Нина Гребешкова – советская театральная и киноактриса, чье имя тесно связано с именем талантливого комедиографа Леонида Гайдая. Она была его музой и любимой женой, хотя не сыграла ни одной главной роли в знаменитых фильмах своего мужа.
Всесоюзная слава пришла к Гребешковой с появлением в картинах «Бриллиантовая рука» (жена Горбункова), «12 стульев» (Мусик/царица Тамара), «Спортлото-82» (тетя Клава), снятыми ее мужем. В 2001 году актрисе было присвоено звание Заслуженной артистки России.
Детство, юность, семья
Нина родилась осенью 1930 года в рабочей семье москвичей Павла и Екатерины Гребешковых, которые уже воспитывали двоих мальчиков – Николая и Валентина. Мама работала швеей, а отец специализировался на малярном деле и был хорошим орнаменталистом.
Когда Ниночка пошла в первый класс, она сразу стала представлять себя на месте педагога. Поэтому, когда ей задавали традиционный вопрос: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» она неизменно отвечала, что учительницей.
В начале 40-х война внесла коррективы в судьбы людей — весь советский народ встал на борьбу с нацизмом. Ушел на фронт и глава семьи Гребешковых, а мама с тремя детьми отправилась в эвакуацию под Пензу.
Семья поселилась в деревеньке Сурьмино, там же пребывал и женский педсостав академии имени Михаила Фрунзе. Женщины преподавали в местной школе, куда Ниночка и пошла в третий класс, еще больше утвердившись в своем решении стать учительницей.
Когда по окончании войны Гребешковы вернулись в Москву, Нина продолжила учебу в школе для девочек. Однажды в выпускном классе ее пригласила к себе на день рождения Маша Луговская, дочка известного поэта Владимира Луговского.
Нина веселила компанию, читая стихи и демонстрируя одноклассницам актерское мастерство рассказчика. Папа именинницы спросил, собирается ли она получать высшее образование. Услышав о педагогическом вузе, стал убеждать Нину попробовать свои силы на актерском поприще.
Дочь Луговского, Маша, собиралась поступать во ВГИК, и поэт уговорил Гребешкову составить ей компанию. Девушка не была уверена в собственных силах — конкурс на место насчитывал более сотни претендентов. Но улыбчивая и непосредственная Нина прошла в институт с первой попытки.
И даже еще не приступив к учебе, получила свою первую маленькую роль в кино. В 1950 году она сыграла Надю Воронову с куклой в фильме Константина Юдина «Смелые люди». Эта роль далась Нине легко – она была тоненькой и невысокой. Впоследствии Нина тоже не раз играла подростков.
В начале 50-х, когда Нина училась во ВГИКе, соседи и мальчишки в Гагаринском переулке, где жили Гребешковы, стали немеренно гордиться тем, что рядом живет настоящая «звезда», хотя студентка-первокурсница себя таковой не считала и лишь заливисто хохотала, когда дружная толпа мальчишек провожала ее по утрам на остановку троллейбуса.
Нину все больше поглощала учеба и желание стать настоящей актрисой, такой, как те, кого раньше она видела лишь в кинотеатре.
Начало кинокарьеры
50-е годы были для Гребешковой насыщенными событиями и съемками. Она снялась в комедийной короткометражке Ханана Шмайна «Сеанс гипноза» (1953) вместе с легендарными Алексеем Грибовым, Сергеем Мартинсоном и Михаилом Яншиным. Затем она была приглашена в семейную картину Николая Лебедева «Честь товарища» (1953) на роль Гали Богачевой.
С Сергеем Ромодановым и Мариной Ладыниной снялась в фильме Ивана Пырьева «Испытание верности» (1954). Одна из главных ролей комсомолки Раи досталась ей в комедийной картине Александра Медведкина «Беспокойная весна» (1956) о первых покорителях целинных земель в Казахстане.
В 1958 году в драме Ефима Арона «Ботагоз» о судьбе казахской девушки-революционерки Гребешкова сыграла комсомолку Лизу, а в сказке Анатолия Дудорова «Звездный мальчик» она появилась в роли младшей дочери Дровосека.
В драматичном фильме Льва Голуба о партизанской дочери «Девочка ищет отца» (1959) Гребешкова появилась как внучка Прасковьи, а в экранизации Анатолия Бобровского «Муму» (1959) сыграла одну из главных ролей – Татьяну.
