла понять, что со мной происходит.
В тот вечер я приехала в концертный зал, но не смогла открыть футляр виолончели и взять инструмент в руки. Меня охватила самая настоящая паника. Мой выход на сцену был для меня шествием на плаху».
Только в 1973 году врачи наконец огласили окончательный диагноз — рассеянный склероз. Кроме слабости в руках и ногах появились и все другие, сопутствующие этой болезни симптомы: снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, ухудшение памяти и т.п. Это был крах всего, чему она отдавала свою жизнь.
Жаклин Дю Пре пришлось закончить фантастически успешную карьеру в 28 лет. Но это были не последние удары в жизни Джеки.
Вскоре Дю Пре парализовало, ей пришлось передвигаться в инвалидной коляске. Она не могла одеваться сама, не могла стоять.
«Мне пришлось научиться заново строить свою жизнь», — сказала она. Я хожу на концерты и встречаюсь с друзьями. И музыка все еще жива в моей голове. Никто не знает, смогу ли я когда-нибудь вернуть себе подвижность. Я верю в реалистичный оптимизм, а не в принятие желаемого за действительное».
Предательство супруга
К сожалению, пословица «и в горе, и в радости» оказалась не про Даниэля Баренбойма.
«Признаюсь, иногда было трудно сопровождать жену. Она зачастую не совсем понимала, что нам, простым смертным, сложно за ней следить» — это слова Баренбойма.
Как только молодой здоровый мужчина понял, что Жаклин теперь не сильная мира музыки, а балласт на его плечах, он… Нет, не развелся. Он просто уехал в Париж, где у него появилась другая женщина — пианистка Елена Башкирова.
Пока Дэниэль делал карьеру главного дирижера Парижского оркестра, Джеки жила в лондонском доме престарелых. Она умерла в октябре 1987 года. Год спустя Баренбойм женился на своей новой любви, Елене Башкировой, от которой у него уже было двое сыновей.
В доме престарелых Жаклин навещали друзья и родственники, приезжал даже Ростропович с супругой Галиной Вишневской….
Прошло 14 лет борьбы за жизнь, борьбы, которую невозможно было выиграть. Сорок второй год жизни стал для Жаклин Дю Пре последним.