Родилась под несчастливой звездой, в нищете и безвестности

София Лорен – легендарная актриса, чья судьба достойна романа. Кто бы мог подумать, что эта яркая женщина, покорившая весь мир своим талантом и красотой, появилась на свет в бедной римской клинике, где находили приют матери-одиночки?

Но именно там, 20 сентября 1934 года, и родилась малышка София Шиколоне. Ее отец, Риккардо Шиколоне, дал девочке свою фамилию, но жениться на ее матери, Ромильде Виллани, так и не захотел. А ведь будущее в те времена, когда Муссолини уже вовсю воевал с Эфиопией, и без того рисовалось в довольно мрачных тонах…

Особенно непросто пришлось Ромильде. Уроженка провинциального городка Поццуоли, что неподалеку от Неаполя, она была невероятно похожа на знаменитую Грету Гарбо. Настолько, что даже заняла первое место на конкурсе двойников актрисы!

Талантливая пианистка, стипендиатка неаполитанской консерватории – казалось бы, Ромильде суждено блестящее будущее. Ей даже предложили поехать в Голливуд – вот она, удача! Но строгая мать воспротивилась, не пустила дочь за океан. И тогда амбициозная девушка, мечтая во что бы то ни стало пробиться в кинематограф, сорвалась в Рим.

Ну а там – злополучная встреча с Риккардо, любовь до беспамятства, внезапная беременность… В итоге – одна-одинешенька с ребенком на руках, без работы и средств к существованию!

Но крепка ли та любовь, что пасует перед первыми же трудностями?

Гордая Ромильда вернулась в Поццуоли к родным, поджав хвост. Виллани, конечно, приняли блудную дочь, выходили малышку Софию.

Вскоре грянула война, в Италии наступили голодные времена. Представьте только: душный железнодорожный тоннель, набитый перепуганными людьми. Немытые тела, вонь нечистот, удушающий смрад… И так – ночь за ночью, месяцами напролет.

Ведь это единственное убежище от вражеских налетов! Каково там было маленькому ребенку, вообразить страшно.

Слава Богу, дом Виллани уцелел. Боевые действия постепенно сошли на нет, жизнь стала налаживаться. Вот только нищета никуда не делась – есть было нечего, пить тоже. Единственной отдушиной для жителей несчастного городка стал вновь открывшийся кинотеатр «Саккино».

Там крутили американские фильмы, и юная София могла смотреть их снова и снова, каждый раз словно впервые окунаясь в прекрасный мир, далекий от ее безрадостного детства. Девочка буквально заболела кино! И пусть пока она была всего лишь зритель – через некоторое время все изменилось.

Так и вышло. Стоило Софии чуток подрасти и похорошеть, как мама буквально силком затащила ее на конкурс красоты «Принцесса моря» в Неаполе. Портнихой поработала бабушка, сварганив платье из старых портьер. А мать даже туфли умудрилась перекрасить, они из черных «превратились» в белые!

И хоть главный титул 14-летней Софии тогда не достался, приз и почетную ленту она все же получила. Ромильда, почуяв, что удача повернулась к ним лицом, решила действовать. Собрала нехитрые пожитки и махнула покорять Рим, прихватив с собой дочь. Пусть самой не удалось пробиться в актрисы, так хоть София воплотит материнские мечты!

Поначалу все складывалось не очень. Мать и дочь ютились в крохотной комнатушке, целыми днями бегали по кастингам и агентствам – а воз и ныне там, работы нет.

Приходилось Софии подрабатывать в фотороманах, исполняя роли ромал да арабок. Там-то ее и заметил один режиссер, решивший, что фамилия Шиколоне звучит как-то неблагозвучно. Так София стала Лаццаро, что для начала было неплохо.

Правда первое время доставались ей лишь эпизоды да роли в низкобюджетных фильмах, но настырная девчонка не унывала. Верила: ее звездный час еще впереди.

И судьба в лице Карло Понти сделала свой ход.

