История их первой встречи передавалась из уст в уста. Это был один из тех моментов, когда чувства взрываются мгновенно. Казалось, случись такое, супругов должно ждать только благополучие.
К сожалению, семейное счастье Клары Лучко и Сергея Лукьянова было хрупким, недолгим, а порой даже невыносимым.
Дворянское происхождение пришлось скрывать
Лукьянов происходил из дворянской семьи. Отец—офицер царской армии, погиб в Первую мировую в 1914 году. Мать была вынуждена эмигрировать за границу.
Так получилось, что маленький Серёжа попал в детский дом. Заботливые педагоги внушили мальчику забыть о своих корнях. Но он всегда помнил, что его родная мама увлекалась сценой.
А потом его усыновила бедная многодетная семья с Донбасса. Окончив школу, парень отправился в ремесленное училище. После пришел работать на шахту. И вот тут гены взяли свое. Именно в это время Сергей увлекся театром и в 19 лет стал студентом студии, работающей при Харьковском театре.
Неизвестно, как сложилась бы его жизнь дальше, если бы на актера провинциального театра не обратил внимание главный режиссер столичного театра им. Вахтангова Рубен Симонов. Он лично пригласил Лукьянова в Москву. Правда, Сергей решился на переезд только спустя 11 лет.
Но до этого судьбоносного решения в его жизни произошли другие события, так или иначе изменившие его жизнь. Лукьянов хорошо запомнил слова своих бдительных педагогов и никогда не распространялся о своем благородном происхождении.
Все открылось, когда в начале 30-х артист открыто заступился за знакомого актера, уехавшего за рубеж. Последовал арест, а потом ссылка в Красноярск.
После переезда в Москву Лукьянов, конечно же, умолчал о лагерном прошлом. Это могло стоить карьеры. А спустя годы большие знакомства в силовых структурах и вовсе помогли ему удалить все данные из архивов.
Встреча
Благодаря Рубену Симонову Лукьянов обрел в столице огромную популярность. Ведь режиссер не просто давал бывшему шахтеру работу на прославленной сцене, это были главные и запоминающиеся роли.
Вслед за мужем в Москву переехала и балерина Киевского театра Надежда Тышкевич. В семье подрастала дочка Таня, родившаяся в 1939 году. Казалось, их семейной жизни ничего не угрожает. Но вскоре судьба совершила крутой поворот, что привело к хаосу в их отношениях и устоявшейся жизни.
С красавицей Кларой Лучко Сергей познакомился на съемках «Кубанских казаков». Он с первых же дней стал оказывать ей знаки внимания. А вот сама артистка в его искренние слова и ухаживания почему-то верить не хотела. Но к окончанию съемок оба уже знали- они будут вместе, несмотря ни на что.
Порвать с первой семьей Лукьянов не мог два года. Уйти было очень трудно. Он по-своему любил жену, просто обожал дочь. Но дышать не мог только без Клары. За спиной у актеров не умолкали пересуды. Все думали, что скоро их отношения закончатся, как это часто бывает. Но влюбленные и не думали расставаться.
Вот только судьба приготовила им череду тяжелых испытаний. Клара и Сергей сняли комнату в коммунальной квартире сначала для встреч, а потом и для совместной жизни. Надежда боролась за мужа, как могла. Писала письма в партком, настраивала против «изменщика»общих знакомых.
Лукьянов буквально разрывался между долгом и любовью. Однажды мужчина даже задумался о самоубийстве. К счастью, в этот самый день Клара сообщила ему о том, что ждет ребенка. Это известие и стало его спасением.
Правда, расшатанные нервы нужно было лечить. И тогда Лучко предложила любимому пройти обследование в стационаре.
Именно тогда врачи обнаружили у актера большие проблемы с сердцем. Ему советовали беречь его. По возможности меньше волноваться и исключить любые нагрузки. Ну, где уж там, когда он еще не решил самого главного — как сделать так, чтобы Надежда, а главное, дочь Таня его поняли и простили.
Любовь вопреки
Их общей с Кларой дочери Оксане было уж два года, когда Лукьянов, наконец, ушел из семьи. Надежда долго не могла принять решение супруга. Он очень хотел воспитывать дочь, быть с ней рядом. Но женщина была непреклонна, — «такому» отцу в её жизни нет места.
Она смягчилась лишь тогда, когда Таня уже стала подростком и сама могла принимать решения. А вот простить Клару Тышкевич так и не смогла.
Жизнь Лукьянова и Лучко била ключом. После премьеры телеспектакля «Егор Булычов и другие» Сталин лично распорядился выдать народному артисту большую квартиру в престижном доме на Котельнической. Лауреат уже двух Сталинских премий перебрался туда вместе с семьей.
