Елизавета Никищихина снималась много, роли были небольшие, но яркие и запоминающиеся. Реплика актрисы из фильма «Покровские ворот» до сих пор «гуляет» в народе: «Высокие… высокие отношения!». Не красавица, но интересная и характерная. Она – непревзойдённая Кикимора из детской сказки «Там, на неведомых дорожках».
Впечатлительная актриса отличалась нестандартным поведением, а с возрастом периодически оказывалась в клинике для душевнобольных. Изучая информацию об актрисе, сложилось мнение, что в её случае народная мудрость про «ложку дёгтя» перевёрнута с точностью до наоборот: в бочку дёгтя о её пристрастии к вину добавлена маленькая ложечка мёда о её таланте.
Детство
Родилась Елизавета в Москве за месяц до начала Великой Отечественной войны. Обычная простая московская семья: жена – добрая и заботливая, жалеющая детей, муж – резкий грубоватый работяга, трое детей.
Первой сложностью для Лизы стало направление отца в ГДР на восстановительные послевоенные работы. Он взял с собой всю семью. Кроме Лизы. Девочку оправили к бабушке в Ярославль. Возможно, это решение было разумным, но как объяснить это семилетнему ребёнку?
Тогда девочка решила стать самостоятельной. Она поняла, что ей придётся самой принимать решения, если не повезло с семьёй. Старшеклассницу приняли в театральную студию, в которой она с удовольствием занималась. Вернувшийся отец устроил скандал по этому поводу, назвав всех актрис слишком легкомысленными.
Дочь оказалась упряма и ушла из дома, полгода прожила в студенческом общежитии, пока отец не примирился с её выбором. Окончила актёрскую школу при театре, а позже и ГИТИС.
На подмостках
Первую роль в театре 20-летней актрисе доверил Борис Львов-Анохин, тоже молодой режиссёр. Елизавете досталась сложная роль Антигоны в одноимённом спектакле, и сразу главная, в дуэте с Леоновым. Это была не просто слава: за билетами занимали очередь с ночи. На сцене актриса настолько выкладывалась и растворялась в роли, что это стало отражаться на её психике.
Никто не догадывался, что перед премьерой спектакля актриса рассталась с человеком, которого любила. Она ждала ребёнка, но выбрала театр, прервав беременность, а он объявил о разрыве за несколько часов до регистрации брака.
После взлёта на сцене снизить планку оказалось непросто. Предлагаемые роли казались простыми, а то и вовсе наступали простои.
Творчество и личная жизнь
Вскоре после первого разрыва её мужем стал музыкальный критик Анатолий Агамиров. По его воспоминаниям стресс после спектаклей Никищихина снимала алкоголем. Брак исчерпал себя через 7 лет.
В прессе хвалили её непревзойдённую Кикимору из детской сказки «Там, на неведомых дорожках». В тот период актриса снималась в 2-3 фильмах одновременно, правда роли были не главными, но яркими. Самой узнаваемой стала роль литератора в комедии «Покровские ворота» с фразой про «высокие отношения». Все остальные роли казались Никищихиной невзрачными и скучными.
*
Прошло время после развода, и судьба, казалось бы, преподнесла Елизавете сюрприз. Один из её поклонников – Эдуард Лейбов, доктор наук в области психиатрии, потомственный врач – сделал ей предложение. Молодая семья ждала прибавления, и опять пришлось выбирать.
Ситуация повторилась: в театре ей предложили роль Катерины в спектакле «Гроза», событие, которого ждут многие актрисы. Актриса отказалась от роли, на этот раз выбрав дочь и семью. В кино про неё стали забывать.
Спустя два года после рождения Кати Лейбов собрался эмигрировать в США. Елизавета отказалась от переезда в другую страну. Она не могла бросить театр. Они разошлись.
Третий брак тоже не принёс ожидаемого счастья, хотя всё начиналось очень хорошо. В браке с писателем Евгением Козловским сложилась тёплая семейная атмосфера. Они выгуливали вечерами собаку, слушали музыку, занимались с Катей.
Идиллия закончилась, когда Козловского арестовали за книги, которые он издавал на Западе. Елизавету постоянно вызвали на допросы, она вновь сорвалась, стала выпивать, работы было мало.
Актриса отправила дочь к отцу в Штаты, не зная, что ожидает её саму, а собаку отдала друзьям. Дог очень по ней тосковал. К Елизавете моментально изменилось отношение коллег. В театре осталась только одна «Антигона», и та шла пару раз в месяц.
Муж вышел из Лефортово через семь месяцев, оставшись без возможности зарабатывать. У Елизаветы Сергеевны начались нервные срывы, истерики. Она тосковала по дочери. Козловский пытался супругу лечить, но не справился. Он ушёл из семьи, и она осталась совершенно одна, отлучаясь из дома, чтобы играть редкие спектакли.
Последние годы
Коллеги вспоминали, что никогда не видели Никищихину в неподобающем виде. Владимир Торсуев, исполнитель роли Электроника (в фильме они вместе снимались), рассказывал, что встретил её на улице. С его слов, она хорошо выглядела. Одета было дорого и элегантно. Единственное, что он заметил – это подавленное настроение актрисы.
Дочь вернулась в Москву, окончив школу в США, стала студенткой Литературного института, родила мальчика. Разменяли квартиру, так как вместе жить оказалось непросто. Актриса поселилась в небольшой комнате в коммуналке, с соседями почти не общалась, замкнувшись в себе. В периоды депрессии «Скорая» увозила Елизавету в клинику.
Последней каплей стало нападение незнакомцев, которых актриса впустила в собственную квартиру. Грабители повредили ей шею в области горла. После этого твёрдую пищу ела с трудом.
Этот роковой случай и поставил точку в её жизни: врачи определили, что она подавилась кусочком яблока. Екатерина Лейбова, дочь актрисы, говорит, что маму сгубил вовсе не алкоголь. Её большой любовью был театр. Он же стал и её сердечной болью, когда она оказалась невостребованной актрисой.
Она ушла из жизни в 56 лет. В её фильмографии более шестидесяти работ. Пусть роли Елизаветы Никищихиной эпизодические, иногда проходящие, но, мне кажется, они многим запомнились.