Он – известный и влиятельный кинопродюсер, открывший немало звезд. Она – начинающая актриса, подрабатывающая в комиксах ради куска хлеба. Их встреча произошла в модном римском клубе на конкурсе «Мисс Италия».

Карло входил в жюри, София просто пришла посмотреть. Но один из организаторов ее заметил и уговорил принять участие. Девушка долго упиралась, но в итоге согласилась и заняла второе место, получив приз «Мисс Элегантность», учрежденный Понти явно специально для нее!

А ведь ей было тогда всего 16, а ему почти 40, он был женат и был отцом двоих детей. Ни о каком романе и речи быть не могло, ведь правильная девушка из провинции строго блюла заветы скромности и порядочности. Бурная римская жизнь ничуть не вскружила ей голову.

*

«Когда я впервые увидел Софию, то был просто сражен ее индивидуальностью! – вспоминал потом Карло Понти. – От нее исходили какие-то необыкновенные токи, она вся прямо светилась изнутри.

Стеснительная и неуверенная в себе, но в то же время собранная, сконцентрированная на желании стать настоящей, профессиональной актрисой. Удивительное сочетание!»

Вскоре после конкурса София получила от Понти приглашение на кинопробы. Увы, первые результаты оказались удручающими. В те годы каноны красоты диктовали совсем иное. Слишком большой рот, крупный нос, полные бедра – все в Софии казалось чрезмерным.

Техники и операторы старались подчеркнуть ее физическую красоту, а не яркую индивидуальность. И совершенно зря. Карло Понти понимал, что перед ним самородок, но законы бизнеса были неумолимы…

Он даже предложил Софии сделать пластику носа, изменить внешность. Но гордячка и слышать об этом не желала! Она была уверена: ее непохожесть на других – это бесспорный козырь, и менять в себе хоть что-то она не намерена. Сотрудничество с Понти на время прервалось. Увы, достойных ролей он предложить ей не мог.

София продолжала сниматься в проходных фильмах и журналах-комиксах, но ее вера в себя не угасала. Девушка была убеждена: скоро ее талант заблистает в полную силу!

Прорыв случился в 1952 году, когда Софию пригласили в фильм «Африка за морями». Для роли требовалась юная особа, способная отлично плавать под водой. И хотя синьорина Лаццаро этим искусством не владела, мать снова сделала свое дело.

Убедила режиссера: дескать, ее дочь ныряет не хуже русалки! Роль досталась Софии, а заодно и новый псевдоним, Лорен. Звучно, четко и запоминается отлично. Правда, в этом второсортном фильме море киношных вод актриса так и не взбаламутила.

Зато следующая роль, пусть и под фонограмму оперной дивы Ренаты Тебальди в «Аиде», заставила критиков говорить о юном даровании.

Не было бы счастья, да несчастье помогло!

На главную роль в этом фильме пригласили саму Джину Лоллобриджиду. Но примадонна отказалась, видите ли, «игра под чужой голос» ее статусу не соответствует. Так София и получила свой шанс.

Публика и пресса остались довольны, а Карло Понти снова поманил ее контрактом. Вот только не спешил давать выигрышные роли – почему-то они доставались более именитым старлеткам. Но София не унывала. Она работала, училась на съемочной площадке и помогала семье.

И тут грянул «Золотой Неаполь» Витторио де Сика!

«Выбрать тебя на эту роль было моим лучшим решением!» – признался потом прославленный режиссер.

А ведь продюсер Дино де Лаурентис был категорически против. Де Сика с ним спорил, настаивал и оказался прав. «Золотой Неаполь» открыл миру новую звезду по имени София Лорен. Потом в ее жизни будет еще много совместных проектов с любимым режиссером.

Целых 14 фильмов, каждый из которых становился событием в мире кино. И конечно, крепкая дружба и полное взаимопонимание на долгие годы. Но главное – Витторио де Сика сумел разглядеть в Софии ее уникальный дар.

