Судьбы 7 советских актрис, на которых положил глаз великий и могучий Иван Пырьев

В 50-е и 60-е годы советский режиссер и директор «Мосфильма» Иван Пырьев обладал достаточной властью и авторитетом, чтобы превращать своих избранниц в главных персон кинематографа. Однако он умел не только зажигать звезды, но и тушить их блеск. Как сложились судьбы тех, кто когда-то приглянулся грозному постановщику?

Ада Войцик

Режиссер культовых фильмов «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух» и «В 6 часов вечера после войны» родился в ноябре 1901 года. Он начинал как ассистент постановщика, а к концу 1920-х годов уже снимал собственные картины.

Сын батрачки и грузчика, погибшего в пьяной драке, Пырьев с трудом пробивал себе дорогу к вершинам. Молодого режиссера то отстраняли от работы, то вновь звали на студию.

В те нелегкие годы он был женат на популярной актрисе Аде Войцик — ее можно увидеть в двух ранних фильмах Ивана Александровича, которые не снискали особого успеха. В 1931 году у супругов родился сын Эрик, но это не уберегло семью от распада. Когда наследник был еще крохой, темпераментный Пырьев переключился на другую женщину.

Ада тяжело переживала разрыв, даже пыталась совершить самоубийство и едва не оказалась в психиатрической клинике. Говорят, что она предупреждала соперницу: «В один прекрасный день он отбросит вас, как меня». Собственно, так и произошло — но об этом позже.

Ада Игнатьевна умерла в 77 лет. До ухода на пенсию она работала в Театре-студии киноактера, до начала 70-х годов снималась в кино. Войцик пережила не только бывшего мужа, но и сына. Эрик вырос привлекательным юношей, выучился на режиссера, жил как типичный представитель «золотой молодежи».

Добиться славы он не успел: Эрик скончался в 39 лет. В кулуарах шептались о проблемах мужчины с сердцем и его алкогольной зависимости. К слову, сам Пырьев практически не употреблял спиртное — его тошнило даже от глотка шампанского.

Марина Ладынина

Пара Марины Ладыниной и Пырьева была чуть ли не самой известной в СССР. Их пути пересеклись, когда актриса еще училась в ГИТИСе. Несмотря на юный возраст, она уже успела побывать замужем за сокурсником Иваном Любезновым и развестись.

«Любовный треугольник» Пырьев-Войцик-Ладынина продолжался несколько лет. Режиссер то оставлял Аду ради любовницы, то возвращался к законной супруге. Из-за этого сын Пырьева и Ладыниной, Андрей, носил фамилию матери.

В 1936 году постановщик, наконец, определился и «официально» переехал к пассии, которая вскоре стала его женой. Их творческий и личный союз продлился почти два десятка лет. Иван Александрович сделал из своей благоверной блистательную звезду экранов, сняв ее в своих самых знаменитых фильмах. За свои роли актриса удостоилась пяти Сталинских премий. У Пырьева, к слову, их было шесть.

Брак распался из-за измен Ивана Александровича. Поначалу женщина закрывала глаза на похождения мужа, но потихоньку ее терпение иссякало. Примечательно, что их последней совместной работой стал фильм под названием «Испытание верностью»…

Расставшись с супругом, актриса ушла из кинематографа. Поговаривали, что это Пырьев занес Ладынину в черный список — не только «Мосфильма», но и всех киностудий СССР. По другой версии, Марина Алексеевна хотела остаться в воспоминаниях аудитории молодой и красивой.

Лишь в 1965 году 56-летняя артистка сделала исключение, появившись в фильме «Люди остаются людьми», который так и не был показан публике. На жизнь Ладынина зарабатывала спектаклями, концертами и творческими вечерами.

Последние десять лет актриса провела в уединении. Ее навещала лишь Наина Иосифовна Ельцина: вдова Бориса Ельцина помогала пенсионерке деньгами, доставала ей путевки в санатории и организовывала лечение в больницах.

