«Девчонке семнадцать, красивая и нищая — ни пенни за душой», — Оскар Уайльд откровенно говорил о невесте. Чертовски хорошенькая эта Флорри, вот только жаль, что свадьбе не бывать…
Дублинское общество было очаровано: Флоренс, одна из семерых детей подполковника Джеймса Балкомба, пленила уже не одно мужское сердце. Живая, общительная — душа любой компании!
Только вот, несмотря на достоинства Флорри, женихи не спешили к её порогу: дать за дочерью приданого офицер не мог. Если в семье двое сыновей, которым нужно обеспечить карьерный рост, и пять дочерей, ищущих жениха, то на всех деньжат не напасешься…
Зная о незавидном положении Флоренс, друзья старались ее поддержать. Приглашали на обеды и в театр, дарили не слишком ценные, но полезные подарки, — понимая, что юная мисс Балкомб не сможет ответить тем же. Очень унизительное положение!
Одним из почитателей Флоренс стал Оскар Уайльд, приезжавший из Оксфорда к семье в Дублин. «Я собираюсь пригласить на дневную службу в собор чрезвычайно красивую девушку. Ей всего семнадцать, у нее самое прекрасное лицо, которое я когда-либо видел, и ни пенни денег», — писал он другу о юной Флорри.
Роман уже не был тайной для их общих знакомых. Уайльд подарил возлюбленной нарисованный им пейзаж и небольшой золотой крестик — очень личную вещь. Многие предполагали, что дело вскоре дойдет до свадьбы…Однако будущий поэт и писатель, не раз шокировавший публику в дальнейшем, связывать свою жизнь с Флоренс не торопился. А она — не стала настаивать.
И в 20 лет вышла замуж за Брэма Стокера, который, в отличие от своего нерешительного друга, оказался более настойчив в ухаживаниях. Тридцатилетний Стокер не был богат и известен: едва получивший место управляющего театром, которое приносило ему основной доход, он изредка писал короткие рассказы и еще не задумывался о большем…
Работа в театре — с позднего утра, когда начинались репетиции, и до позднего вечера, когда заканчивался спектакль, длительные гастроли, тянувшиеся по несколько месяцев, — занимали все время Стокера. И оттого семейная жизнь складывалась не слишком удачно.
Пытаясь исправить положение, Брэм решил совместить работу и молодую жену: Флоренс стала появляться на сцене театра в эпизодических ролях. Именно там ее вновь увидел Уайльд, которому оставалось лишь сожалеть об утраченном: «Она думает, что я никогда не любил ее, думает, что я забыл. Боже мой, как я мог!».
Ожидания Брэма Стокера не оправдались: Флоренс все больше отдалялась от него. Но не вернулась и к Оскару Уайльду, который вскоре женился на богатой невесте — единственной дочери адвоката Констанс Ллойд.
Разочарованный семейной жизнью, Стокер стал посвящать время литературе.
«Ax, эта удивительная мадам Мина! У нее мужской ум — и женское сердце», — писал он в своем романе «Дракула», который буквально заворожит британское общество.
Главная героиня книги, Мина Харкер, выведена прелестной, сообразительной, великодушной. Словом, женщиной, состоящей из одних достоинств. Не иначе, как именно в этом крылся секрет её счастья с Джонатаном…А, может быть, и не в этом.
Ведь и Флоренс обладала этими положительными чертами, но уже на второй год брака Брэм Стокер понял, что любви, которую он надеялся обрести, между ними нет. Родив сына через год после свадьбы, Флорри отказалась поддерживать с мужем интимные отношения. И он, отлученный от постели, стал искать удовольствий в других местах.
При всех своих преимуществах, доступные женщины обладали двумя существенными недостатками: не давали душевного тепла…и наносили ущерб здоровью. Ходили слухи, что Стокер заразился «дурной болезнью», имевшей роковые последствия…
Лекарства от сифилиса еще не существовало, а потому физическая и умственная деградация становилась настоящим проклятием для больных.
В 1905 году Брэм Стокер перенес инсульт, но Флоренс не оставила его. Несмотря на не слишком счастливо прожитые годы, она до конца оставалась с ним, а после посвятила немало сил тому, чтобы сохранить его наследие.
Жалела ли она о том, что ее судьба не сложилась иначе? Сложно сказать. Стокеры вели закрытую жизнь и почти не распространялись о семейных неудачах. Как бы то ни было, брак с Оскаром Уайльдом мог бы иметь для нее более драматические последствия.
Несчастная Констанс, ставшая женой Уайльда и подарившая ему двух сыновей, немало страдала от специфических пристрастий мужа. А затем — когда правда о его увлечениях открылась и он был приговорен к двум годам каторжных работ за «грубую непристойность» — была вынуждена уехать из Британии и сменить фамилию…
Очевидно, брак с писателем — нелегкое испытание. Даже если он знаменит.