Спящая красавица: правдивая история о средневековом тиране и его молодой жене, больше похожая на сказку

Жил-был в Лукке банкир по имени Франческо Гуиниджи, и было у него семеро сыновей: Ладзаро, Микеле, Франческо, Бартоломео, Антонио, Николао и Паоло.

История, которая произошла в Италии в XIV веке, начиналась почти как старая сказка:

«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак».

Фамилия Гуиниджи принадлежала к числу самых почтенных и уважаемых в свободной Республике Лукка. Старика Франческо – представителя партии гвельфов и хранителя печати Папы Грегорио XI – называли Отцом Нации. Могущество семьи Гуиниджи, обретённое ещё в XIII веке, крепко стояло на трёх китах: Коммерция, Банки, Политика.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Учитывая право старшинства, у младшего из братьев Паоло Гуиниджи почти не было бы шансов когда-либо взять власть в свои руки, если бы не цепь роковых событий.

После смерти Франческо-старшего в 1384 году бразды правления перешли к Ладзаро.

Члены знаменитой фамилии занимали все ключевые посты, что гарантировало незыблемость их позиций, однако кровожадный безумец герцог Миланский Жан Галеаццо Сфорца, которому не давали покоя его имперские амбиции, плёл нескончаемые преступные интриги и в конце концов убил Ладзаро руками его брата Антонио – это случилось в 1399 году.

Остальных прикончила смертоносная чума, бушевавшая в средневековой Европе: одного за другим она прибрала Микеле, Франческо и Бартоломео, а там дотянулась костлявой рукой до коварного властолюбивого Антонио и Николао – епископа Лукки, который его поддерживал.

Наконец-то для Паоло путь был открыт. Сказки-сказками, но младшенький, которому отказывали в наличии талантов и способностей, был вовсе не дурак. Получивший образование в Лондоне и Фландрии, уже в 1392 году Паоло Гуиниджи вошёл в Генеральный совет Лукки и занял должность Анциано (старейшины).

Избавившись от соперников, он отказался от партии своих предков и союза флорентийцев, дабы попросить помощи у герцога Миланского, а затем ввёл в город своих вассалов.

21 ноября 1400 года Паоло Гуиниджи стал фактическим синьором Лукки, приняв титул Капитана и Народного защитника, а уже в следующем году распустил правительство, в гордом одиночестве расположившись на вершине власти и избрав в качестве резиденции палаццо Дукале.

В 1400 году он вступил в брак с Марией Катериной Антельминелли, породнившись с легендарным кондотьером, вождём гибеллинов Каструччо Кастракани, во время правления которого Лукка достигла пика своего могущества. Молоденькая жена осталась в истории лишь бледной тенью, покинув этот мир бездетной в очень юном возрасте.

Овдовев, Паоло женился второй раз на красавице Иларии дель Карретто – представительнице лигурийского аристократического рода, глава которого на протяжении столетий носил титул маркграфа Савоны. Именно эта молодая женщина, умершая в расцвете молодости и красоты, прославила Лукку больше, чем её весьма деятельный и амбициозный супруг.

О жизни прекрасной Иларии известно только, что она родила мужу сына Ладислао и скончалась в 1406 году в возрасте 26 лет от последствий тяжёлых родов, в результате которых появилась на свет девочка – Илария-младшая, ставшая впоследствии догарессой Генуи (догаресса – супруга дожа, т. е. главы средневековой республики – прим. автора).

Безутешный Паоло заказал скульптору Якопо делла Кверча мраморный саркофаг, обессмертивший не только имя Иларии дель Карретто, но и имя талантливого творца, войдя в историю искусства как лучшее из того, что создали его руки.

Молодая женщина изображена лежащей в платье, струящемся мягкими складками.

*

Её голова покоится на подушках с кистями; кроткое и умиротворённое лицо обрамляют роскошные волнистые волосы, убранные в косы и скрытые под головным убором, перевязанном лентами с цветочным орнаментом.

Подбородок утопает в высоком воротнике, застёгнутом на мелкие пуговицы; руки отдохновенно сложены одна поверх другой. В ногах Иларии примостилась собачка – символ супружеской верности. Она преданно взирает на свою госпожу, охраняя её вечный сон.