Марина Алексеевна пережила бывшего мужа на 35 лет и в редких интервью предпочитала не говорить о нем. «Человек умер, что о нем вспоминать», — лаконично отвечала пожилая актриса. Особого наследства от Пырьева, скончавшегося в 1968 году, сыну Ладыниной не перепало.

«Когда отец умер, на его сберкнижке лежало 16 рублей. В нашем доме была очень простая обстановка, родители не покупали антиквариат, драгоценности. Отец тратил все, что имел. Так жили эти люди», — рассказывал наследник артистов.

Екатерина Савинова

Екатерина Савинова стала одной из тех, кто попал под «каток» Пырьева. После прослушиваний на роль в «Кубанских казаках» (1949) мастер пригласил актрису в свой кабинет — якобы поработать над ее персонажем. За закрытыми дверями мужчина начал приставать к девушке, на что та ответила пощечиной.

Месть Ивана Александровича была жестокой. Следующие десять лет Екатерина получала только незначительные роли. Фильм «Приходите завтра» (1963) стал прорывным для нее, однако сполна насладиться успехом актриса не успела.

Еще до съемок она заразилась бруцеллезом, выпив сырого молока. Это привело к осложнениям на нервную систему и вызвало медленно прогрессирующую шизофрению.

Всю оставшуюся жизнь Савинова зависела от лекарств, подолгу лежала в больницах. В периоды временного облегчения она гастролировала и играла небольшие роли. И все же, Екатерина чувствовала себя обузой для близких. В 1970 году 43-летняя артистка перебралась в Новосибирск к сестре, где и закончила свою жизнь, кинувшись под поезд.

Ольга Бган

Карьера Ольги Бган оборвалась рано: почти сразу после того, как она снялась в картине Василия Ордынского «Человек родился» (1956). Пырьев, тогда уже директор «Мосфильма», как-то вызывал девушку к себе и предложил ей крупные роли взамен на интимные отношения.

Ольга ответила отказом, что поставило крест на ее дальнейшей карьере. Впоследствии Бган появилась лишь в трех фильмах разных студий.

Жизнь актрисы была овеяна загадками: она избегала общества, не заводила друзей. Близкие Бган утверждали, что женщина страдала депрессией, вызванной двумя несчастливыми браками и невостребованностью, и злоупотребляла алкоголем.

В смерти Ольги тоже много неясного. Артистки не стало в новогоднюю ночь, с 31 декабря на 1 января 1978 года. Ходили слухи, что 41-летняя Бган отравилась реланиумом (что было расценено как самоубийство), хотя официальной версией стал сердечный приступ.

Клара Румянова

В 1953 году режиссер дал почитать Кларе Румяновой сценарий его нового фильма. «Но он мне не понравился. Я ему об этом прямо и сказала, назвала эту картину слюнявой мелодрамой». На это Пырьев мне ответил: «Больше ни в одной главной роли ты не снимешься, пока я жив!» Так и получилось», — вспоминает актриса.

Пырьев постарался сделать так, чтобы начинающей артистке предлагали как можно меньше работы. В результате Румянова получала лишь небольшие или эпизодические роли, так и не став главной героиней хоть какого-нибудь фильма.

Со временем предложений становилось все меньше, и к началу 1980-х Клара Михайловна фактически прекратила сниматься. К счастью, она смогла реализоваться на другом поприще. Обладательница уникального голоса, Румянова озвучила персонажей более трехсот мультфильмов — «Ну, погоди!», «Чебурашка» и многих других.

Ну а Иван Александрович… связался с актрисой за год до своей кончины и искренне попросил у нее прощения за свои поступки.

Людмила Марченко

С Людмилой Марченко режиссер познакомился, когда ему было 58 лет, а ей — всего 19. В 1959 году он отдал ей главную роль в своей киноленте «Белые ночи», основанной на произведении Достоевского. Тогда-то все и закрутилось.