В 60-х актриса стала браться за более разноплановые роли. Нина снялась вместе с Виталием Дорониным в совместном советско-французском проекте «Нормандия-Неман» (1960) — военной драме, рассказывающей о легендарной эскадрилье, пилоты которой воевали во Вторую Мировую войну на стороне СССР.
Также Гребешкова снялась в телевизионной драме Льва Рудника «Жизнь сначала» (1961) в роли Кати, а в комедийном фильме «Чужой бумажник» Глеба Комаровского сыграла пионервожатую.
Спустя год в драматичной картине Татьяны Березанцевой «Остров Ольховый», где главные роли исполнили Николай Крючков и Лидия Смирнова, актрисе достался образ Елены. Фильмы о геологах были очень популярными в то время, поэтому Гребешкову стали узнавать на улицах и просить автографы.
В это же время она также появилась в небольших ролях известных картинах «Сказка о потерянном времени» (1964), «Слепая птица» (1963) и «Приключения Толи Клюквина» (1964).
Личная жизнь Нины Гребешковой
С Гайдаем, человеком, с которым Нина провела всю свою жизнь, она познакомилась во ВГИКе. В то время, познав вкус первой кинематографической славы, Нина вообще не думала о замужестве.
На первом курсе за ней пытались ухаживать студенты, в числе которых был четверокурсник Владимир Иванов, прославившийся созданием образа Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова.
Неравнодушен к ней был и бравый летчик, о котором староста курса Леонид Гайдай заявлял во всеуслышание: «Гребешкова, к тебе хахаль пришел!»
Гайдай был худощавым фронтовиком на 8 лет старше Нины. Актриса рассказывала в одном из интервью, что их любовь с Леонидом зародилась не сразу. Поначалу она стеснялась этого ироничного и многое пережившего студента и боялась “при нем ляпнуть глупость”.
Воспитанная в твердых моральных принципах, она даже никогда не целовалась, помня, что “лучше умереть, чем давать поцелуи без любви”.
Тем не менее, ляпов и комичных ситуаций хватало:
«Мы, актеры, тогда «варились» вместе с режиссерами, — рассказывала гораздо позже Гребешкова. – А ведь школу я, как и другие девочки на курсе, заканчивала «девчачью». И ребята постоянно над нами подшучивали. Мы частенько забывали, что они находятся рядом.
По привычке могли бесстыдно задрать юбку, чтобы поправить резинки на чулках. Парни просто сгибались пополам от хохота. А для режиссеров мы, будущие актеры, были словно подопытные кролики. И вот Леня пригласил меня в свою студенческую постановку «Отца Горио» Бальзака, предложив сыграть госпожу де Нунсинген, дочку Горио…».
С этого момента девушка, по ее словам, “кожей ощущала”, как Гайдай заходит на репетиции, даже если не видела, кто именно вошел в аудиторию. Однажды Леонид, узнав, что Нину никто не встречает после поздней репетиции, вызвался проводить ее до дома, так больше и не уступая эту миссию никому.
Прощаясь, он целомудренно чмокал студентку в щеку, но однажды внезапно для Нины заявил: «Что это мы с тобой все ходим да ходим. Давай поженимся». Она тогда пошутила о разнице в их росте, мол, смотреться не будут – он высокий, она маленькая. Однако Леонид был настроен всерьез.
Когда мама Нины узнала, кого ее дочь выбрала себе в мужья, вздохнула, мол, что же ты из всех ребят самого больного выбрала. Но через некоторое время после скромной свадьбы, которую влюбленные сыграли в 1953 году, теща и зять стали практически родными — мама Гребешковой даже взяла на себя обязанность варить ему, язвеннику, овсяный кисель.
Зная тесноту квартиры, в которой вместе с родителями и двумя братьями Нины стали жить молодожены, иногда домочадцы очень деликатно уходили из дома, предупреждая, что придут поздно, поскольку будут играть в карты с друзьями. Спустя несколько лет после свадьбы у них появилась собственная трехкомнатная квартира.
В 1957 году у Гребешковой и Гайдая родилась дочка Оксана, после чего Леонид заявил, что больше им детей не надо, они будут мешать любимой работе. Тем не менее, по воспоминаниям Нины Павловны, был очень хорошим и заботливым папой для единственной дочери.
Позже Оксана стала экономистом, вышла замуж, сделала родителей бабушкой и дедушкой, родив девочку Олю.
Вспоминая их жизнь, Гребешкова всегда подчеркивала свое понимание о том, насколько талантлив и практически гениален ее муж, которому она посвятила всю себя.
