«Ты похотливая старуха. — орал Жак. — Затащила меня обманом в свою постель. Думаешь, большая радость быть твоим мужем?»

Гостиная самой известной французской актрисы была роскошна, но безвкусна. Казалось, сюда свезли все предметы каких только есть антикварных магазинов. Массивная мебель времен Людовика XV никак не сочеталась с богатыми персидскими коврами, византийскими вазами и статуэтками и японскими веерами.

Дополняли все это безвкусие старинное оружие, развешенное на стенах, и звериные шкуры, расстеленные на полу. Кроме того, вся комната была наполнена сладким ароматом дорогих духов, которыми хозяйка постоянно опрыскивала комнату.

Посреди всего этого «великолепия» на резном диване, заваленном атласными подушками, и возлежала знаменитость — актриса Сара Бернар. Ее тело приняло известную «ломаную» позу, в какой ее когда-то изобразил живописец Жорж Клерен.

Эта картина была написана в 1876 году и в этом же году была выставлена в Салоне. Портрет актрисы произвел фурор в светском обществе. Изображение это неоднократно печатали в модных журналах. А все европейские модницы заказывали свои портреты в этой же позе.

Судьбоносный гость

Только вот Жак Дамала, который только что вошел в гостиную, и глазом не повел, когда увидел Сару в этой позе. Видимо, картину он эту не видел, а светские журналы не читал. Но сама актриса на него впечатление произвела.

Ее хрупкая фигурка, обтянутая полупрозрачным пеньюаром, грудь, затянутая в корсет не могли не привлечь внимание Жака. Мужчина разглядывал ее так откровенно, что актриса смутилась. Все мужчины, которые до этого ей встречались, боялись глаза на нее поднять, а этот ведет себя просто нахально!

Более того, мужчина, поцеловав ручку дамы, уселся без приглашения в глубокое старинное кресло и достал портсигар. Он уже приготовил египетскую сигарету и взглянул на Сару, ожидая ее реакции. Он знал, что актриса не разрешает курить в ее присутствии из-за ее болезни связок.

Говорили, что у актрисы часто идет ртом кровь, поэтому всегда при ней был платочек. А в антрактах в гримерной ее поджидала кушетка, чтобы актриса могла отдохнуть. Но, кроме этого, говорили, что вся эта болезнь — притворство ради привлечения внимания.

Ловелас и жиголо

Сара молча разглядывала Жака. Непринужденно сидя в кресле, он был похож на Адониса. Будто статуя древнегреческого бога ожила и сошла в гостиную актрисы. Греческий нос, светлые волосы, аккуратно подстриженная бородка — Аристид, именно так звали по-настоящему Жака, был прекрасен.

Весь его облик говорил, что перед Сарой настоящий повеса. Впрочем, он всегда говорил, что глупости вроде любви ему не интересны.

Неслучайно Жак походил на древнегреческого бога. Он и в самом деле был греком. Родившись в богатой семье, он знал, что будущее его будет связано с военным будущим. Но служба в армии не задалась: в отставку пришлось уйти из-за любовного скандала.

Влиятельный отец устроил сына в дипломатический корпус на должность атташе. Так, Аристид оказался в Париже. В этом городе сама судьба ему велела стать покорителем женских сердец.

Когда-то мужчина даже раздумывал стать актером. В доказательство он почитал с Сарой отрывок из новой пьесы, в которой актриса будет играть. И в самом деле, у него был прекрасный, хорошо поставленный, с греческим акцентом, голос.

Мсье Дамала был талантлив, и Сара заметила, что ему всегда можно попробовать себя на сцене, если вдруг не заладится с дипломатической службой. Она даже пригласила его в свою театральную компанию. Но Жака Дамала лишь вежливо откланялся и, словно на ходу, поцеловал ей руку.

Визит мужчины оставил у Сары бурные эмоции. Она поняла, что в мужчину, который одновременно похож на греческого бога, Казанову и Маркиза де сада, невозможно не влюбиться. И неважно, что Жак был моложе актрисы на 11 лет.

Сару Бернар это нисколечко не смущало: она знала, что выглядит великолепно. Лицо не потревожено ни одной морщинкой. Осиная талия, как у юной девчонки.

Детство будущей звезды

Сара родилась в Париже. Ее мать была известной парижской куртизанкой, еврейкой, когда-то сбежавшей из Роттердама. Именно будучи куртизанкой, Юдифь фон Хард сменила имя на Жюли Бернар, а вскоре родила дочь Сару. Кто был отцом ребенка, Жюли не знала. Саре она говорила, что родила ее то ли от студента, то ли от морского офицера.

В любом случае мать дочерью не занималась, отдав ее на воспитание няньке. Из-за того, что за ребенком плохо смотрели, трехлетняя девочка упала в горящий камин и получила сильные ожоги. На удивление, благодаря народной медицине, девочку вылечили, а новая кожа получилась еще красивее, чем была.

Подросши, Сара отправилась в пансион при монастыре Гран-Шан. В учебе Сара не успевала, к тому же она постоянно привлекала к себе внимание глупыми выходками. Единственные предметы, которые ей легко давались, были география и рисование.

В результате ученица была четырежды отчислена за недостойное поведение из пансиона, но каждый раз ее принимали обратно.

