Сбежавшая балерина

«Ты понравилась самому императору! Повезло же тебе!» — восторженно шептала подружка бледной Софье. Николай l был знатоком женской красоты и мгновенно оценил гибкий стан и прелестное личико юной балерины Софьи Кох. Проблема была лишь в том, что самой Софье царь, как мужчина, был неинтересен.

С 1833 года директором императорских петербургских театров стал Александр Михайлович Гедеонов. Он сразу заметил, что двор трепетно относится к балету, поэтому им было введено негласное правило — в театральное училище должны были принимать только привлекательных девочек. Ему было все равно талантлива ли ученица, имеет ли способности к танцам. Главное было, чтобы она была хороша собой.

Если не будет талантлива, то чтобы как мебель была красивая на сцене, — заявлял новый директор.

Софья Кох была и талантлива и красива. Она происходила из бедной дворянской семьи. Родители пристроили девочку в в театральное училище при императорском театре, тем самым обеспечив ей полный пансион за счет царской казны.

В 1835 году Софья, находившаяся в выпускном классе, вышла на сцену в небольшой партии балета «Сильфида». Ее появление на сцене вызвало бурю эмоций среди высшего света, но самое главное — изящная красавица привлекла внимание Николая l. Он не мог отвести от нее взгляда и позже поинтересовался у Гедеонова, как зовут балерину.

Внимание царя было запоздалым… Сердце Софьи уже было занято. Она влюбилась в князя Александра Вяземского и ее чувства были взаимными.

Влюбленный князь снял квартиру, имевшую общую стену с училищем. Он додумался до того, чтобы разбирать кадку стены и иметь возможность видеться с балериной. Не знаю сработала ли эта затея, но парочка периодически встречалась.

Когда Софья поняла, что приглянулась императору, то сильно испугалась. Она обо всем рассказала Вяземскому и тот всполошился. У него появился серьезный соперник и князь переживал, что Софье рано или поздно придется ответить на чувства государя.

Молодые люди придумали план и привлекли к его осуществлению мать Софьи — Феодору Ивановну. Вяземский объяснил женщине, чем чревато внимание царя для ее дочери и попросил помочь Софье сбежать из училища. Так как женщина сомневалась, то для пущей убедительности князь подкрепил свою просьбу приличным денежным вознаграждением.

В назначенный день Феодора Ивановна явилась в театральное училище для свидания с дочерью. На даме помимо своего платья было надето еще одно, а в сумочке была вуаль. Из училища Феодора Ивановна выходила уже не одна, а с барышней под вуалью. Никто их не остановил. Побег состоялся 29 июня 1835 года.

Балерину на иностранном корабле переправили в Копенгаген.

Когда пропажа обнаружилась разразился грандиозный скандал. Больше всех негодовал император, требуя провести тщательное расследование. История похищения вышла за пределы стен училища. Весь Петербург обсуждал произошедшее. В народе даже сочинили забавный стишок:

Мне рассказывал квартальный, как из школы театральной убежала Кох. В это время без Кохицы все за ужином девицы кушали горох

Конечно, очень быстро царю стало известно кто помог исчезнуть балерине. Оказалось, что помимо Вяземского и матери девушки, в курсе этой истории был друг князя — некто Васильев.

Месть императора не заставила себя ждать. Васильев был отправлен на Кавказ, где через некоторое время погиб. Вяземский отсидел некоторое время на гаупвахте, после его тоже отправили на Кавказ. Там ему повезло больше, чем его приятелю.

Ну, а что же Софья?

Оказавшись в Дании девушка осознала масштаб глупости поступка. Во-первых, она лишилась любимого человека. А, во-вторых, она оказалась без средств к существованию. Софья бросилась в Датский Королевский театр и ее приняли на работу. Вернуться в Россию ей было нельзя.

Под амнистию девушка попала в 1840 году, когда было обручение наследника цесаревича великого князя Александра Николаевича с принцессой Максимилианой Вильгельминой.

Весной 1841 года Софья Кох приехала в Россию и сразу же побежала в свое театральное училище, просить чтобы ее взяли назад. Ей дали добро вернуться в императорскую труппу. Но вот выступала ли она на сцене неизвестно. Скорее всего девушку затравили за прошлый проступок, так как в 1843 году она написала прошение об увольнение.

Больше о Софье ничего неизвестно. Следы о судьбе бывшей балерины полностью стерты в истории.

Оцените статью