Она не сразу решилась посмотреться в зеркало. Еще недавно прелестное личико Верочки было теперь испорчено, а за спиной у нее сплетничали:
— Ну и кому теперь она такая нужна? Ни один кавалер на нее даже не посмотрит, а если и взглянет, то от испугу убежит.
Вера и сама понимала, что жизнь ее прежней не будет уже никогда…
Талантливая с детства
Вера появилась на свет в семье богатого рижского коммерсанта Игнатия Кузьмича Мухина в 1889 году. Девочка рано осталась без матери, начала часто болеть, и отец решил перевезти Веру и ее сестру в другой климат, опасаясь за здоровье дочерей.
Так Вера стала жить в Феодосии, и морской климат действительно шел ей на пользу. Именно в Феодосии Игнатий Кузьмич заметил интерес Веры к живописи и поощрил это, наняв для дочери учителей рисования.
— У нее талант, ее ждет большое будущее, — говорили учителя и оказались правы.
В 1904 году, когда Вере было 15 лет, Игнатия Кузьмича не стало. Осиротевшую Веру вместе с сестрой взяли под опеку родственники отца и помогли ей получить дальнейшее образование — девушка с отличием окончила женскую гимназию, а после уехала в Москву учиться живописи.
На санках с горки
Зима 1912 года разделила жизнь Веры на «до» и «после». На Рождество 22-летняя Вера приехала к родственникам. Свежий морозный воздух и только что выпавший пушистый снег так и манили покататься на санках — это было главным развлечением молодежи.
Вера скатилась с горки первый раз, второй, третий… Дух захватывает! И хочется кататься еще и еще. Но четвертый раз стал последним: Вера очень неудачно съехала и врезалась в дерево, сучок которого сильно повредил ее нос, его почти не было…
Врачи, конечно, оказали ей помощь, нос вернули на место, но лицо теперь было сильно испорчено. Первое время Вере не давали зеркало и запрещали подходить вечером к окну, чтобы она не увидела там свое отражение.
Но наступил момент, когда подойти к зеркалу все же пришлось. Молодая талантливая девушка выглядела теперь совсем по-другому. Всю ночь Вера прорыдала в подушку…
Спасение в творчестве
Своего лица она теперь стеснялась. Про московские балы, которые Верочка так любила, пришлось теперь забыть. Она вообще никуда не выходила из дома, а если где-то и появлялась, то застенчиво прикрывалась веером, платком или просто рукой.
Окружающие, знающие, что с ней случилось, лишь сочувствовали: мол, хороша была девица, да теперь замуж никто не возьмет такую.
Вера впала в отчаяние, ей ничего не хотелось, и даже любимая живопись ее уже не радовала. Родственники, видя это состояние Веры, предложили ей поехать учиться за границу: девушка и ранее собиралась ехать, но дядя ее не отпустил, считая, что она слишком молода, чтобы ехать в чужую страну в одиночестве.
Но в этот раз Веру отпустили, и она уехала в Париж, где начала обучение в Академии Коларосси и Гранд-Шомьер. Там она изучала скульптуру и живопись, и именно там поняла, что ее больше привлекает скульптура.
Творчество стало для Веры спасением: создавая свои первые скульптуры, она совершенно забывала обо всем, даже о том злосчастном дне, когда она каталась с горки.
Кстати, находясь за границей, Вера сделала несколько операций. Всего у нее их было 8. Но несмотря на это, ее нос все равно был не таким, каким он у нее был от природы. Черты лица стали грубыми, даже в чем-то мужскими. Хотя глядя на ее фото и не скажешь, что у нее были какие-то проблемы.
Любовь всей жизни
Набравшись опыта у зарубежных учителей, Вера вернулась в Россию и сразу началась Первая мировая война. О работе ей пришлось забыть: в срочном порядке Вера прошла курсы медсестер, чтобы работать в госпитале. Именно здесь, в разгар войны, Вера встретила врача — Алексея Замкова.
Когда он начал оказывать ей знаки внимания, Вера стеснялась, прикрывая свой нос. Не верила, что ее кто-то может полюбить.
— Это самый очаровательный носик, который я только видел. И я полюбил вас именно такой. Прошу вас: не стоит прятаться! — говорил Алексей Вере.
Через 4 года Алексей и Вера поженились, и вскоре у них родился сын Всеволод.
Карьера Веры шла в гору. После Октябрьской революции она получила несколько государственных заказов. Памятники «царям и их слугам» сносили, и на их месте появлялись другие: революционерам, философам, просветителям и др. В общем, работы у Веры Мухиной хватало.
Вера занималась не только созданием скульптур, но и делала эскизы театральных костюмов, оформляла павильоны для выставок, участвовала в создании коллекции женской одежды, придумывала орнаменты для ткани и др.
Но, пожалуй, самым известным ее творением стал монумент «Рабочий и колхозница»:
Как говорится: нет худа без добра. Став известным скульптором, Вера Мухина даже была благодарна судьбе за то падение с санок. Ведь иначе родственники так и не отпустили бы ее на учебу за границу.
«2 января 1912 года я выбыла из строя почти на целый год, изрядно повредив себе лицо в одном спортивном происшествии, которому, в конце концов, и должна быть благодарна, так как оно определило мой дальнейший путь.
Желая хоть чем-либо порадовать меня после этого тяжелого инцидента, мои опекуны (родителей к тому времени у меня уже не было) разрешили мне поездку за границу. Я уехала вместе с художницей М.П. Киселевой, которая тоже отправлялась в Париж работать по живописи» — писала в своей «Автобиографии» Вера Мухина.
Она дожила до 64 лет. Ее последнюю работу — памятник П.И. Чайковскому у консерватории в Москве устанавливали уже без нее.