Шуба для пленницы Шамиля

Имам Шамиль подозвал Анну к себе жестом руки. Через другую его руку была перекинута толстая шуба из овчины.

— Носи, — повелительно сказал Шамиль, накидывая шубу на плечи бывшей заложницы.

— Благодарю, — с гордо поднятой головой ответила Анна.

После 8 месяцев плена она, наконец, отправляется домой…

Как парижанка оказалась у имама

Громкое событие, которое потрясло самого императора Николая I, случилось на Кавказе в середине XIX века. Имам Шамиль, лидер кавказского освободительного движения, взял в плен внучек Георгия ХIII, грузинского правителя. Заложниками оказались не только княгини Чавчавадзе и Орбелиани, но и их близкие, дети, а также слуги.

В доме Чавчавадзе служила французская гувернантка, которая обучала языкам и наукам двух девочек. Ее звали Анна Дрансэ. Она-то и разделила судьбу пленников с господами.

Зачем имаму потребовались женщины и дети в качестве заложников? Чтобы выручить из плена старшего сына Джамалуддина. Русские захватили его в битве при Ахульго. Имам, для которого семья была священна, не мог оставить наследника в беде, и требовал от Николая I произвести некий обмен. Для этого ему и были нужны пленники.

Семья Чавчавадзе в то время проживала в родовом особняке Цинандали. Как раз тогда Шамиль и его наибы напали на Грузию, перейдя реку Алазань. Это был внезапный и отлично подготовленный бросок, которого в Грузии не ожидали.

Не удивительно, что горцы захватили много трофеев и пленных. Среди последних оказались и жители имения Цинандали. Шамиль начал активную переписку с императором об обмене, а пленницы, тем временем, жили в горах.

Поразительная семья имама

Двое высоких бородатых мужчин вели Анну и двух княгинь к двухэтажному дому. Он выглядел ничуть не хуже господского особняка, к которому привыкли женщины. В руках наибов были карабины, по их лицам можно было понять: здесь никто не шутит. Но пленницы и не собирались сопротивляться, они повиновались судьбе.

— Вы будете жить здесь, пока царь не освободит вас, если он сделает это, — сказал один из слуг имама. — Молитесь своему Богу, чтобы это произошло и благодарите нашего хозяина за милость.

Наибы ушли. Княгини поднялись наверх, а любопытная Анна осталась внизу, ее внимание привлекли женщины в восточных одеяниях — жены имама. По законам шариата, мужчинам в исламе разрешалось иметь четыре жены, у Шамиля же их было три.

Женщины сидели на ковре и разговаривали о домашних делах. Сразу было видно, кто из них главная — Заидат. Позже мадемуазель Дрансэ подробно описала увиденное в своих мемуарах:

“При входе в новое наше пристанище я увидела несколько женщин, сидевших на ковре …. Старшая жена Шамиля …пользуется большим значением в доме, нежели другие его жены … Она говорит медленно, но приятно. Во всех ее движениях заметны непринужденность и некоторого рода власть…”

Вторая супруга имама, Шуанат, была в положении. Эта женщина принадлежала к старинному армянскому роду и когда-то сама была пленницей Шамиля. Но имам влюбился в купеческую дочь и предложил ей брак в обмен на смену веры.

Третья супруга предводителя горцев, Аминат, сидела на полу молча, опустив глаза, — она недавно стала женой имама и стеснялась говорить что-то старшим женам в присутствии посторонних. Кстати, в их одежде не было ничего роскошного, сплошная простота. Это произвело впечатление на Анну.

“Он был похож на льва”

Так и началась жизнь Анны в плену. Стоит сказать, что с пленницами обращались хорошо — их хорошо кормили, давали им одежду, они могли гулять, хоть и в строго отведенное время на особой территории. Грузинские княгини и Анна чувствовали себя вполне комфортно в таких условиях.

Самого Шамиля они видели редко, и то мельком. Анну больше всего привлекла внешность имама и то, как он вел себя в окружении семьи. Поначалу Анна видела его лишь в окно, когда он возвращался домой. Она описывала его как высокого, благородного с виду человека, не лишенного скромности.

Дети подбегали к нему и бросались на шею, жены выходили встречать мужа всегда вместе. Если на улице было ясно, они всегда надевали белую одежду. Француженка восхищалась изяществом и непритязательностью имама, сравнивала со львом:

«…Шамиль высокого росту, черты лица его, спокойные и внушающие уважение, не лишены приятности и энергии. Шамиль похож на льва, находящегося в спокойном положении… Шамиль отличается замечательной скромностью…

Когда имам возвращался из экспедиции или с вероучения, то не успевает он сойти с лошади, как дети находятся уже в его объятиях. Жены выходят к нему навстречу… Он запрещает своим женам всякую изысканность в платье и отличаться чем-либо от жен наибов.”

Удивительно, что Анна восхищалась человеком, который держал ее в неволе и был противником российского государства. Она увидела в нем те черты, которые не встречала на родине. Согласно ее воспоминаниям, имама можно было принять за простого солдата, если не брать во внимание его повелительную осанку и выражение лица.

В целом, пленницы Шамиля вели в особняке в Ведено спокойную размеренную жизнь. Они просто ожидали, чем закончится переписка горца с императором, ведь от этого зависела их дальнейшая жизнь. Все прошло удачно, Николай I согласился отдать сына имама в обмен на княгинь Орбелиани и Чавчавадзе.

В марте 1855 года обе княгини, их дети и гувернантки покинули дом Шамиля, вежливо попрощавшись с членами его семьи. На прощание Шамиль подарил Анне шубу, так же дары от имама получили и другие пленницы. А в это время состоялось возвращение на родину Джамалуддина и выплата имаму 40 тысяч рублей выкупа.

Пребывание в плену Анна Дрансэ представила в своих мемуарах не как нечто тяжелое, а как интересное приключение. Она провела у имама 8 месяцев и не отметила ничего страшного за этот период.

Француженка дорожила подаренной ей шубой и даже забрала ее с собой на Родину, во Францию. Каждый раз надевая ее, она вспоминала свое пребывание в плену, и при этом не испытывала абсолютно никаких негативных эмоций.

Оцените статью
Шуба для пленницы Шамиля
«Император к ней не прикоснулся»