Послушайте, как он описывал ее талант:

«София окружена стеной, за которой скрывается ее тайна, ее суть. Стеной, защищающей чувства и эмоции. Но при этом у нее комедийный талант и темперамент истинной неаполитанки! В ее реакциях и радость, и печаль, и гнев, и страсть.

Все на пределе, без полутонов! Вот почему на съемках эмоции вдруг прорываются наружу, несмотря на защитную стену. София способна на многое – кричать, хохотать, краснеть, бледнеть, обольщать, сходить с ума… Когда она играет, то полностью раскрывается!»

И все же едва оперившейся актрисе, при всем ее мастерстве, пока доставались лишь роли в малобюджетных картинах.

«Женщина с реки», «Прекрасная мельничиха», «Хлеб, любовь и…» – эти и другие фильмы студии «Понти – Де Лаурентис» позволяли Софии оттачивать мастерство, но не делали ее суперзвездой. Она продолжала искать свою главную, судьбоносную роль.

И, конечно, мечтала о любви. Ведь Карло Понти, чьи чувства к молодой актрисе крепли день ото дня, по-прежнему был несвободен…

Их роман развивался неторопливо. Влюбленные долго скрывали свои встречи – отчасти из-за нежелания давать повод для сплетен, отчасти потому, что сами еще не разобрались в своих чувствах.

У Карло двое детей, брак давно трещит по швам, но развод в католической Италии получить практически невозможно. А значит, Софии уготована незавидная роль фаворитки.

Гордая дочь Ромильды, сама в детстве хлебнувшая лиха из-за неравного союза родителей, всеми силами противилась такой участи!

Страдая и мучаясь, она тем не менее закрывала глаза на неопределенность их отношений с Карло.

Влюбленная женщина жаждала счастья – отчаянно и страстно, вопреки всему!

А тут еще назойливый Кэри Грант после съемок в «Гордости и страсти» рвется в законные мужья.

С ним София провела в Испании полгода, играя на одной площадке с кумирами своей юности – помимо Гранта, в фильме снимался сам Фрэнк Синатра. И если к Фрэнку она относилась ровно, то харизма Кэри просто сшибала с ног.

Его нежность, обаяние, чувство юмора, потрясающая способность к импровизации… С таким мужчиной – хоть на край света!

Ведь Грант не скрывал серьезности своих намерений, в то время как Понти даже развестись никак не мог. София терзалась и медлила с ответом. Сердце подсказывало: любовь к Карло сильнее доводов рассудка и прежних принципов!

Жена Понти, мудрая Джульетта Фиастри, давно признала: их брак – ошибка молодости. Она честно искала достойный выход, приемлемый для всех: и для себя, и для Карло, и для их детей.

Но даже ее согласие на развод не могло разрубить гордиев узел. Италия оставалась непреклонной: церковь и общество не желали идти на уступки. Казалось, влюбленные обречены на вечную игру в прятки…

Пока София блистала в Голливуде, снимаясь с именитыми партнерами в нашумевших картинах, ее личная жизнь оставалась в тупике.

Американские режиссеры вовсю эксплуатировали красоту и яркую индивидуальность итальянской дивы, но мало кто из них ценил ее настоящий драматический талант.

Никто не хотел понять, что Лорен актриса совсем иного, необычного склада! Они видели лишь ее пышные формы и жгучий темперамент.

И даже на вручении ее первого «Оскара» ведущий Боб Хоуп не удержался от пошловатых шуточек про выдающийся бюст лауреатки!

София стоически улыбалась, привыкшая к подобному отношению.

За внешним лоском голливудской жизни скрывалась бездна одиночества. Вдали от любимого мужчины, друзей и родных Лорен чувствовала себя глубоко несчастной. Конечно, номинация на «Оскар» за «Чочару» грела душу. Но разве могут титулы и регалии заменить простое женское счастье?

