Евгений Леонов… Имя этого человека знакомо каждому, кто вырос на советских фильмах. Евгений Леонов смог подарить нам столько незабываемых образов, не считая озвученных героев мультфильмов!
Казалось, этот человек с добрыми глазами и светлой улыбкой излучал какую-то особенную ауру, притягивающую к себе, как магнит. Все, кому посчастливилось знать его лично, в один голос утверждали: добрее и скромнее человека не сыскать.
Выбор профессии и карьера
Евгений Павлович появился на свет в Москве, 2 сентября 1926 г., в семье инженера. Несмотря на серьёзную профессию отца, Евгений с детства тянулся к искусству, и школьные годы его были наполнены не только уроками, но и репетициями в драмкружке.
В войну, как и многим его сверстникам, пришлось быстро повзрослеть: Евгений устроился на завод, а позже стал учиться заочно в авиационном техникуме. Однако тяга к театру не угасала, и он активно участвовал в художественной самодеятельности.
В 1946 году он решился на перемены в своей жизни — бросил учёбу и работу и поступил в Московскую экспериментальную театральную студию. Наверное, уже тогда он в глубине души чувствовал, что это — его путь.
Необычная внешность, своеобразная манера говорить и трогательная застенчивость — всё это, что, возможно, казалось ему недостатками, на самом деле выделяло среди других и помогло пройти отбор. Сразу после окончания студии Евгений Леонов был принят в труппу театра им. Станиславского.
Молодому актёру не терпелось выйти на сцену и покорить зрителей своим талантом, но сначала ему доставались лишь эпизодические роли, которые в театральной среде снисходительно называли «кушать подано».
Нужно было как-то сводить концы с концами, и Леонов решил попытать счастья в кинематографе. Увы, но и здесь его ждало разочарование — режиссёры видели его только в маленьких ролях, практически без слов.
И всё же в его судьбе наступил переломный момент. В 1954 году художественный руководитель театра, заметив талант молодого актёра, предложил ему роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных», и не ошибся! Игра Леонова не оставила зрителей равнодушными, и вскоре он стал одним из самых востребованных актёров в театре.
Позже актёр устроился в Театр им. Маяковского, но проработал там лишь 4 года. Уход из театра был омрачён конфликтом с главным режиссёром Андреем Гончаровым. Леонов снялся в рекламе, где играл продавца рыбы нототении, чем навлёк гнев Гончарова.
Тот публично, при всех артистах труппы, устроил Леонову разнос, предложив коллегам собрать ему денег, раз он так сильно голодает. Конечно, Евгений Павлович, будучи человеком очень ранимым и чувствительным, такого отношения к себе стерпеть не смог. Он тут же написал заявление об уходе и принял предложение Марка Захарова перейти в «Ленком».
Дебютировал в кино Евгений Леонов в 22 года. Казалось бы, ранний старт — что ещё нужно для успешной карьеры? Но настоящая слава, всенародная любовь он ощутил через 9 лет после выхода на экраны комедии «Полосатый рейс».
Интересно, что одна из самых смешных сцен этого фильма, где герой Евгения Леонова в пене убегает от тигра, оказалась полной импровизацией. По сценарию, актёра от зверя должен был защищать толстый слой закалённого стекла, но оно давало яркие блики на камеру, и оператор решил его убрать.
Леонову об этом не сообщили, и, представьте его состояние, когда он с закрытыми глазами намыливал волосы, а открыв глаза, увидел прямо перед своим носом настоящего живого тигра! Испуг был таким неподдельным, что сцена получилась невероятно смешной.
Фильм имел колоссальный успех, и эта роль мгновенно сделала Евгения Леонова всеобщим любимцем. С этого момента он был буквально нарасхват: каждый режиссёр мечтал заполучить в свой фильм доброго, чуть нескладного персонажа в исполнении Евгения Павловича.
Казалось, амплуа закрепилось за ним навсегда. Но спустя 3 года режиссёр Владимир Фетин пригласил Леонова на роль казака в драму «Донская повесть». Надо сказать, Леонов сначала испугался: «У меня же не подходящее лицо для такой роли?!».
Но Фетин верил в него, и не ошибся. Евгений Павлович блестяще справился с драматической ролью, раскрыв весь свой многогранный талант.
