Станислав Ростоцкий: ходил на протезе, дважды был номинирован на «Оскар» и почти не снимал жену

55 лет назад на экраны вышла мелодрама «Доживём до понедельника» — одна из лучших картин советского режиссёра Станислава Ростоцкого.

Он появился на свет 21 апреля 1922 года в Рыбинске в интеллигентной семье. Отец будущего режиссёра происходил из польского дворянского рода, был известным врачом, мать имела французские корни и работала модисткой. Вскоре Ростоцкие с детьми перебрались в столицу, где им на выделили крохотную комнату в коммуналке. Жили они небогато, но дружно и счастливо.

В кино Стас влюбился ещё в пятилетнем возрасте — увидел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» и загорелся мечтой стать режиссёром. Подростком его пригласили сняться в документальной короткометражке, посвящённой прошедшему в Кремле комсомольскому съезду. После этого молодой человек обрёл первую известность — его даже стали бесплатно пускать в кинотеатры.

А вскоре его фотография попала в руки легендарного Эйзенштейна, готовившегося снимать новый фильм «Бежин луг». Мэтр сделал пометку на полях: «Хорошо смеётся», и потребовал вызвать парня на площадку для съёмок в главной роли. Ассистенты позвонили Ростоцким домой, но родители были против актёрства — ничего не сказали сыну и отправили его в пионерлагерь.

Когда он вернулся, съёмки уже шли полным ходом и место осталось только в массовке. Стасу было обидно до слёз, но и маленького шанса поработать с Эйзенштейном он упускать не хотел. В перерывах между съёмками молодой человек расспрашивал своего кумира о тонкостях режиссёрской профессии и получил от него немало ценных наставлений.

Они остались на связи, а уже вскоре 16-летний Станислав показал Эйзенштейну свой первый сценарий. С подачи режиссёра юный Ростоцкий начал заниматься самообразованием, читал книги по истории и искусству — Эйзенштейн всегда повторял, что хороший режиссёр должен обладать широким кругозором.

Окончив школу, Станислав Ростоцкий планировал идти в армию, но его посчитали негодным к службе из-за проблем с позвоночником. На экзамены во ВГИК он опоздал, и, чтобы не терять время, поступил на факультет искусствоведения в Московский институт философии и литературы.

Проучился Ростоцкий совсем недолго — началась война и студент сбежал на фронт, где ему поручили выполнять обязанности фотокорреспондента. Во время одного из заданий он едва не погиб — по рядовому Ростоцкому проехал танк, раздробив ногу и грудную клетку. С поля боя его на руках вынесла медсестра, которой он впоследствии посвятил фильм «…А зори здесь тихие».

Ростоцкий чудом выжил, перенёс множество операций, но ногу спасти не удалось. До конца дней он ходил на протезе, о чём знали только самые близкие люди.

Вернувшись из госпиталя, Станислав Ростоцкий вспомнил о давней мечте и отправился поступать во ВГИК. Бывшего фронтовика зачислили на курс Григория Козинцева, с которым студент быстро нашёл общий язык. Мастер брал подопечного на съёмки, где тот набирался опыта в качестве ассистента.

Из-за постоянной занятости на съёмочной площадке учёба в институте растянулась для Ростоцкого на семь лет, зато уже на выпускном курсе Козинцев порекомендовал его как состоявшегося режиссёра, готового к созданию собственных картин.

Тем не менее, дипломную работу Ростоцкого в прокат не выпустили по идейным соображениям — картину впервые показали лишь после ХХ съезда партии, где её посмотрел и одобрил сам Никита Хрущёв.

Ещё студентом Станислава Ростоцкого зачислили в штат Киностудии имени Горького, где он работал всю оставшуюся жизнь. Здесь вышел его второй фильм «Земля и люди» по мотивам цикла Гавриила Троепольского «Из записок агронома».

А уже следующая лента режиссёра имела оглушительный успех — мелодрама «Дело было в Пенькове» стала одним из лидеров проката и получила приз на Всесоюзном кинофестивале. Следом вышли военные драмы «Майские звёзды» и «На семи ветрах», а также двухсерийная экранизация лермонтовского «Героя нашего времени».

