Его гульфик притягивал взгляды дам. Ну, еще бы! Огромный, расшитый золотом и бриллиантами, сияющий как скопление звезд августовской ночью. Придворные красавицы только и говорили, что о новом гульфике короля, и Его Величество приветливо улыбался, когда до него доносились обрывки разговоров, восторженные ахи и вздохи.
Королю повезло, ведь он не слышал всего, что говорили о его гульфике дамы. Особенно те, что уже успели побывать с государем в опочивальне. Увы, их «отзывы» были едкими и насмешливыми, ведь за огромным и величественным гульфиком короля скрывалось нечто, не столь сильно поражающее воображение.
Гульфик стремительно ворвался в европейскую моду в начале XV века, и практически полностью исчез в конце XVI столетия.
Удивительно, но появление столь экстравагантной детали одежды (а потом и рыцарских доспехов), изначально было связано со стремлением … повысить мужскую скромность. Дело в том, что в XV веке мужчины носили чулки-шоссы, состоящие из двух раздельных штанин.
Каждая штанина крепилась к двубортному дублету — плотно облегающей тело кожаной или шерстяной куртке. С каждым десятилетием под веянием моды дублеты становились все короче и короче, шоссы задирались, показывая то, что должно было быть скрыто.
Так и была придумана специальная «насадка» на шоссы — гульфик, или, как его называли в Англии codpiese (от «cod» — «стручок»).
Изобретение, призванное оберегать мужскую скромность, быстро превратилось в способ продемонстрировать совсем иные качества. Мужчинам со всей Европы гульфики пришлись под душе: их использовали не только короли и принцы, но и простолюдины. Считалось, что величина этой детали одежды способна сама по себе привлечь внимание дам.
Естественно, что мужчины, обращаясь к портному, требовали сделать гульфик как можно более объемным и заметным. Аристократы не жалели денег, тратя баснословные суммы на украшение гульфика золотом, парчой и бриллиантами.
«Павлины наоборот, — со смехом писал средневековый автор. — У павлинов хвост позади, а у этих — спереди».
Разумеется, церковь не могла не оставить без внимания столь неприличную часть мужской одежды. Знаменитый богослов Бернард Сиенский в своей проповеди от 1429 года обрушился с осуждением на родителей, одевающих сыновей так, что окружающим «совестно рядом с ними находиться».
Тем не менее, популярность гульфиков все возрастала, особенно в Англии, где своего рода «амбассадором» этой детали одежды стал сам Его Величество король Генрих VIII Тюдор. Именно на время правления этого монарха пришелся расцвет гульфиков.
Генрих VIII, имевший определенные проблемы с зачатием детей (так, четверо сыновей от его первого брака с Екатериной Арагонской родились мертвыми), испытывал некоторые комплексы по поводу своих способностей. В том числе, отсюда бесконечная вереница жен и фавориток. Его Величество не пропускал ни одной юбки, стремясь доказать окружающим и самому себе, что он — настоящий гигант.
Конечно, Генрих не мог проигнорировать моду на гульфики. По приказу короля портные снабжали все его камзолы расшитыми золотом гульфиками, причем таких размеров, что британского монарха стали за называть «самым большим гульфиком Европы».
Конечно, это была не более чем лесть, ведь некоторые европейцы, в том числе, простолюдины, просили портных делать гульфики воистину эпических размеров. Это прекрасно видно на знаменитой картине великого голландского живописца Питера Брейгеля-старшего. Называется полотно «Свадебный танец», и написано оно было в 1566 году, в самый разгар моды на гульфики.
Брейгель, у которого было прозвище «Мужицкий», изображал быт своих современников — небогатых горожан, крестьян, — максимально близко к истине. Вот и на картине «Свадебный танец» можно убедиться, что по размерам гульфиков нидерландские простолюдины значительно обскакали английского короля.
Гульфики использовались и в качестве элемента рыцарского доспеха. Считалось, что изготовленные из металла чехлы дополнительно защищали рыцаря, хотя, по мнению австрийского оружиеведа XIX века Венделина Бёхайма, практического значения гульфики не имели.
Более того, многие рыцари делали «секретные капсулы» настолько большими, что они мешали им сидеть в седле, и смотрелись откровенно комично. Гульфики в доспехах вышли из моды еще раньше, чем их полотняные «собратья»: уже к 1570 году таких «чехлов» на рыцарских латах практически не встречается.
Что касается одежды, то здесь гульфик еще сопротивлялся. Так, в 1575 году его приспособили в качестве … дополнительного кармана, куда можно было класть платок, кошелек или, например, грушу.
С каждым годом модников, отваживавшихся надевать шоссы с огромными гульфиками, становилось все меньше. И виноват в этом был … дамский смех.
Все больше и больше кавалеров получали негативный опыт, когда их огромные гульфики, ставшие в свете легендой, оборачивались чем-то мелким и совершенно незначительным. Далее следовали слухи, насмешки за спиной, и обескураженный модник начинал носить что-то менее вызывающее.
К концу XVI столетия гульфиков в Европе практически не встречалось, а те, кто их ранее носили, предпочитали об этом не упоминать.