Эта актриса для многих остается эталоном женственности, синонимом таланта и символом выдающегося служения театру. Восхитительная Алиса Фрейндлих, разгон от «мымры» до красотки – 155 минут экранного времени.
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в семье потомственного немца. Предки Бруно Фрейндлиха основали в России династию стеклодувов. Но сам он, в отличие от своих родственников, решил посвятить жизнь театру.
На драматических курсах Бруно познакомился с будущей супругой Ксенией. Вскоре у молодой красивой пары родилась дочь. На редком по тем временам имени Алиса настоял папа, мама предпочла бы простое русское Наталья. Но бабушка и отец возмутились: «Наталья Бруновна Фрейндлих? Что за невразумительная каша?»
Говорят, назвать дочь редким именем – значит, подарить ей удивительную судьбу. И действительно, Алису впереди ждала яркая, интересная, но весьма непростая жизнь. Родители ее разошлись еще до начала войны, отец уехал в эвакуацию в Ташкент, а мать с дочерью остались в Ленинграде.
Впоследствии Алиса Бруновна вспоминала, что первая самая страшная блокадная зима 1941-42 гг показалась ей легче, благодаря строгой бабушке Шарлотте Фрейндлих. С суровой немецкой педантичностью та умудрялась распределить крошечный хлебный паек на весь день.
125 граммов хлеба она делила на равные кусочки, запирала тяжелым резным ключом в старинном буфете, а затем выдавала микроскопические порции строго по часам. Поэтому малышка Алиса постоянно следила за часовыми стрелками и умоляла время идти быстрее.
Настоящим лакомством в их семье стало блокадное «ситро» – сода, разведенная кипятком, а также студень из столярного клея, приправленный горчицей.
Кроме того, немецкая бабушка настаивала: не смотря на холод и голод, мыться надо регулярно. Ведь запустить себя – все равно что сделать первый шаг к отчаянию и смерти. Воды не было, поэтому Алиса с бабушкой набирали ведрами снег и растапливали его в тазике.
Следующую блокадную зиму, которую многие пережили легче, благодаря тому, что удалось наладить поставки с «большой земли», Алиса Бруновна вспоминает с тоской. Потому что рядом не было бабушки.
В годы войны невозможно было допустить, чтобы внутри осажденного Ленинграда находились этнические немцы. Шарлотту Фрейндлих выслали из города. По пути в Сибирь в холодном эшелоне она умерла. Отправляясь в ссылку, на сборном пункте, Шарлотта отдала часть своего пайка — замерзшие вареные макароны — невестке.
«Из них мы в тот же день сварили суп. Такова моя последняя память о бабушке», — с горечью вспоминала актриса спустя годы.
Сама она тогда сильно заболела. Мама боялась, что Алиса умрет и несколько дней не выходила на работу. Разумеется, ее уволили и лишили заветных хлебных карточек.
– Мы бы действительно умерли с голоду, но случилось чудо. Когда-то очень давно мама выкормила чужого мальчика – у его мамы не было молока. Во время блокады этот человек работал в горздраве, как-то нашёл маму и помог ей устроиться бухгалтером в ясли.
Заодно туда определили и меня, хотя мне тогда уже было почти восемь лет. Когда приходила проверка, меня прятали в лазарет и закутывали в одеяло… — вспоминала актриса.
Фактически полноценное обучение Алисы началось только после войны. Они с мамой уехали в Таллин, где прожили три года. Там Алиса ходила в школу и занималась балетом.
Вернувшись в Ленинград, Алиса смогла воссоединиться с отцом. Но встречи случались редко и втайне от новой супруги Бруно Фрейндлиха. Она категорически восставала против его общения с «прошлой» семьей.
После школы Алиса поступила в Ленинградский театральный институт имени Островского. Еще студенткой вышла замуж за своего однокурсника Владимира Карасева. Это был обычный студенческий брак, который быстро распался.
Свою карьеру Алиса Бруновна начинала в труппе Ленинградского драматического театра имени Комиссаржевской. Там ей доставались в основном роли травести. Молодая актриса из-за этого страшно переживала. Но все же свою работу после вспоминала с благодарностью.
— Я всегда понимала, что некрасива. А для того чтобы играть те роли, к которым предрасположено моё нутро, мне надо было преодолеть отношение к себе как к гадкому утёнку.
Это не значит, что я сделала себя красивее. Но я приучила людей к своей некрасивости. Они перестали её замечать, — скажет после актриса.
В театре Комиссаржевской состоялось и ее судьбоносное знакомство с Игорем Владимировым, который был приглашен туда режиссировать спектакль «Время любить».
Моменты совместной работы запомнились не только молодой и никому неизвестной актрисе Фрейндлих, но и самому Владимирову — признанному красавцу и любимцу женщин.
Чем-то харизматичная миниатюрная Фрейндлих ему глянулась. Потому, когда через несколько лет Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, он без сомнений пригласил Алису в свою труппу.
«Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова.
Мне даже страшно об этом подумать», — говорила Алиса Фрейндлих много лет спустя.
А в то время творческий союз быстро перерос в романтическую связь, а после в брак.
Через несколько лет у счастливых супругов родилась единственная дочь Варвара. По словам самой Фрейндлих, больше всего рождения девочки ждала мама актрисы. Роды начались преждевременно, во время отдыха в санатории.
Когда у Алисы Бруновны начались схватки, ее мама от волнения потеряла сознание. Звезда театра вынуждена была вызвать по телефону две машины скорой: для мамы и для себя. Внучку счастливая бабушка увидела лишь спустя месяц, когда выписалась из больницы.
Впоследствии Варвара рассказывала, что хоть родители ее были всегда эмоционально доступны и искренно любили дочь, определенно, оба были больны театром. Он был их призванием, ему они служили без тени сомнения, не замечая трудностей. Бытовые, житейские мелочи неизменно отходили на второй план.
Вечный роман супругов с театром накладывал определённые ограничения. И не только на повседневную жизнь. Например, Владимиров не хотел, чтобы Фрейндлих играла в кино.
И когда Эльдар Рязанов, давно мечтавший снять Алису Бруновну в своей картине, пригласил ее на главную роль в «Служебный роман», дело чуть было не сорвалось.
Алиса Фрейндлих после вспоминала, что Рязанов приехал к ним домой и долго уговаривал Владимирова отпустить супругу на съемки. Игорь дал согласие, но нехотя, с условием: работа в театре не должна пострадать.
Работа над картиной далась Алисе Бруновне нелегко, ведь ей пришлось метаться между Москвой и Ленинградом. Пять дней в неделю Алиса спала исключительно в поездах. Но результат того стоил. Ведь роль Людмилы Прокофьевны Калугиной влюбила в актрису все население страны.
Дело было даже не удачном образе: Фрейндлих так достоверно показала запустившую себя женщину своего времени, так искрометно изобразила ее преображение, что утомленные работой и бытом советские «тетки» ощутили за спиной крылья: вспомнили, что они Женщины, что могут выглядеть красиво.
Дальше последовали одна за другой звездные роли в кино. Но, как всегда бывает: если где-то прибыло, значит, в другом месте убыло.
Отношения в браке начали трещать по швам. Муж ревновал супругу к кино. Противоречия нарастали, как снежный ком. В 1981 году пара Владимиров-Фрейндлих рассталась. После Алиса, по просьбе мужа, ушла из Театра имени Ленсовета.
Сама Алиса Бруновна комментировала разрыв так: «С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно.
А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период. Вы знаете, пьяный человек немножко сорит за собой…».
Игорь Владимиров быстро женился на молодой актрисе Инессе Перелыгиной. А актриса увлеклась молодым художником по имени Юрий Соловей. Он пробовал свои силы как театральный актер.
На этом поприще успеха не достиг, зато познакомился с Алисой Фрейндлих, которая была старше его на 15 лет. Разница в возрасте не помешала развитию между ними романтических чувств.
Труднее всего в ту пору пришлось дочери бывших супругов. Варя обожала отца и нового мужа мамы встретила враждебно. Она привыкла, что все время находится дома одна, предоставленная самой себе, и постоянное присутствие рядом нового маминого супруга воспринимала как непрошеный контроль.
Юрий сильно тяготился известностью Фрейндлих. Он был молод и не реализован, она же – звезда, востребованная актриса, любимица миллионов зрителей. Когда супруги поняли, что совместная жизнь грозит их разрушить и больше не приносит обоим ни капли радости, они мирно разошлись.
Впоследствии Юрий Соловьев уехал в Израиль, а после — в Германию. Когда бывшая супруга приезжала с гастролями за границу, он старался приходить на все спектакли — о своем союзе спустя годы оба вспоминали с теплотой.
После третьего развода Алиса Фрейндлих внутренне смирилась с тем, что сильный характер и яркая индивидуальность не всегда идут рука об руку с женским счастьем. Замуж она больше не выходила.
Сегодня у великолепной актрисы и выдающейся женщины двое взрослых внуков, подрастают правнуки. Она пользуется неизменным уважением коллег по цеху, которые отзываются о ней как о глубоко порядочном, честном человеке с тонким чувством юмора.
Сама же артистка считает: что бы ни случилось, надо торопиться жить. Нельзя отказывать себе в реализации и праве на счастье:
— Есть одна ошибка, в которой я не устаю раскаиваться. Три четверти жизни я думала, что всё ещё впереди. Это такая глупость, думать, что всё ещё будет. Это чревато потерей времени, впечатлений… «Ой, всё впереди, всё ещё будет, всё успею!». Ни черта! Вот надо, как только, так сразу. Потому что опомнишься, но будет поздно.