Мрамор подчёркивает белизну высокого лба, на который легла смертная тень. Всё говорит о власти Смерти и хрупкости прервавшейся жизни: заострившиеся черты совсем юного и нетленно прекрасного лица; бессильные руки, поникшие, словно белые лилии; складки одежд, будто придавившие своей тяжестью бренное тело.

*

*

Вечные сумерки сгустились над безмятежно спящей Иларией, но свет её бессмертной души как будто борется с ними, рассеивая тьму.

Гробницу украшают крылатые младенцы – путти, которые держат в руках пышные гирлянды из листьев, цветов и плодов.

Скульптор работал над надгробием в период 1406-1408 гг. Известно, что тело Иларии дель Карретто никогда не покоилось внутри саркофага, а сам саркофаг первоначально имел балдахин и находился в часовне.

*

*

Паоло Гуиниджи правил Луккой 30 лет и, хотя снискал меньше славы, чем Каструччо Кастракани на столетие раньше, много сделал на благо маленькой Республики с гораздо менее разрушительными последствиями.

Он возвёл новые стены на остове старой крепости, построенной Кастракани в 1322 году; стимулировал торговые связи с Каррарой, где добывался знаменитый мрамор; расширил и укрепил банковскую деятельность, а также производство и торговлю шёлком, привлекая в Лукку лучших мастеров со всей Европы.

Паоло Гуиниджи упрямо грыз гранит науки управления, и именно ему Республика Лукка обязана несколькими мудрыми законами.

Кроме того, синьор Лукки, по мрачной иронии судьбы вошедший в историю как тиран, был даровитым политиком и поддерживая добрые отношения с многочисленными соседями, что обеспечило маленькому государству мирную жизнь на протяжении десятилетий.

«Не обладая щедростью или величием, храбростью или гением, он не имел ни постыдных пороков, ни жестоких страстей», – так вспоминали о Паоло Гуиниджи современники.

Тем не менее, народ ненавидел его. Как только флорентийцы, воспользовавшись как поводом для объявления войны некоторой помощью, оказанной Гуиниджи герцогу Миланскому Филиппо Мария Висконти, напали на Лукку в 1429 году, надеясь завоевать её, вся сельская местность, а следом горожане восстали против своего властелина.

Миланский герцог и великий воин Франческо Сфорца, пришедший на подмогу, отстоял город, однако, соблазнённый деньгами, позволил втянуть себя в заговор против Паоло Гуиниджи. Правитель Лукки был разбужен среди ночи сорока заговорщиками, которые потребовали ключи от всех покоев и сокровищницы, а также государственную печать.

Гуиниджи ответил, что целиком находится в их власти вместе со своей семьёй и четырьмя детьми. «Просто помните, – добавил он, – что я получил титул синьора и хранил его тридцать лет, не проливая крови».

Паоло Гуиниджи был низложен и заключён в тюрьму в Павии, где умер в 1432 году.

*

Мятежники, захватившие город, ворвались в собор Сан-Мартино с намерением разгромить капеллу ненавистного правителя, однако остановились, поражённые красотой мраморного изваяния на саркофаге Иларии дель Карретто, и не решились его разбить. Они сорвали каменных путти по бокам гробницы, вынеся её из храма.

Ныне величайший погребальный памятник отреставрирован и находится в ризнице собора Сан-Мартино в Лукке.

Городом, окружённым стенами, «где спит женщина Гуиниджи» назвал Лукку поэт и драматург Габриэле д’Аннунцио.

*

*

А арт-критик Витторио Умберто Антонио Мария Згарби в книге «Сокровища Италии» писал: «Смерти противостоит не воспоминание, а воссоздание жизни в искусстве. Илария живёт.

Они спит неглубоким сном, она дышит под лёгким одеянием, как собирательный образ всех любимых женщин, оставшихся неподвластными времени и смерти. Илария – это Беатриче, Лаура, Сильвия. Илария – это имя любимой женщины. И Якопо любит её настолько, что возвращает ей жизнь.»

В 2007 году установлен бронзовый памятник Иларии дель Карретто в её родном городе Zuccarello (провинция Савона).

*

*

*

*

*

*

*

*

Оцените статью
Спящая красавица: правдивая история о средневековом тиране и его молодой жене, больше похожая на сказку
Лариса Буркова. Внезапное забвение сломало ей жизнь