История Сунь Яотина (1902-96) – это драма человека, оказавшегося в плохом месте в плохое время.
Чудовищное решение отца
Его семья бедствовала, и, не видя выхода из беспросветной нужды, его отец составил для мальчика чудовищный, с современной точки зрения, бизнес-план. Чтобы поправить денежные дела семьи, отец решил определить девятилетнего Суня в императорские евнухи.
Определенный резон в этом был – в старом Китае евнухи частенько добивались успеха в материальном отношении, а самые удачливые из них и вовсе заправляли из-за кулис делами государства.
Принятое решение любящий папаша незамедлительно провел в жизнь.
Забегая вперед, расскажем об еще одной дикой подробности, без которой невозможна была карьера евнуха в старом Китае. Отрезанное достоинство должно было храниться в маринадном рассоле. Цель была двоякая: с точки зрения владыки, это было гарантией того, что операция была проведена должным образом, и бедняга не сможет покуситься на многочисленных наложниц императора.
С точки зрения самого евнуха, это сохраняло для него возможность в следующем воплощении переродиться полноценным мужчиной.
Жизнь во дворце
Когда Сунь пришел в себя через пару месяцев после кастрации, выяснилось, что жизнь сыграла с ним первую злую шутку. Император Пу И, которому его в числе пяти сотен других несчастных определили в евнухи, был низложен Синхайской революцией 1912 года.
Начался фантастический период новейшей истории Китая, именуемые «эпохой войн милитаристских клик». Сложно описать происходившее в Китае в 10-20-е гг., но если, говоря о многочисленных «генералах» и «провинциальных ополчениях», использовать выражения «полевые командиры» и «банды», то у современного российского читателя сложится, в принципе, правильное представление о тогдашней обстановке в стране.
На этом фоне «войны всех против всех» повелитель Суня – бывший император Пу И – оказался в выигрышном положении. Генералам-бандитам нужен был символ старого, конфуцианского Китая для легитимизации их военных успехов, поэтому еще десяток лет жизнь в императорском дворце Запретного Города текла почти как в «старое доброе время Цы Си». Пу И даже на пару недель был восстановлен одной из генеральских клик в императорском звании.
Можно предположить, что до 1924 года жизнь Суня текла размеренно, и даже скандал с поджогом дворца, в котором обвинили евнухов (якобы те пытались пожаром скрыть следы своих хищений при дворе) его не почти не затронул. Точнее затронул, но только поначалу.
Тогда почти всех дворцовых евнухов разогнали, и его тоже отправили домой — в город Цзинхай. Но дома он пробыл совсем недолго и вновь вернулся во дворец. Благодаря ходайству о нем наложницы императора первого ранга по имени Дуань Кан, которой он верой и правдой прослужил несколько лет.
Добровольная ссылка
Но два года спустя судьба преподнесла Суню еще один сюрприз – «полевые командиры» перестали нуждаться в декоративном императоре. Пу И был окончательно низвергнут, выселен из дворца и отправлен в ссылку на север, в Маньчжурию. Перед отъездом он издал указ о роспуске евнухов. В Маньчжурию за экс-императором последовало около 200 евнухов (по другим сведениям, 470), в том числе и герой нашей истории.
В Маньчжурии политика вновь вмешалась в жизнь Суня. Его повелитель вступил в сговор с японцами, оккупировавшими север Китая. Оккупанты отторгли Маньчжурию от Китая, сделав ее своим протекторатом под названием Маньчжоу-Го и под формальной властью Пу И. А бедняги евнухи, и в том числе Сунь, оказались, с точки зрения китайских патриотов, коллаборационистами и прислужниками оккупантов.
Когда в 1945 году Япония была повержена, и в 1949 году образована Китайская Народная Республика, служба формальному правителю Маньчжоу-Го больно аукнулась нашему герою. Нет, он не попал в лагерь за службу «врагу».
Произошло более страшное, с его точки зрения: опасаясь репрессий со стороны новых властей, семья Суня, продолжавшая все эти годы хранить его достоинство в рассоле, с перепугу выбросила их. По понятиям несчастного евнуха, он был теперь обречен перерождаться каждый раз кастратом, без надежды вернуться к нормальной жизни.
Последние годы жизни
Надо сказать, что новая коммунистическая власть не преследовала Суня даже в самый разгар «культурной революции». Когда же в КНР началась «политика реформ и открытости», которую связывают с именем Дэн Сяопина, возник даже некий общественный интерес к нашему герою, как живой, чудом уцелевшей, реликвии старого Китая.
Последние годы своей жизни Сунь прожил в буддийском храме, в компании 30 таких же несчастных евнухов. Содержали евнухов на общественные подношения. А Сунь считался там главой евнухов, благодаря тому, что был более образован, чем они. И прожил он дольше, чем они, а потому считается последним евнухом Китая.
Китайский историк-любитель Цзя Инхуа записал воспоминания Сунь Яотина и издал их под названием «Последний евнух Китая» через два года после того, как наш герой мирно скончался в 1996 году в возрасте 94 лет.