«Старик Хоттабыч», «Садко» и не только: как фильмы-сказки 50-х годов формировали ценности целого поколения тех, кому сегодня за 60

Влияет ли искусство на формирование мировоззрения целого поколения? Хотим мы или нет, художественные произведения создают ценности, которые воспринимаются обществом. Давайте на примере лучших фильмов-сказок 50-х годов поразмышляем, чему они учили юного зрителя и как повлияли на поколение тех, кому сегодня за шестьдесят.

«Садко» (1952)

Сегодня можно увидеть лишь восстановленную в 1986 году версию, где роли озвучивали уже совсем другие артисты. Фильм Александра Птушко (сценарий К. Исаева) собрал великолепную плеяду актёров: Сергея Столярова, Аллу Ларионову, Лидию Вертинскую, Михаила Астангова, Николая Крючкова, Нинель Мышкову, Ивана Переверзева и других.

Для студентки ВГИКа, сыгравшей Любаву Буслаевну, это был дебют, а вот Сергею Столярову (Садко) уже исполнилось 40. Оба олицетворяли истинно славянскую красоту, образец русскости.

На фестивале в Венеции (1963) картина завоевала «Серебряного льва», а Столяров вошел в топ лучших мировых актёров за последние 50 лет. На родине картину посмотрело 27, 3 млн зрителей.

Один из рецензентов фильма отметил, что старшее поколение отлично знает картину. Когда он спрашивал о ней, частенько слышал в ответ:

Садко? Это где он под водой на гуслях играл?

В основе фильма-сказки — онежский фольклор о купце-гусляре из Великого Новгорода. Прослышав о существовании птицы Феникс, он отправляется в морское странствие, чтобы отыскать птицу счастья для своей страны и своего народа. Выбравшись живым из многочисленных приключений, Садко осознает, что нет лучшего счастья, чем Родина, где ждет его красавица Любава (А. Ларионова).

Благодаря гуслярскому мастерству и русской смекалке сумел торговый человек выбраться и из морского царства Нептуна, и из далей индийских. При этом нередко ему приходится ставить собственную жизнь на кон ради товарищей.

Так, он вызвался спуститься к морскому царю, дабы спасти команду корабля во время шторма. Эпичность киноленте придает музыка Н. Римского-Корсакова, чьи фрагменты оперы использовались в фильме-сказке. Кстати, в этом году картине исполнилось ровно 70 лет.

Лично у меня в подростковом возрасте после просмотра фильма возникало чувство гордости за то, что я русская. Родиться в России — это и есть подлинное счастье.

«Старик Хоттабыч» (1956)

Фильм Геннадия Казанского был удостоен диплома Всесоюзного кинофестиваля в Москве в 1958-м. Премьера сказки по повести Лазаря Лапина (Гинзбурга) была показана годом раньше, и за первые 6 месяцев ее посмотрело 5 млн человек.

Волшебная история 12-летнего Вольки, который в Москве-реке выловил древний сосуд, оказавшийся прибежищем джина, насыщена увлекательными приключениями, искренней дружбой и невероятными чудесами.

В благодарность за то, что мальчик освободил джина после двух тысяч лет заточения, тот обещает выполнять все его желания. Хоттабыч (так называет Волька Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба) организовывает спасителю путешествие в Индию на ковре-самолете, дарит дворцы, пригоняет слонов и верблюдов.

Но Волька и его друг Женя уговаривают волшебника сделать все «подарки» невидимыми, а самим отправиться в цирк.

Они вовлекают волшебника в водоворот совсем иной жизни, и Хоттабыч «перевоспитывается», став иллюзионистом. Фильм-сказка, где в главной роли снялся Николай Волков, учит: счастье невозможно купить за деньги, как и дружбу, впрочем. Их можно заслужить, только став по-настоящему честным, хорошим человеком.

Помните знаменитый диалог?

Хоттабыч Вольке:

У тебя будут деньги! Много денег. А деньги — это слава, деньги — это сколько угодно друзей!

Но пионер отвечает:

Ну, рассуди сам, Хоттабыч, кому нужны слава и друзья за деньги?! Нет, уж лучше смерть, чем стать спекулянтом!

Любопытно, что Лапин сам был комсомольцем и искренне верил, что счастье нематериально. А за ним так считали и мы, пионеры 60-х.

В фильме снимались школьники Алексей Литвинов и Геннадий Худяков, которые в дальнейшем не стали профессиональными актёрами, а также популярные артисты — Ефим Копелян, Евгений Весник и др.

«Илья Муромец» (1956)

Еще одна картина Александра Птушко в соавторстве с Анатолием Петрицким. Думаю, зрителям будет интересно знать, что «Илья Муромец» стал первым в истории отечественного кинематографа цветным широкоэкранным фильмом со стереозвуком. В 2021-м на «Мосфильме» он был реставрирован в цифровом варианте.