После этой работы и другие режиссёры разглядели в Леонове не только комика, но и тонкого, глубокого драматического актёра. И хотя комедийные роли по-прежнему преобладали в его фильмографии, Евгений Павлович был счастлив возможности сыграть настоящую драму. Одной из самых любимых своих работ он считал роль Сарафанова в мелодраме «Старший сын».
Интересно, что в его фильмографии есть и негативные образы, но их ему удавалось наделить каким-то особым очарованием, вызвать у зрителей не отторжение, а скорее сочувствие.
Природа щедро наградила Евгения Леонова яркой, нестандартной внешностью, которая сама по себе, без усилий гримёров, была уникальным инструментом в руках талантливого актёра.
Евгений Леонов был не только гениальным артистом, но и исключительно порядочным человеком, готовым всегда прийти на помощь. Он пользовался огромной народной любовью и авторитетом, и мог «пробить» практически всё, что угодно.
Сам Леонов долгое время жил с родителями в коммуналке, но при этом помог обзавестись жильём многим своим друзьям и коллегам. Он никогда и никому не отказывал в помощи, доставал всё, что было нужно — от дефицитных препаратов до одежды.
Артист Рудольф Фурманов вспоминал, как они с Леоновым ходили на склад Гостиного Двора: «Евгений Павлович уже устал и ворчал: «Ну да, командуйте мною! Как собаке — Леонов, налево! Леонов, направо!». Но что тут сделаешь: перед его обаянием не мог устоять ни один директор магазина!».
Всенародная слава имела и обратную сторону. Как-то жена Леонова села в такси, и водитель, не подозревая, конечно, кого он везёт, начал рассказывать выдуманную историю: «Здесь вот Леонов живёт, мы с ним сто лет дружим.
Злоупотребляет он ужасно, ежедневно ко мне бегает трёшку стрелять. Ну я не отказываю, куда деваться, жалко мужика, замечательный ведь артист!.. А в эту парикмахерскую мы с ним бриться ходим!».
Ванда Леонова, прослушав этот поток небылиц, возмутилась: «Как же Вам не стыдно?! Я в одном театре с ним работаю — он совершенно не пьёт!». История, конечно, курьёзная, но сам артист очень болезненно реагировал на сплетни и выдумки, которые о нём распространяли.
Единственная жена
В личной жизни Евгений Леонов, несмотря на любовь и восхищение публики, долго не мог найти счастье. Он был очень застенчивым, и это мешало ему в отношениях с женщинами. Однажды, когда ему было уже 24 года, на одной из вечеринок ему приглянулась одна девушка.
Дело уже шло к поцелую, но неожиданно она его оттолкнула. Евгений Павлович, как рассказывали очевидцы, расплакался, одолжил у неё денег на такси и убежал.
Только в 31 год он встретил свою судьбу — Ванду Стойлову. Случилось это в Свердловске, куда театр приехал на гастроли. Евгений Павлович увидел её случайно, во время прогулки с коллегами. Он пригласил Ванду в театр, а после окончания спектакля они до самого утра гуляли, а актёр читал ей стихи.
Ванда тогда была не свободна, но собиралась разводиться. Он же, понимая, что встретил ту самую, единственную, уехал в Москву с тяжёлым сердцем, преисполненным ожидания. И долгожданная встреча произошла. В скором времени Ванда приехала в столицу, чтобы начать новую жизнь и поступила в ГИТИС.
«Однажды Женя просто сказал: «Нам надо пожениться», — рассказывала позже Ванда. Он должен был уезжать на съемки, и они, не желая откладывать важное решение, отправились в ЗАГС. Конечно, не всё гладко было на их пути.
Родители Ванды, как и многие родители в мире, переживали за дочь и поначалу восприняли новость о браке без энтузиазма. Но время, как известно, лечит и примиряет. Пройдет совсем немного времени, и родители Ванды искренне полюбят Евгения, признают его талант и душевные качества.
Молодожёны жили вместе с родителями Евгения в коммуналке, но несмотря на тесноту, не ссорились. Мать Евгения Павловича оказалась женщиной доброй и гостеприимной, её дом всегда был открыт для родственников и друзей.
Сын Андрей родился у супругов в 1959 году, и актёр был счастлив стать отцом.
