Сложный путь в кино красавицы Веры Алтайской — от принцессы до знаменитых злодеек советских сказок

Актрису Веру Алтайскую большинство зрителей запомнили в основном по знаменитым фильмам-сказкам: «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Королевство кривых зеркал», «Марья-искусница», в которых она играла злодеек. И маленькие зрители верили, что звезда сказок Александра Роу на самом деле злая и ворчливая старуха.

В молодости же Вера отличалась удивительной красотой, которую знакомые называли одним словом — «колдовская»: осиная талия, копна русых волос, брови дугой, невероятно дерзкий взгляд. Особенный шарм и загадочность девушке придавала врожденная гетерохромия: один глаз у нее был карий, а второй — зеленый. На Руси это всегда считалось «ведьминской приметой».

Творчество актрисы удивляет и завораживает по сей день. Тем не менее режиссеры не баловали актрису ключевыми ролями, но и ее второстепенные героини навсегда запоминались. А критики отмечали неординарный талант Алтайской, ставя ее имя в один ряд с Георгием Миллером, Анатолием Кубацким и Александром Хвылей.

Родилась Вера Алтайская 21 мая 1919 года в Петрограде в семье пианистки дворянского происхождения. Биологического папу девочка не знала. Мать работала тапером в кинотеатр, отвечала за музыкальное сопровождение немых фильмов.

Во время одного из сеансов познакомилась с писателем Константином Алтайским-Королевым — переводчиком и главным биографом Клима Ворошилова, который стал ее мужем. Отчим воспитывал Веру как собственную дочь. В 1937 году его арестовали, предъявив обвинение в терроризме, в итоге он провел в лагерях 17 лет.

В восемнадцать лет Вера переехала в Москву, где поступила в школу — студию при «Мосфильме». И еще студенткой она стала сниматься в кино. Дебют актрисы состоялся в фильме «Великого счета».

Уже тогда Вера показывала свой норов. Так, в 1938 году режиссер Константин Юдин пригласил студентку на главную роль в фильме «Девушка с характером». Алтайская устроила на пробах такой скандал, что возмущенный Юдин накатал про нее заметку в газету: «На фотопробе ей «мешал» свет. Она капризно морила губки, не могла «собраться», «войти в круг».

Не хотела сниматься в шляпе, так как это не соответствовало ее «внутреннему состоянию». Наговорив кучу «мхатовских» терминов, она, наконец, удостоила группу тем, что позволила снять пару фотографий».

А если бы Алтайская сыграл в этом фильме, то ее судьба уже в молодости могла сложиться по-звездному. В итоге картина «Девушка с характером» определила судьбу другой актрисы – Валентины Серовой.

Через два года Вера Алтайская сыграла роль разбитной девицы Клавы в фильме «Светлый путь» режиссера Григория Александрова. ее героине претит путь стахановки, а нравится наряжаться и крутить любовь. «Мажу губы очень густо и выщипываю бровь — ох и хлопотное чувство эта самая любовь!» — пела ее героиня в фильме.

В 1941 году Вера сыграла капризную принцессу в фильме «Свинопас». Она с ее гетерохромией и бурным темпераментом идеально подошла на эту роль.

В 1942 году пока начинающий, а в будущем очень известный режиссер и сценарист Юлий Райзман приступил к съемкам картины под названием «Машенька». На роль соперницы главной героини — красивой, ветреной, шаловливой разлучницу, он пригласил Алтайскую, оставив ее персонажу имя Вера. Этот фильм и стал главным в судьбе молодой Алтайской. После этой роли о ней заговорили, как о талантливой актрисе.

Потом она играла только небольшие эпизодические роли. Возможно, что причиной были яркий темперамент и острый язычок молодой актрисы. Режиссеры, по мнению современников, просто побаивались ее.

В годы войны Вера Алтайская вместе с кинобригадами часто выезжала с концертами на фронт. За это актриса впоследствии была награждена медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне».

После войны Вера Алтайская сконцентрировалась на работу в театре. Она поступила на службу в Государственный театр киноактера, став одной из ведущих его актрис. На сцене актрисе доставались главные роли, чего ей так не хватало при сотрудничестве с кинорежиссерами. И вскоре «живые» выступления Алтайской превратили ее в звезду.

