Стеснялась появляться на людях, а позже стала женой «профессора Преображенского». Цена триумфа советского скульптора Веры Мухиной

— Вера, поехали кататься с горки, чудная погода, бери санки, — юная девушка приняла приглашение друзей. Если бы Вера знала, чем закончится эта прогулка, они бы ни за что не вышла из дома.

Одно решение полностью изменило не только лицо девушки, но и жизнь.

Однако если бы жизнь Веры сложилась по-другому, вряд ли бы мы узнали про замечательного скульптора и не увидели бы тогда на ВДНХ ее знаменитую скульптуру…

Жизнь девочки начиналась счастливо. Она родилась в Риге в 1889 году в богатой семье.

Дед и отец создали состояние на торговле хлебом. Огромные средства они тратили на поддержку деятелей искусства.

Дочь миллионера

Папа, Игнатий Кузьмич, баловал своих дочек – у них были лучшие наряды, игрушки. Стоило маленькой Верочке увлечься рисованием, ей сразу подарили мольберт, краски, кисти.

Но проблемы не обошли стороной детство Мухиной. Когда девочке исполнилось 2 года, ее мама ушла в мир иной. Через 13 лет уходит из жизни отец.

Веру и ее старшую сестру Марию забирают к себе родственники из Курска. Они совсем не были сиротками, которых «в черном теле» из жалости пригрела родня.

Девочек любили, не жалели денег на их наряды, образование, они путешествовали по Европе. В Курске будущая знаменитость считалась большой модницей, обожала светские мероприятия и балы.

Прогулка, изменившая жизнь и лицо

Родственники считали, что достойных женихов девушкам проще найти в большом городе, поэтому отправили сестер в Москву.

Вера посещала занятия по лепке, училась живописи у знаменитого художника К.Юона.

Однажды зимой 1912 года Верочка с друзьями отправилась кататься с горы на санках. Спуск оказался крутым и опасным, отчаянная девушка врезалась в дерево. Очень сильно пострадало лицо — она практически лишилась носа.

Что может быть страшнее для молодой хорошенькой девушки?

Конечно, подключили лучших врачей, но родня прятала зеркало от Веры, боялись, что она что-нибудь с собой сделает.

Опасения возникли не на пустом месте. Шрамы так сильно были видны на лице, что Вера стеснялась появляться на людях после падения, перестала общаться с друзьями — в общем, впала в депрессию.

Близкие искали возможность вывести девушку из такого состояния. Вспомнили, что она давно мечтает о поездке в Париж. Прежде ее туда не пускали, а теперь это казалось единственным шансом вывести Веру из тяжелого уныния и сделать хорошую пластику.

Знала бы родня Веры, что с этой поездкой откроется окно в новую жизнь — легендарного советского скульптора.

Первая большая любовь

Во Франции Мухиной смогли помочь — все напоминания о неудачном спуске с горы исчезли. Но пришлось лицо девушки собирать 8 раз.

Контуры лица, к сожалению, изменились. Позднее Вера Игнатьевна признавала, что ее облик стал более грубым.

Девушка решила пожить немного в Париже и уже без стеснения появлялась в обществе, начала старательно заниматься в студии модного скульптора Эмиля Бурделя, ученика самого Родена.

На занятиях девушка встретила Александра Вертепова, который уехал из России.

Молодой человек первое время не интересовался Верой. Тогда она решила обратить внимание Александра своими работами. Старательно занималась, стала лучшей ученицей Бурделя.

Вертепов, наконец-то, «рассмотрел» Мухину. Они много гуляли по Парижу, мечтали. Поскольку часто расставались, то писали друг другу трогательные письма.

Уезжая в 1914 году в Россию на свадьбу сестры, Вера еще не знала, что видит любимого в последний раз, вернуться в Париж она уже не сможет…

Снова Мухину накрыла депрессия. Дело было совсем не во внешности. Ей уже почти тридцать лет, а семьи нет. В стране сложная ситуация. До творчества ли?

Но деятельный характер не позволял совсем опустить руки. Девушка окончила курсы медсестер и устроилась работать.

Среди ее пациентов оказался хирург Алексей Замков, Мухина его выходила, и когда он стал выздоравливать, они много общались.

Веру привлекал сильный характер мужчины, его увлеченность своей профессией.

Обвенчались влюбленные в тяжелом 1918 году. Вера предложила мужу уехать в Латвию, где у ее родных сохранились дома, производство. Но Алексей не хотел покидать Родину.

Чтобы прокормить жену и родившегося в 1920 году сына Всеволода, доктор стал принимать людей в родной деревне Борисово. Дело в том, что происхождение Замкова самое простое, он родился неподалеку от Клина в многодетной, крестьянской семье.

Алексей привозил из деревни картошку, молоко, хлеб – так и прожили самое голодное время.

Еще один удар супругов ждал через несколько лет, когда у маленького сына диагностировали серьезное заболевание.

Даже светила считали ситуацию безнадежной, но отец спас сына и в дальнейшем Всеволод лишь немного прихрамывал.