Невозможность открыто проявлять свои чувства, постоянная ложь и недомолвки – все это буквально душило Софию. Неудивительно, что она металась между двумя мужчинами.

С одной стороны – верный и надежный Кэри Грант, готовый на ней жениться. С другой – любимый Карло Понти, с которым пока можно встречаться лишь украдкой…

Лишь отчаянный шаг Карло смог хоть немного распутать этот клубок. Рискуя свободой и репутацией, он затеял авантюру с мексиканскими адвокатами. Используя лазейки в законе, они добились в местном суде расторжения брака Понти с Джульеттой.

А затем, представляя жениха и невесту по доверенности, оформили новый союз с Софией Лорен! Осенью 1957 года актриса проснулась знаменитой… и замужней. Правда, эта свадьба мало походила на торжество ее мечты. Ни белого платья, ни заветных слов у алтаря. Лишь скупая строчка в светской хронике, удивившая Софию.

Радость длилась недолго. Католическая церковь, а за ней и Ватикан обрушились на новобрачных с резкой критикой.

«Гражданский развод и последующий брак – это грех перед Богом! – гремели они с амвонов. – Прелюбодеи не могут рассчитывать на причастие и отпущение грехов. Их ждет остракизм и отлучение от церкви!»

Для набожной Софии, выросшей в лоне католичества, это стало страшным ударом. Пусть она больше не посещала мессы, но по-прежнему считала себя истинной христианкой. А теперь рисковала превратиться в изгоя!

Общественное мнение бурлило не на шутку. Газеты смаковали подробности скандала. Кое-кто в сердцах призывал вернуть Средневековье с публичной поркой и кострами для прелюбодеев. От Софии шарахались подруги, а прохожие на улицах плевали ей вслед.

Приговор церкви сделал ее и Карло беззащитными, почти преступниками. Им даже пришлось бежать из Италии, где над головой навис дамоклов меч тюремного заключения!

Мексиканский развод был признан незаконным, а значит, брак с Софией Лорен – недействительным.

Долгих пять лет Понти бился над тем, чтобы аннулировать первое, мексиканское бракосочетание. В конце концов ему это удалось – теперь влюбленные могли вернуться домой. Но лишь порознь, ведь жить вместе им по-прежнему запрещалось.

София снова с головой ушла в работу, благо, Карло готовил для нее потрясающий материал. Невероятный, неповторимый фильм «Чочара», сыгравший в судьбе актрисы ключевую роль!

юная красавица перевоплощается в необразованную деревенскую бабу, постаревшую не от возраста – от тягот войны, нищеты и голода.

Ради роли Лорен не боялась показаться некрасивой, неопрятной и даже вульгарной. Она вспоминала собственное военное детство, этот постоянный страх, спазмы пустого желудка, вой пикирующих самолетов, холод и беспросветность бомбоубежищ…

Для нее фильм стал своего рода психотерапией. Мучительной, но необходимой. «Это очень тяжело – пережить заново страхи прошлого на съемочной площадке, – признавалась потом София. – Но после «Чочары» я впервые почувствовала себя настоящей, серьезной актрисой».

Жюри каннского фестиваля отметило ее невероятную работу престижной премией. Спустя два года Лорен получила и заветный «Оскар» – уже не за красивые глазки, а за потрясающий драматический талант.

В Америку она не поехала, опасаясь вновь стать мишенью для папарацци. Да и не хотелось сидеть в огромном зале под прицелом любопытных глаз. Ей, только что пережившей два страшных выкидыша, было не до торжеств и оваций. Блеск софитов не мог затмить боль невосполнимой утраты…

Мечта о ребенке стала для Софии навязчивой идеей. Ее мучили страхи, она плакала ночами напролет. А днем улыбалась на камеру – актерское мастерство никуда не делось. Но стоило объективам отключиться, как лицо Софии заливали слезы. Однажды ей посоветовали обратиться к гениальному швейцарскому гинекологу.