В середине 50-х актриса возвращается в кино, но ей уже под сорок, пора перехода на возрастные роли. Имея за плечами десять лет творчества на театральных подмостках, Вера Владимировна теперь выбирала только интересные, характерные роли, хотя и небольшие: «Жених с того света», «Человек родился», «Евдокия».

Настоящий прорыв в творческой карьере актрисы произошел после ее съемок в детских сказках: «Марья-искусница», «Снежная сказка», «Огонь, вода и… медные трубы», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Золотые рога» и др.

Разглядев в Вере Алтайской настоящий ведьминский талант, знаменитый режиссер стал давать ей роли во всех своих фильмах. Из девяти последних фильмов Александра Роу Вера Владимировна снялась в семи.

*

*

*

*

Но отныне ее амплуа — это отрицательные героини, ее яркие образы злодеек были незабываемыми. Последняя картина под названием «Хомут для Маркиза» (1977) стала завершающей в карьере актрисы.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Еще в юности Вера Алтайская влюбилась в красавца Алексея Консовского, на тот момент он был одним из самых привлекательных советских актеров. Вера познакомилась с Консовским на съемках фильма «Светлый путь».

Ко времени их знакомства у Алексея уже были отношения с Зоей Шухгальтер, которая родила ему сына Вадима. Вера и Алексей поженились, у пары в 1941 году родилась дочка Света. Первые годы были для молодой актерской семьи счастливыми. Они иногда снимались вместе: «Дочь моряка», «Машенька», «Лермонтов».

Когда дочери исполнилось девять лет, супруги развелись. По поводу причины расставания актеров есть разные точки зрения. Одни утверждают, что Консовский оказался сложным человеком, другие говорят, что у самой Алтайской был сложный характер. Так, всегда спокойный и уравновешенный на экране, Консовский обладал взрывным темпераментом, как и Вера. Поэтому скандалы в их доме были обыденным явлением.

Когда на на экраны вышел фильм «Золушка», Консовского стали преследовать толпы поклонницы. Кстати, в «Золушке» Алтайской предложили роль одной из сестер главной героини. Однако гордая актриса, не желая сталкиваться с мужем на площадке, от роли отказалась, уступив Елене Юнгер.

Вера очень ревновала мужа, а приступы ревности пыталась заглушить алкоголем. Она и сама не заметила, как пристрастилась к алкоголю всерьез. Кончилось тем, что в 1949 году Консовский подал на развод.

«Почему они расстались, узнала от общих знакомых: водка превратила взрывной темперамент Веры Алтайской в сварливость и злобу… Алексей терпел сколько мог, жалея дочку. Когда терпение закончилось, ушел в никуда, оставив квартиру бывшей жене», — делилась позже Марина Колумбова, последняя жена Консовского.

Алексей до конца своих дней поддерживал отношения с дочерью и никогда не отзывался плохо о бывшей жене.

Несмотря на востребованность в кино, полностью отказаться от привычки к спиртному Вера Алтайская так и не смогла. С годами сниматься актрисе было все труднее, в последние годы Вера Владимировна тяжело болела. Она умерла в результате продолжительной болезни 28 декабря 1978 года, не дожив полгода до своего 60 — летия.

Светлану после окончания иняза по ходатайству Алексея Консовского приняли в индонезийскую редакцию Комитета по зарубежному радиовещанию, однако, прослужив там несколько лет, девушка уволилась. «Перебивалась случайными заработками и папиными «дотациями», — поясняла Марина Колумбова.

С мужем разошлась, воспитывала сына. Она умерла в 1994 году. Ей было всего 52 года. По словам жены Алексея Консовского, сгубила Светлану та же пагубная привычка, что и ее маму — алкоголь.

Местом упокоения актрисы Веры Алтайской стало Ваганьковское кладбище, рядом с родителями.

Оцените статью
Сложный путь в кино красавицы Веры Алтайской — от принцессы до знаменитых злодеек советских сказок
Зависть императрицы