Своего расцвета карьера режиссёра достигла к концу 60-х. Сначала состоялась премьера школьной мелодрамы «Доживём до понедельника», затем свет увидела пронзительная военная драма «А зори здесь тихие…», а после вышла трогательная лента «Белый Бим Чёрное ухо».

Все три картины собрали множество наград и были признаны лучшими фильмами года по версии читателей «Советского экрана». «Доживём до понедельника» и «А зори здесь тихие…» получили Государственную премию, а «А зори здесь тихие…» и «Белый Бим Чёрное ухо» были номинированы на «Оскар» как лучшие фильмы на иностранном языке.

Свои последние фильмы режиссёр выпустил в 80-х. Сначала на экраны вышла историческая лента «Эскадрон гусар летучих» — Ростоцкий работал над картиной совместно с режиссёром Никитой Хубовым, а в титрах указал себя по псевдонимом Степан Степанов. Затем вместе с норвежским режиссёром Кнутом Андерсеном Ростоцкий снял ленту о викингах «И на камнях растут деревья».

А последней работой советского кинематографиста стала драма «Из жизни Фёдора Кузькина», которая увидела свет накануне распада страны. После этого режиссёр признавался, что современное состояние кино повергает его в ужас и ему больше нечего сказать «новому» зрителю.

Со своей единственной женой Станислав Ростоцкий познакомился во ВГИКе. Тогда за статным красавцем Стасом ухлёстывали многие девушки, а скромная Нина Маньшикова даже не надеялась, что первый парень института обратит на неё внимание. Однажды они пересеклись в трамвае, немного поговорили и разошлись каждый в своём направлении.

Всё изменилось, когда будущий режиссёр уехал в деревню писать сценарий к дипломному фильму «Пути-дороги». К сельской жизни он оказался не приучен, так что срочно начал разыскивать девушку, которая будет ему готовить.

Почему-то он вспомнил именно про Нину, а она была рада даже роли кухарки. Меньшикова покорила Ростоцкого своей заботой и вниманием. Вернувшись в столицу, они начали жить вместе, а вскоре сыграли свадьбу и на свет появился сын Андрей.

Режиссёрская карьера Ростоцкого шла в гору, но жену в свои фильмы он не приглашал — опасался, что будут обвинять в кумовстве. Лишь однажды Нина Меньшикова появилась в роли второго плана в ленте «Доживём до понедельника». Возможно, причина крылась и в том, что каждый новый фильм приносил режиссёру и новый роман на стороне.

В Ростоцкого влюблялись почти все актрисы, а он не считал нужным себя сдерживать. Нина о похождениях мужа знала, но всегда его прощала и ждала дома. Лишь на склоне лет режиссёр осознал, как много для него сделала жена и скольким для него пожертвовала.

Сын Андрей пошёл по стопам родителей — окончил ВГИК и стал актёром. Знаменитый отец снял его в главной роли в своём фильме «Эскадрон гусар летучих».

Помимо режиссуры Станислав Ростоцкий преподавал во ВГИКе, входил в жюри кинофестивалей и публиковался в журналах о кино. В последние году режиссёр жил в уединении в доме на берегу Финского залива, много рыбачил. 10 августа 2001 года Ростоцкий ехал на фестиваль в Выборг, когда прямо за рулём у него случился сердечный приступ.

Он смог съехать на обочину и вызвать скорую помощь, но прибывшие на место медики не сумели спасти 79-летнего режиссёра. Ненадолго пережил отца и Андрей Ростоцкий — спустя год после смерти отца 45-летний актёр и режиссёр трагически погиб, сорвавшись со скалы у водопада Девичьи слёзы в Сочи, где искал натуру для съёмок своего фильма «Моя граница».

От второго брака у него осталась дочь Ольга — по семейной традиции девушка окончила ВГИК, но стала не актрисой, а продюсером, работает директором картин.

Оцените статью
Станислав Ростоцкий: ходил на протезе, дважды был номинирован на «Оскар» и почти не снимал жену
«Многие считают его ловеласом, а он уже 17 лет женат»: Максим Радугин, роли, красавица-жена и трое детей