Постановщик начал настойчиво ухаживать за юной актрисой — да так, что дело дошло до обсуждения в ЦК партии (доносы на него якобы писала обиженная Ладынина). Седовласый режиссер невозмутимо заявил о своей горячей любви и желании жениться на Марченко. С того собрания он вышел победителем.

Однако ни Люся, ни ее родители «добро» на свадьбу не давали. «Приходил к нашей маме, которая говорила с ним как с простым смертным, и выставила за дверь. Ведь он был ровесником нашего дедушки», — вспоминала сестра Марченко.

Отказы лишь подогревали интерес постановщика. Он выбил для своей тогда уже 23-летней пассии «однушку» на улице Черняховского, однако и это не убедило девушку. Как-то Пырьев пришел к Люсе в гости, но ее не оказалось дома. В порыве гнева мужчина выломал дверь, устроил погром и забрал всю одежду актрисы, оставив ей лишь одно платье.

Иван Александрович ревностно следил за тем, что происходит в личной жизни его дамы сердца. Первый брак Марченко, к облегчению режиссера, развалился быстро: супругу не нравились сплетни и пересуды вокруг его благоверной.

Но когда Людмила засобиралась к алтарю с геологом Валентином Березиным, гнев Пырьева достиг апогея. Все режиссеры «Мосфильма» получили указание больше не снимать Марченко.

Березину приходилось справляться с лавиной слухов, окружавших его избранницу. На третий год их отношений Валентин сорвался и в порыве ревности избил возлюбленную до неузнаваемости. На полу в луже крови валялся кусочек губы…

Пытаясь скрыть свое зверство, Березин убедил женщину заявить, что та якобы попала в ДТП. Врачам было ясно, что травмы не связаны с аварией, но Людмила настаивала на своем. После случившегося от былой красоты актрисы осталось мало. Она прожила с тираном еще два года, продолжая терпеть упреки и унижения.

Карьера актрисы постепенно шла на спад, она все реже появлялась на экранах. За двадцать пять лет у нее было всего двадцать ролей, большая часть которых — совсем крошечные и незаметные: лифтерша, гостья на празднике… В театре ей доверили лишь две роли, которыми Марченко очень дорожила.

Актриса еще выходила замуж, но особого счастья брак ей не принес. Людмила тяжело переживала свою неспособность родить: ранняя беременность от женатого Олега Стриженова завершилась абортом, который привел к бесплодию.

На фоне личных и профессиональных неудач женщина увлеклась алкоголем. Звезда экранов скончалась в конце 90-х, когда ей было всего 56 лет — ослабший организм не справился с натиском гриппа.

Лионелла Скирда

В 1962 году Пырьев женился на молодой актрисе, приехавшей завоевывать столичные вершины. Их судьбы пересеклись на площадке фильма «Вольный ветер» (1961). Сложная репутация, легенды о жестоком нраве режиссера и разница в возрасте в 37 лет не испугали Скирду.

Она видела в нем лишь глубоко несчастного человека. «Ты меня за муки полюбила, а я тебя за состраданье к ним», — говорил ей постановщик.

Лионелла так и не стала второй Мариной Ладыниной, хотя Иван Александрович тоже снял ее в нескольких своих фильмах. Они прожили вместе шесть лет, расписавшись за несколько месяцев до кончины режиссера. Смерть настигла Пырьева во сне 7 февраля 1968 года.

К тому моменту он пережил шесть инфарктов «на ногах», и очередной приступ стал фатальным. После потери мужа Лионелла справедливо поделила наследство с его детьми от предыдущих браков.

В 1976 году Скирда вышла замуж во второй раз — за актера Олега Стриженова, с которым у нее был роман в юности. Через несколько лет после свадьбы Лионелла оставила актерскую карьеру, посвятив себя дому и заботе о муже. Хотя артистка и не стала матерью, она приняла и воспитала детей супруга как своих родных.

Оцените статью
Судьбы 7 советских актрис, на которых положил глаз великий и могучий Иван Пырьев
В сарае с отчимом