По столице прошел слух, что императрица соскоблила себе лицо. Из уст в уста передавались подробности операции. Якобы сперва сняли слой кожи, а затем нанесли специальный состав, в составе которого воск, свинец и фарфор.
Эта процедура имела название «эмаль красоты», и отваживались на нее только самые отчаянные женщины в погоне за вечной молодостью. Даже во время нанесения покрытие могло пойти патиной, мелкими трещинками, и тогда конец всей красоте.
А еще в случае ошибки в составе и нанесении могли остаться ожоги, а лицо могло даже парализовать.
И все же многие верили, что императрица Мария Федоровна по совету своей сестры, английской королевы, решилась на столь опасную операцию и в Вене обратилась к специалисту. К этому добавляли еще подробности, не удовлетворившись фарфоровым лицом, вдова Александра III нарастила ресницы! Ей в веки вживили каучуковые тонкие стрелы.
Причиной всех этих обсуждений был уже длительный тихий скандал в королевской семействе. Мария Федоровна терпеть не могла свою невестку, жену Николая II. Александра Федоровна была полной противоположностью своей свекрови.
За долгие годы Минни, как называл Александр III свою дорогую супругу, стала более русской, чем многие представители благородных фамилий. И она была истинной императрицей с полным пониманием своего долга.
Внучка королевы Виктории, принцесса Аликс, избранница-наследница, была совершенно иной. Ее застенчивость, ее нелюдимость — все это не предвещало ничего хорошего. Императрица должна блистать, в этом Мария Федоровна была уверена.
А ее невестка желала вести жизнь частную, закрытую. В свете уже распространялись подозрительные настроения. Почему молодые великие княжны не отлучаются от материнской юбки? Почему нет балов и громких сезонов, где весь этот блеск двора.
Оттого вдовствующая императрица и желала как можно дольше сохранить власть при дворе, а вместе с ней и коронные бриллианты, она настаивала — хотя и вдова царя, но имеет право! И при жизни невесте не передаст!
С каждым годом все сложнее было Марии Федоровне сохранять главенство. Оттого и поползли слухи — решила вернуть себе молодость.
Восхищение вызывала и тонкая талия императрицы. Родив шестерых детей, она сохраняла все те же мерки, какие отослала впервые в Париж модельеру Ворту. Он шил по этим меркам платья до самой революции.
Здесь секрет был очень прост: умеренность, физические упражнения и активность. Минни всегда восхищала своего супруга тем, что ради его забавы исполняла гимнастический номер — ходила колесом по гостиной.
А любовь императрицы к танцам была воистину легендарна. Мария Федоровна могла танцевать до последнего такта музыки, и ее супруг, совершенно не любивший балов и всегда стремившийся удалиться как можно раньше, платил оркестру, чтобы те по одному инструменту прекращали играть. Только тогда удавалось Александру III увести супругу.
И это умение сохранить тонкость и изящество тоже вызывало в ней презрение к невестке. Александра Федоровна после каждых родов становилась все шире, даже корсет не мог скрыть ее полноты.
Впрочем, Николай Александрович обожал супругу, не обращая внимания на изменения ее фигуры. Кровь королевы Виктории давала о себе знать, а та к концу жизни имела талию шире метра в обхвате.
В защиту последней императрицы — Александра Федоровна имела проблемы со спиной. После каждых родов ей все сложнее было оправиться, и она все чаще передвигалась на кресле-каталке.
Очень разными были свекровь и невестка. Мария Федоровна считала своим долгом сохранять красоту и молодость и совершенно необходимым поддерживать блеск императорского двора. Александра Федоровна после каждого публичного появления испытывала стресс и чувствовала себя несчастной.
Воздержание и вечная подвижность, неспособность усидеть на месте, потребность скакать на лошади, танцевать. Кипящая энергия — вот что было секретом долгой молодости вдовствующей императрицы. После потери своей семьи и империи она оказалась в изгнании. Но до конца оставалась маленькой и изящной женщиной, полной достоинства.