Евгений Леонов обожал жену и буквально носил её на руках. Время, проведённое вдали от Ванды, для него тянулось бесконечно долго. Он мог часами сидеть у окна, словно пытаясь приблизить момент её возвращения, и лишь звук её шагов за дверью возвращал его к жизни, заставляя сердце биться чаще.
В эти мгновения он буквально расцветал, глаза его светились теплотой и нежностью. В его жизни не было места для других женщин, лишь Ванда царила в его сердце, заполняя его смыслом и светом. Он даже боялся с ними близко общаться, оберегая свою любовь, как драгоценный дар.
В каждой поездке за рубеж у Леонова находилось время для поисков подарков для жены. Он обходил лучшие магазины, выбирая самые изящные наряды, способные подчеркнуть красоту и грацию его Ванды. Не удивительно, что по Москве шептались, мол, гардероб Ванды Леоновой может посоперничать с коллекцией самой Софи Лорен!
Евгений Леонов был человеком огромной души, он дарил любовь и тепло всем вокруг. Только вот ему всю жизнь казалось, что сначала мать, а потом жена и сын любят его недостаточно сильно, и он тосковал по семейному теплу и нежности. Ванда свои чувства к мужу проявляла довольно скупо, и даже поздравляя его с днём рождения, не обнимала.
Его переживания были настолько глубоки, что он даже плакал, оставаясь наедине с собой. О своих чувствах он написал в книге «Письма сыну», в которой просил Андрея любить его так же сильно, как он.
Леонов в душе расстраивался, но всё равно был безмерно рад тому, что жена рядом с ним, и у них есть семья.
«Спасибо тебе, что позволяешь себя любить», — часто говорил Леонов своей обожаемой жене.
Трепетно Леонов относился и к сыну, будучи не просто отцом, но и верным другом, готовым поддержать в любой ситуации. Если Ванда порой бывала строга к шалостям сына, то Евгений сглаживал острые углы, считая, что ключом к детской душе может быть только доброта.
Евгений Леонов в жизни излучал тот же неповторимый юмор и жизнелюбие, что и его персонажи. Рядом с ним невозможно было грустить. Он умел рассеять любую печаль, найти нужные слова, чтобы вернуть улыбку на лицо своей супруги, которая, как и многие чуткие натуры, склонна была волноваться по пустякам.
Новый век
Начало лихих 90-х словно наложило тяжёлую тень на душу артиста. Резкие перемены, накрывшие страну, болезненно отразились на его восприятии мира. То, что происходило вокруг, казалось ему чуждым и неправильным.
Мир, который он любил, ради которого творил, рушился на глазах, и он не мог найти себе места. И эта невидимая тоска, эта тихая печаль по утраченной жизни разъедала его изнутри, подтачивая и без того надломленное здоровье…
Летом 1988 года, во время гастролей в Гамбурге, он чуть не ушёл из жизни. Сложнейшая операция на сердце, долгие недели в коме… Врачи настаивали на длительном отдыхе, но разве мог он позволить себе расслабиться?
Переживал за жену Ванду, считал, что сын Андрей ещё не стал достаточно самостоятельным. А маленький внук Женя… Разве мог дедушка оставить своего малыша без внимания и заботы?
И Евгений Павлович снова вышел на сцену. Не ради славы и аплодисментов, а ради своих близких, ради того, чтобы быть нужным, быть опорой и защитой. Спектакли, концерты, гастроли… Он продолжал жить на полную мощность, отдавая все силы любимому делу и самым дорогим людям.
29 января 1994 года Леонов чувствовал себя неважно, но всё равно собирался в театр — в этот день он должен был играть в «Поминальной молитве». Но не суждено… Выходя из квартиры, актёр внезапно упал. Приехавшие доктора оказались бессильны — оторвался тромб.
В этот вечер в зале «Ленкома» никто не знал о случившемся. Люди с нетерпением ждали начала спектакля. Когда же на сцену вышел представитель театра и объявил, что Евгения Павловича не стало, и предложил всем сдать билеты, зал встал.
Никто не ушёл. Кто-то догадался взять в ближайшем храме свечи, и люди долго простояли у театра с зажжёнными свечами, прощаясь с любимым артистом. Ванда Леонова пережила мужа на 27 лет и ушла из жизни в 2021 году, сохранив верность любимому супругу.