К слову, Сталину очень нравилось творчество Лукьянова. Но свою главную роль актер сыграл уже когда высочайшего и преданного поклонника не было в живых. В фильме «Большая семья» Сергею Владимировичу досталась роль старика Матвея, которому по сюжету было уже за 80. По факту же талантливому артисту было всего 43 года.
Кинокритики и сегодня пытаются понять феномен Лукьянова. Сыграть старика в таком молодом возрасте мог только актер большого масштаба. Многие из них приходят к мнению, что такие одаренные личности рождаются раз в сто лет. Сергей Владимирович и сегодня входит в плеяду первоклассных актеров русской школы.
После выхода картины на экраны Лукьянова буквально завалили работой. «Дело Румянцева», где ему досталась роль невероятно красивого, умного и благородного полковника Афанасьева, закрепила его успех.
Женщины сходили по нему с ума, забрасывая киностудию «Ленфильма» письмами с признаниями в любви. А вот сам Сергей к такой славе относился с осторожностью. Как у любого большого артиста, у него была цель, сыграть поистине драматическую роль. И она у него случилась.
Игра Лукьянова в картине «Капитанская дочка» просто завораживает. Нет ни секунды сомнения в правдивости его персонажа. Он сыграл Емельяна Пугачева— ёмко, правдиво, как в последний раз, буквально на разрыве чувств.
Ревность
Клара Лучко к тому времени уже тоже была востребованной актрисой. Сергей так боялся ее потерять, что даже частенько сопровождал на съемки. Конечно, не просто так. Но если ей предназначалась главная роль, он был согласен на любую, лишь бы быть рядом с женой.
И, как оказалось, не напрасно. На съемках картины «Двенадцатая ночь» Лукьянов чудом уберег супругу от гибели. Лучко исполняла трюк на лошади, когда та вдруг понесла актрису. Да так, что было видно: еще чуть-чуть и Клара вывалится из седла.
Вся съемочная группа замерла в ожидании. Не растерялся лишь Сергей Владимирович. Он лихо вскочил на другого коня и поскакал с такой скоростью, что вскоре сумел догнать и обуздать «сбесившуюся» лошадь.
Наряду с огромной любовью в их жизни было много ревности. Актер до «потемнения в глазах» ревновал супругу. За это коллеги прозвали его «бешеным». Он мог накинуться на любого мужчину, который так или иначе обращал внимание на Клару, причем не разбирая ни рангов, ни званий.
Лучко пришлось на время забыть, что такое наряды, высокие каблуки и шляпки. Её одежда больше походила на одеяние монашки.
Но она никогда не жаловалась. Несмотря ни что, они были образцовой парой и очень тепло относились другу к другу.
За два года до смерти Лукьянов попал с первым инфарктом в больницу. Лечение было долгим. Все средства, которые были у семьи, пришлось потратить на лекарства и лучших врачей. Когда денег стало катастрофически не хватать, в ход пошли ценные вещи.
Без него…
При этом Клара Степановна практически лишилась работы. Ей приходилось все время пропадать в больнице у постели мужа. Она и сама считала, что сцена и съемочная площадка никуда не денутся. Главное,— поставить мужа на ноги.
Небольшая роль хирурга в фильме «На семи ветрах» досталась Лучко не случайно. Станислав Ростоцкий долго уговаривал актрису прийти на пробы, но она отказывалась за неимением свободного времени. Тогда режиссер предложил ей огромный гонорар, зная, что семья нуждается в средствах.
Играть хирурга Лучко даже не пришлось. Она буквально прожила эту роль на экране. Те долгие месяцы, что артистка провела рядом с больным мужем, сделали ее образ неподражаемым. Уже позже критики сошлись во мнении, роль врача в фильме «На семи ветрах» стала одной из лучших в карьере народной артистки.
Из больницы Сергей Владимирович вышел инвалидом. Он очень переживал за семью, поэтому, несмотря на запреты врачей, не бросал работать. За первым инфарктом последовал второй, потом третий. А потом случилось непоправимое.
1 марта 1965 года Лукьянов пришел на собрание компартии в театр. Поднялся на сцену, начал выступать… и вдруг тупая боль пронзила его измученное сердце. Домой он уже не вернулся. Сергею Владимировичу было всего 54 года.
После смерти мужа Клара Степановна попала в больницу с тяжелейшей депрессией. Их 14-летняя дочь Оксана на некоторое время стала единственной кормилицей в семье. Чтобы не умереть с голоду, девочка пела в кафе. А в перерывах между уроками в школе и выступлениями прибегала к маме, принося в термосе свежеприготовленный суп.
Только благодаря дочери народная артистка смогла вновь расправить крылья. Научилась жить дальше… Только уже без него.