В основе сюжета — народные былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Сценарий написан писателем М. Кочневым. Фильм имел широкую прокатную историю в США, Японии, ФРГ и других странах мира.

В главной роли снялся легендарный Борис Андреев, которому на тот момент уже исполнилось 40. Остальных персонажей воссоздали Андрей Абрикосов, Наталья Медведева, Нинель Мышкова, Сергей Столяров, Сергей Мартинсон и другие известные артисты.

Илья Муромец более 30 лет не мог подняться с печи, но пришла беда — на Киевскую Русь напали тугары. Старцы исцеляют богатыря «встань-травой» и дают в руки меч Святогора. Илья Муромец направляется в Киев к князю Владимиру, по пути сразившись с Соловьем-разбойником и Лихом Одноглазым.

Однако оклеветанный, он попадает в погреб, а его возлюбленная Василиса — в руки варваров, где в неволе рожает сына Сокольничка.

Юноша подрастает и начинает воевать на стороне тугаров, которые пытаются захватить Киев. Владимиру Красное Солнышко приходится идти на поклон к Илье Муромцу, чтобы тот защитил Русь. В сражении отец с сыном бьются по разные стороны, однако Сокольничек вовремя узнает, чья кровь в нем течет.

Богатыри одерживают верх, и Илья Муромец передает меч Святогора своему сыну, чтобы тот стоял на защите государства.

Думаю, еще задолго до «Офицеров» нас учили: защищать родину — это почетный долг особых людей. Богатырей земли русской. И мы верили в их силу и непобедимость.

«Новые похождения Кота в сапогах» (1958)

В 50-е годы продолжал творить один из величайших сказочников отечественного кино — Александр Роу. В 1958-м вышел его фильм по сценарию С. Михалкова «Новые похождения Кота в сапогах». По мотивам сказки Шарля Перро снято огромное количество фильмов. Этот, на мой взгляд, один из самых интересных.

История рассказана как сон девочки Любы (О. Горелова), которая накануне вместе с ребятами репетировала спектакль «Кот в сапогах». Ночью она предстанет в роли дочери шахматного короля (А. Кубацкий) и станет жертвой заговора и похищения колдуньей (Л. Вертинская).

Ей на помощь придут друзья — Ваня, сын мельника (В. Жариков), и Кот в сапогах (М. Барабанова). В фильме настолько яркие актёрские работы, что вычеркнуть их из памяти с годами просто невозможно. Особенно хорош Г. Милляр в образе шута, пугающего принцессу страшными «расказками».

Положительные герои в картине очень симпатичны, а злодеи — невероятно убедительны. В очередной раз мы встречаемся с противоборством между добром и злом. Перенос действия в шахматно-карточное королевство с первых мгновений вселяет надежду, что все обязательно закончится хорошо.

Главный посыл сказки — добро обязательно победитДа, в мире есть подлость, предательство, хитрость, но дружба и взаимовыручка все преодолеют.

Но так ли это в жизни? Недавно В. Соловьев в эфире задал риторический вопрос: «А кто вообще сказал, что добро обязательно победит?» Мой ответ: «Этому учат сказки!»

«Марья-искусница» (1959)

Второй фильм А. Роу поставлен по сценарию Евгения Шварца. Еще в 1946-м писатель написал «Сказку о храбром солдате», которая была экранизирована студией им. Горького. Цветная музыкальная лента отреставрирована в 2002-м и предстала перед зрителями в хорошем качестве.

Его мокрейшество Водяной (Водокрут XIII),  могущественный морской владыка, похищает Марью-искусницу. В ролях задействованы А. Кубацкий и Н. Мышкова. Совсем юный, но отважный сын Ваня (В. Перевалов) отправляется на ее поиски. По дороге он встречает отставного солдата (М. Кузнецов), который вызывается помочь в беде.

Вместе они преодолевают все трудности и вызволяют Марью-Искусницу из плена, превратив Водокрута в маленькую лужицу у колодца. Необычность сказки в том, что юноши обычно совершают подвиги ради руки красавицы-принцессы и половины царства. Здесь же никакой романтической истории. Более того, сам Водокрут вопрошает, обращаясь к солдату:

Зачем ты лезешь не в свое дело?

Ответ восхищает:

Я русский солдат!

Вот не может русский солдат не помочь обиженному кем-то ребенку. И жертвует он своей жизнью не ради наград и благодарности, а ради справедливости. Вот такой посыл сказки мне видится.

Вместо заключения

Хочу напомнить слова А. Эйнштейна:

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им ещё больше сказок.

Это объясняет, почему я рассматривала не просто детские фильмы, а именно сказки. Где действуют вымышленные герои, включается фантазия и разговор о добре и зле приобретает совсем другое звучание.

 

Оцените статью
«Старик Хоттабыч», «Садко» и не только: как фильмы-сказки 50-х годов формировали ценности целого поколения тех, кому сегодня за 60
Кто такие ланцепупы: безумные забавы в Российской империи, которые нередко заканчивались похоронами участников