Зрители нередко отождествляют актеров с сыгранными ими персонажами. Однако это совсем не одно и то же: характеры артистов могут резко отличаться от характеров киношных героев, и не всегда в лучшую сторону.
Многие знаменитости позволяют себе вызывающее поведение как в быту, так и на съемочной площадке.
Не избежали этого и советские актеры, среди которых ярким примером подобного типа является Людмила Гурченко. Актриса утверждала, что терпеть не может лжи и обмана, ее душа жаждет искренности и справедливости.
В то же время люди, близко знавшие Людмилу, свидетельствовали, что она требовала от других безоговорочного поклонения и послушания. Прощение и снисходительность – это не про нее. Близкая подруга актрисы Татьяна Бестаева признавалась:
«С Гурченко мало дружить – ей нужно служить».
Не выдержав гонора, уходили мужья – а их только официальных было пять! – покидали подруги, а знаменитость расценивала это как предательство, удар в спину. Не смущали ее гремевшие на всю страну разборки с дочерью из-за жилплощади.
Не лучше обстояли дела и на съемочной площадке. Так, на съемках фильма «Любимая женщина капитана Гаврилова» Гурченко создала невыносимую атмосферу.
Режиссер Петр Тодоровский запланировал легкую комедию, а Людмиле Марковне захотелось драмы. Она меняла реплики, отходила от текста и добилась другого финала. После съемок режиссер и актриса надолго испортили отношения.
Самодостаточная, непримиримая, нередко резкая, Вера Алентова не пользовалась расположением (не путать с уважением!) коллег.
Ее это не волновало: она всегда шла против установленных правил, не обращала внимания на разговоры за спиной.
Характер у нее возник не сам по себе. У Алентовое было бедное детство и очень сложный путь в актрисы, когда она пробивала себе дорогу тяжким трудом.
Режиссер Юлий Райзман долго искал актрису на главную роль в картине «Время желаний». Пробовал многих талантливых и известных, но все было не то. Владислав Стржельчик, увидев пробы, сказал: «Сучизма не хватает». Это недостающее качество режиссер нашел в Вере Алентовой.
Вера признается, что любит одиночество.
«Я закрытый человек. На какой козе ко мне подъехать, люди не знают. Не легкий человек, скажем прямо. Не подарок для журналистов. Да и для близких, наверное».
Несмотря на долголетний брак, Меньшов и Алентова не раз переживали кризисы в семейной жизни. Однажды Владимир даже уходил от супруги на целых 4 года, но потом все же вернулся. Родные люди согласны, что с ней нелегко, но добавляют, что это не мешает им любить друг друга.
Светлана Светличная в детстве была избалованным, изнеженным ребенком, такой она осталась и во взрослой жизни. Эмоциональная, непостоянная, взбалмошная актриса плохо ладила с людьми.
Яркая внешность привлекала мужское внимание, а Светлана была влюбчива, что приводило к многочисленным романам, нередко и с мужьями подруг.
Ей хотелось блистать, она и блистала, не заботясь о чувствах других, в том числе и своего мужа Владимира Ивашова, который ей все прощал.
Светличная чувствовала себя ущемленной, ведь, несмотря на талант, в кино она снималась в основном в эпизодических ролях. Правда, одна небольшая роль в «Бриллиантовой руке» помогла актрисе приобрести такую популярность, что не каждой главной роли под силу.
Все же зависть, досада были постоянными спутниками, хотя тщательно маскировались высокомерием, что не способствовало улучшению отношений с коллегами.
Владимир Конкин получил признание зрителей после первой же роли Павла Корчагина в фильме «Как закалялась сталь». Слава вскружила голову или причина в психологической особенности, но его характер был невыносимым.
Зазнайство, самовлюбленность просто зашкаливали, и многие артисты не хотели с ним сниматься. Он мнил себя исключительным, к другим относился с изрядной долей пренебрежения.
Во время работы над фильмом «Место встречи изменить нельзя» у Конкина сложились непростые отношения с Высоцким. Владимир Семенович смотрел на молодого актера свысока, а тот, в свою очередь, выказывал звезде явное неуважение.
Постоянные перепалки, стычки очень осложняли процесс; одно время уязвленная гордость даже толкала Конкина на уход, но фильм все же завершили.
На экране творческий дуэт разыграл дружбу, и зрители верят в нее, что служит доказательством высокой одаренности актеров. Разумеется, и Высоцкий и Конкин актеры очень сильные.
После съемок партнеры больше не встречались. Сейчас Конкин в интервью поливает Высоцкого грязью, что, конечно же, не делает ему чести. За Конкиным числятся и другие «подвиги». Однажды в поезде его попросили предъявить документы.
«Вы что? Не узнаете меня? Как вы смеете стучаться ко мне в купе и требовать документы? Я же Ша-ра-пов!» – кричал актер, активно сдабривая монолог отборным матом.
Актера высадили из поезда и повели в отделение полиции.
Еще один любимец публики, который у своих коллег вызывал антипатию – Олег Даль. Он был перфекционистом, и требовал того же от других, не принимая в расчет их желания и возможности.
Не признавал компромиссов, всегда считал себя правым, не пытался найти общий язык с окружающими. Даже в начале карьеры позволял себе разговаривать с режиссерами вызывающим тоном.
Поведение Даля отличалось непредсказуемостью. Если ему что-то не нравилось, он мог бросить репетировать, исчезнуть из театра, отказаться от заведомо выгодной работы.
Например, после двух недель съемок в фильме «Экипаж» Олег отказался от роли. Его друг-авиатор объяснил, что самолет не может лететь с разорванной обшивкой, также как не может приземлиться с оторванным хвостом.
Поэтому Даль решил не участвовать в обмане зрителей. Играя главную роль в «Приключениях принца Флоризеля», актер не вышел на съемочную площадку, потому что на нем топорщился костюм.
Педант, эгоист, самовлюбленный выскочка – так отзывались о нем коллеги. И только режиссер Эфрос высказал сочувствие:
«Даль был замкнут, нетерпелив и нервен, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Все чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь. Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость».
Увы, талантливого актера не стало в 1981 году — он умер от инфаркта в 39 лет.
Образы, которые создают актеры, соответствуют им только внешне. Характер остается за кадром и не мешает зрителям наслаждаться творчеством любимых артистов.
Ведь главное для актера — сыграть ярко и чтобы ему поверили зрители. В этом его настоящий профессионализм! Ну а у лучших советских актеров с этим проблем никогда не было. В кадр у нас попадали только суперпрофессионалы.