Доктор согласился вести непростую беременность, но лишь при условии строжайшей дисциплины и неукоснительного соблюдения режима. Никакой работы, никаких перелетов и переездов. Только постельный режим и минимум движений до самых родов!

София согласилась не раздумывая. Она готова была на все, лишь бы сохранить ребенка. Красавица-актриса, привыкшая к восторгам миллионов, добровольно погрузилась в затворничество. Никаких вечеринок, премьер и интервью.

Лишь тишина, покой и сон – залог здоровья будущего малыша. Долгих девять месяцев София провела словно в коконе, отрешенная от мирской суеты.

А 29 декабря 1968 года чудо свершилось! На свет появился ее первенец, Карло Понти-младший. Счастью молодой матери не было предела…

Забеременев во второй раз, Лорен снова ушла в добровольное затворничество. Теперь они с мужем перебрались на виллу в Риме, окруженную прекрасным садом. София нежилась на солнышке, играла с подрастающим Карло и ждала появления на свет второго сына.

4 января 1973 года родился крепыш Эдоардо, и семейное счастье четы Понти стало совершенным. Невзирая на все испытания и лишения, они смогли пронести свою любовь сквозь годы.

«Сколько она длится, эта любовь? Не знаю… – признавалась как-то София. – Три недели, три месяца, три десятилетия? Больше? Зачем мерять вечность цифрами?»

Карло Понти и правда был для нее всем.

Отцом, чье отсутствие Лорен так остро ощущала в детстве.

Другом, способным поддержать в трудную минуту.

Возлюбленным, будившим в ней женщину.

Мужем, подарившим ей крепкую семью и обожаемых сыновей.

Неудивительно, что брак Софии и Карло стал для многих примером для подражания. А ведь в него так мало кто верил! Мол, куда ей, провинциальной простушке, тягаться с ловеласом и сердцеедом Понти?

Да и разница в возрасте – 22 года, по меркам 50-х приличная… Того и гляди, заменит красотку-жену на более молодую модель!

Но они опровергли все унылые прогнозы. София и Карло прожили в любви и согласии 57 лет, до самой его кончины.

«Я родилась под несчастливой звездой, в нищете и безвестности. Казалось, весь мир против меня, а надеяться не на что. Но жизнь преподнесла мне чудесный подарок. Подарила встречу с человеком, который всегда в меня верил. С моим Карло, научившим меня не бояться и не сдаваться!»

Если это не любовь, то что тогда любовь? Разве не ради таких мгновений стоит жить, творить, бороться со всеми невзгодами?

*

*

София Лорен сумела повернуть свою судьбу на сто восемьдесят градусов. Из забитой и закомплексованной дурнушки она превратилась в женщину, перед чарами которой не мог устоять никто. Будь то строгие кинокритики, чопорные члены Американской киноакадемии или взыскательная публика.

Ее красота сводила с ума мужчин и вызывала зависть у самых роскошных див. Но главным своим достижением Лорен всегда считала обретение женского счастья. Не зря одна из ее знаменитых ролей – это Филумена Мартурано из фильма «Брак по-итальянски». Тоже гордячка, тоже добивалась своего потом и кровью. И все же дошла до счастливого финала!

«Нет такого понятия – „слишком поздно», – любила повторять Софии Лорен. – Мир полон невероятных возможностей, надо лишь захотеть ими воспользоваться.

Я в юности ненавидела свое отражение, считала себя гадким утенком. Думала, что не гожусь для того, чтобы дарить радость и делать мир лучше.

Но потом научилась радоваться каждой мелочи, каждой травинке под ногами.

Ведь когда-то и они казались мне недостижимой мечтой! Да, я боялась любить и быть любимой.

Боялась, что кто-то увидит мои слабости. Но поборола эти детские страхи.

Посмотрела им в лицо – и победила!»

Оцените статью
Родилась под несчастливой звездой, в нищете и безвестности
Украла роль, увела мужа. Советские звезды, которые ненавидели друг друга