Станислав Андреевич Любшин – настоящая легенда отечественного театра и кино. Он сыграл множество ярких ролей, и не стал заложником ни одной из них. Актер рассказал о самых сложных съемках, уважении со стороны режиссера Михалкова к актерам и цензуре в театре и кино.
О ФИЛЬМЕ «Кин-Дза-Дза»
Съемки фильма «Кин-дза-дза» Георгия Данелии проходили в пустыне. Из-за жары сниматься было непросто, работу не раз останавливали. Но результат стоил того – фильм стал культовым. Если бы в Госкино знали о том, какие смыслы в эту картину закладывали авторы, этот фильм бы не пропустили на экраны, уверен Станислав Любшин.
— Полтора месяца на съемках температура была за 60 градусов. Когда стало за 70, то нам стало труднее работать, пришлось уехать. Потом снова опустилась до 60 градусов, снова стали работать под палящим солнцем.
О ФИЛЬМЕ «Пять вечеров»
Один из самых ярких образов в своей карьере Станислав Андреевич сыграл в фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров». Сейчас актер называет это время прекрасным.
— Съемки заняли всего 17 дней. Мы снимали по две смены почти каждый день. Еще 10 дней шли репетиции. Никита Михалков дал нам возможность на репетициях самим нащупать своих персонажей. После этого актер готов на равных работать с режиссером. Актер выступает как со-творец этой картины. Такой любви и уважения к актеру я не видел.
Другим режиссерам некогда заниматься так с актерами. Многим, может быть, это и не нужно было. Замечательное время было.
НЕОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ТЕАТР
После окончания Щепкинского училища Станислава Андреевича приглашали одновременно в 27 театров. Он выбрал «Современник».
— Мне нравился «Современник», который был создан не сверху, а по инициативе изнутри. Там на сцене показывали настоящая жизнь, наши проблемы. Очень искренний, неотредактированный театр. Туда тянулась думающая молодежь. Там была надежда на настоящую жизнь, на то, что мы все-таки свободны. В этот театр я и попал.
Свободы нигде не было. Всегда сверху что-то запрещали, вырезали. А сильные личности, общественность помогали. Тогда спектакли и фильмы с трудом выходили.
ЦЕНЗУРА СЕГОДНЯ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА
В советские времена была жесткая цензура. Свободы нигде не было, говорит Любшин. Всегда сверху что-то запрещали, вырезали, а сильные личности, общественность помогали. Тогда спектакли и фильмы с трудом выходили.
— Сегодня внешней цензуры нет, она может быть только внутри человека, если он образован и культурен, если у него есть какие-то ценности. Ужасно, когда на сцене или в кино мат. В церкви не позволяют делать такого, а наше старшее поколение считало, что театр – это храм.
В кино и театре должен быть литературный язык, не надо туда заносить словечки, которые человек слышит в обыденной жизни. Не хочу никого критиковать, но меня лично коробит это.