Главная роль – супруга Гайдая
Кто знает, как сложилась бы дальнейшая актерская судьба Нины Гребешковой, которой покровительствовал сам Иван Пырьев. Но молодая жена предпочла оставаться в тени гения супруга, хотя и принимала приглашения на съемки в самых разных проектах.
Все же главной своей миссией она считала заботу о муже, поскольку тот был совершенно не приспособлен ни к каким бытовым делам.
Обустройством квартиры и всеми хозяйственными делами занималась Нина. После рождения ребенка она сама выходила гулять с коляской, поскольку с этой просьбой просто немыслимо было подойти к Лене, сочиняющему с друзьями-сценаристами очередную нетленку.
Гребешкова научилась забивать гвозди, ремонтировать сломанные приборы, вкручивать лампочки. Однажды Нина даже соорудила из вязальных спиц зажигалку для плиты, поскольку спички заканчивались в доме постоянно — Гайдай много курил.
Когда у супругов появился автомобиль, им тоже занималась Нина. Она умела самостоятельно перебирать тормозные колодки, проверять свечи, поменять масло. Гайдай гордился женой, но, в отличие от многих режиссеров, он не давал Нине главных ролей
Однако Нина Гребешкова довольно часто появлялась в фильмах Гайдая. Первой их совместной работой стала картина по сценарию Александра Галича «Трижды воскресший» (1960), в котором Гребешкова сыграла директора школы Зою Николаевну.
Несмотря на то, что в съемках приняли участие известные в то время актеры, Алла Ларионова, Наталья Медведева и Всеволод Санаев, картина не снискала особой популярности.
Когда режиссер приступил к съемкам «Кавказской пленницы» (1967), Гребешковой предложили главную роль в фильме. В это же время у Леонида открылась язва, и Нина отказалась от участия в картине, чтобы быть рядом с мужем и готовить ему диетическую еду.
Тогда коллеги Гайдая предложили ему придумать для жены хотя бы небольшую роль. Так в сюжете появилась врач-психиатр, которую с блеском воплотила Гребешкова.
В 1969 году Нина появилась в «Бриллиантовой руке». Она очень хотела сыграть домоуправа, но Гайдай отдал эту роль Нонне Мордюковой, и Гребешкова воплотила роль жены главного героя.
Удачными были и созданные ею образы жен в фильмах «12 стульев» (1971) и «Не может быть!» (1975). Единственным шедевром Гайдая, в котором не было Гребешковой, были «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Гребешкова и Гайдай прожили в творческом и семейном тандеме ровно сорок лет. В 70 лет режиссер умер на руках жены от тромбоэмболии легочной артерии. Но для Нины Павловны ее уникальный, единственный в своем роде муж жив и сейчас.
Воспоминаниями о нем наполнены все интервью актрисы, которая так и не привыкла рассказывать о себе отдельно от мужа-гения.
Несмотря на почтенный возраст, Гребешкова продолжает сниматься в кино, не отказываясь даже от маленьких ролей. Зрители увидели замечательную игру актрисы в телесериалах «Каменская» (по романам Александры Марининой) в 2002 году, «Виола Тараканова» (2004) и «Даша Васильева» (по детективам Дарьи Донцовой).
Также в 2008 году Гребешкова появилась в мелодраме Альгиса Арлаускаса «Победитель», а позже сыграла бабу Сашу в «Легенде №17» (2013). Кроме того, Гребешкова сыграла пассажирку бизнес-класса в картине-катастрофе «Экипаж» в 2016.
Нина Гребешкова сейчас
На пороге девяностолетия Нина Павловна стала заядлой дачницей. Благодаря друзьям и поклонникам их творческой семьи звенигородская дача, которая пережила пожар, была восстановлена.
Подарок актрисе сделали и мастера телепередачи «Идеальный ремонт», переоборудовав дом для круглогодичного пользования, а также облагородив ландшафт приусадебного участка. Гребешкова занимается садом и кошками, Грушей и Масяней.
Актриса изредка появляется на экранах. Последняя на данный момент её работа в кино датируется 2020 годом: она была задействована в роли бабушки во втором сезоне теледрамы «Содержанки».
Партнерами Нины Павловны по съемочной площадке стали Дарья Мороз, Софья Эрнст, Марина Зудина и Сергей Бурунов.
3 июня 2024 года Нина Гребешкова была госпитализирована. За несколько дней до этого она сильно ударилась левым боком, а в больницу поступила с жалобами на боль в области живота.