Жена «профессора Преображенского»

Вера Игнатьевна не раз повторяла, что первую скрипку в их семье играет супруг. Скорее всего, так и было, а может знаменитый скульптор оказалась просто мудрой женщиной…

Алексей Алексеевич создал уникальный препарат, который пользовался большой популярностью, в том числе, у представителей власти высших эшелонов, знаменитостей из творческой среды — лекарство повышало тонус организма.

Многие утверждали, что Замков стал прототипом доктора Преображенского в романе М.Булгакова «Собачье сердце».

Взлет врача продолжался недолго. То ли препарат перестал действовать, то ли завистники не дремали. Лекарство запретили производить, тучи над семьей стали сгущаться.

Советское время началось для семьи Мухиной нерадостно — время триумфа было впереди.

Именно тогда они вспомнили о наследстве Веры в Латвии, решили бежать. Поздно… Семья явно находились под наблюдением соответствующих органов, их остановили в Харькове.

Однако обошлись весьма гуманно. Мухину с сыном почти сразу отпустили, а Алексея Алексеевича отправили в Воронеж.

Жена с ребенком последовали за ним. Но долго они там не задержались. Спасителем стал могущественный А.Горький. По слухам, ему очень помогал препарат Замкова.

Вера Игнатьевна не стала домохозяйкой, упорно работала. В 1925 году вместе с известным модельером Н.Ломановой получила высокую награду в Париже за коллекцию женской одежды, изготовленную не из роскошных, а из самых простых тканей – бязь, холст, сукно.

Оригинальность вещам придавали симпатичный орнамент, эффектные пуговицы.

Отправившись в Воронеж с мужем, занималась лепкой, как она сама говорила, «на пеньке». Точнее, на придомовой территории, о мастерской и речи не шло. Впрочем, Мухиной было все привычно, ранее она создавала скульптуры в деревне мужа.

С возвращением семьи в Москву подарки судьбы на них посыпались, как из рога изобилия.

Получили роскошную квартиру в центре, Замкова назначили руководителем института, Вере Игнатьевне без ограничений выделяли бронзу и мрамор для работы.

Триумф и опала

Известную скульптуру «Рабочий и колхозница» Мухина создала для Всемирной выставки в Париже в 1937 году.

Работа была нервной еще и потому, что на скульптора регулярно жаловались. Так директор завода, где отливали конструкцию, обвинял скульптора во вредительстве, затягивании работ.

Монумент произвел впечатление на всех участников выставки, французы умоляли русских подарить или продать им памятник. Но руководители делегации отказались. Напрасно…

Потому что при демонтаже и транспортировки обратно в СССР конструкции сильно пострадали.

Мухиной в Москве пришлось воссоздавать памятник, практически, полностью.

Казалось бы, Вера Игнатьевна вознеслась на такую высоту, что стала неуязвимой. К тому же, в 1941 году ей вручили Сталинскую премию за «Рабочего и колхозницу». В последствие эту высокую награду она получала несколько раз.

На мой взгляд, и по сегодняшний день «Рабочий и колхозница» — самый известный символ советской эпохи.

Да и как можно представить ВДНХ без знаменитой скульптуры?

За последние несколько лет ВДНХ сильно изменилась — красивая, стильная, из трансляторов по всей территории разносятся знаменитые песни советских времен.

Когда гуляешь по ВДНХ как будто оказываешься снова в 80х — поворачиваешь голову, и вот он — потрясающий памятник «Рабочий и колхозница».

Как красиво сказал Альберт Эйнштейн:

Способность изображать людей в движении или только что окончивших движение требует высочайшей интуиции и таланта.

Однако власти не давали семье жить спокойно.

Институт, где работал Замков, закрыли в течение 2 дней. С трудом он устроился работать в районную поликлинику. От переживаний у Алексея Алексеевича испортилось здоровье.

Заказов у Веры Игнатьевны становилось все меньше, причем масштабных проектов совсем не было. Уже много позже она создала чудесные памятники А.Чайковскому и М. Горькому.

В 1942 году почил муж Веры Мухиной Алексей Замков – здоровье было подорвано, к сожалению.

Вера Мухина проживет еще 11 лет, будет много трудиться и уйдет в 1953 году.

Сын Всеволод стал физиком. А вот внуки и правнуки выбрали профессии, связанные с творчеством и медициной. Мощные гены все же напомнили о себе.

Кстати, по законам о реституции в Латвии правнук Веры Игнатьевны смог отсудить большой участок земли в Риге.

Так, часть богатств вернулось в семью.

Высокую цену заплатила за свой триумф легендарный скульптор — ее жизнь была далеко не праздной и легкой, а полной лишений и сложностей.

Все сложилось так, как сложилось. Но не катайся тогда с горки молодая Верочка, возможно, мы бы и не увидели никогда с вами монумент «Рабочий и колхозница», а красавица Вера Мухина вышла бы замуж за иностранца, как сделала ее сестра и осталась бы в Париже…

Оцените статью
Стеснялась появляться на людях, а позже стала женой «профессора Преображенского». Цена триумфа советского скульптора Веры Мухиной
Близнецы Гиббонс: история сестёр, которые могли общаться только друг с другом