В целом, Сара любила пансион, монахини относились к девочке очень хорошо. Мать Сару навещала очень редко. А однажды она приехала неожиданно, как раз в тот день, когда воспитанницы давали показательный концерт.

Увидев среди зрителей мать, Сара не только не смогла произнести ни слова, но и почувствовала себя плохо. После этого случая Сара очень долго боялась сцены.

Мать Сара очень любила, но всегда страдала от недостатка внимания со стороны Жюли. В мечтах девочка даже умирала и представляла свои похороны, на которых ее мама плачет и горюет.

Тернистый путь актрисы

Актрисой Сара стала тоже с легкой руки матери. На семейном совете Жюли сказала, что став актрисой, Сара всегда найдет себе богатого покровителя, благо все внешние данные у нее для этого есть. Поддержал эту идею и известный писатель Александр Дюма, считая Сару прирожденной актрисой.

Сара Бернар окончила консерваторию, именно там в то время готовили артистов. Затем поступила в труппу парижского театра. Правда уйти пришлось сразу же из-за скандала, связанного с примой театра. Парадоксально, что через 12 лет, когда Сара Бернар станет знаменитой, директор этого театра будет умолять ее пойти к нему служить.

Но пока актрисе приходилось лишь искать работу. Все предложения поступали к ней с одним условием — сожительства с покровителем.

Саре приходилось играть в маленьких театрах в комедиях низкой пробы. Кроме этого, она славилась взбалмошным характером, и с ней никто не хотел связываться, так как она, например, могла не явиться на спектакль. А однажды она даже попыталась покончить жизнь самоубийством, об этом узнали журналисты, и репутация ее вконец испортилась.

Чтобы сменить обстановку, Сара Бернар уехала в Брюссель. Там она на одном костюмированном баллу познакомилась с принцем Анри де Линь, к которому переехала в этот же вечер. Молодые люди, действительно, полюбили друг друга, только аристократические родственники принца были категорически против брака с неизвестной актрисой, еще и еврейкой по происхождению.

Принц все же решил пойти против родственников, но поставил Саре условие: навсегда покинуть сцену. Сара, будучи уже беременной, не согласилась и вернулась в Париж. Только вот мать, сама родившая троих детей от разных мужчин, не приняла беременную дочь и выгнала ее из дома.

А Сара родила сына Мориса, которого обожала всю жизнь. Правда, теперь ей приходилось не отказываться от покровительства богатых мужчин, только сердце свое она уже не открывала никому.

Любовь среди русских морозов

И вот на ее пути встретился Жак Дамала. После той беседы в гостиной Сара постоянно искала встреч с Жаком. Однажды он ей сказал, что его переводят служить в Петербург. Он дал ей понять, что если ее гастроли состоятся в России, то будет очень рад.

С этой поры Сара Бернар только и была занята тем, что пыталась устроить турне по России. Она забросила свои дела, свои спектакли и репетиции. Все свободное время она проводила в русском посольстве. Впервые в жизни с ней происходило то, что она пылала страстью не к театру, а к мужчине.

В результате в 1882 году Сара Бернар прибыла в Петербург. Встречали ее с почестями: перед Александринским театром по льду раскатывали красную дорожку. Она была на приеме у самого императора Александра III, ее приглашали на все столичные светские мероприятия. Но мысли ее были заняты другим: вечерами она встречалась с Жаком в петербургском отеле.

Вскоре об их романе говорил весь Петербург. А Дамала и вовсе оставил дипломатическую службу и перешел в театр Сары. Для него это был эксперимент, попытка чего-то нового. Несмотря на то, что он был абсолютно бесталанен, Сара этого не замечала.

Одаривала Жака дорогими подарками, но он все равно посматривал на молодых красоток. Боясь потерять любимого, Сара сама сделала ему предложение о свадьбе. И вот, в Англии 38-летняя актриса и 27-летний жиголо сочетались браком.

Крах брака

Только отношения их не улучшились. Жак продолжал соблазнять придворных красавиц, к тому же он увлекся кокаином и морфием.

На сцене Жак претерпевает неудачи. Публика не принимает мужа знаменитой актрисы. Сара Бернар даже покупает ему целый театр «Амбипо». Но Жак все был недоволен и однажды он высказал Саре все, что о ней думал:

«Ты похотливая старуха! — орал Жак. — Затащила меня обманом в свою постель! Думаешь, большая радость быть твоим мужем?»

Несчастная Сара подумывала о суициде, но закрутила роман с молодым поэтом, и через время понемногу пришла в себя. Только когда через два месяца Жак вернулся, Сара снова забыла обо всем на свете. А вот Жак выглядел ужасно: он похудел, глаза его блестели, а тело трясло от лихорадки.

Тут же, на глазах у изумленной Сары он вколол себе в ноги шприц с морфием. Когда Сара нашла и уничтожила все ампулы с наркотиками, он впал в бешенство и разгромил квартиру, едва не убив жену.

После этого случая Сара подала на развод, а Жака поместили на лечение в клинику. Но все было бесполезно, он все равно пил и кололся. Когда до Сары дошли слухи о том, что бывший муж умирает, она приехала к нему и забрала из грязной трущобы к себе в квартиру.

В 34 года бывший дамский угодник, герой-любовник, мечта всех женщин умер. Сара оплатила перевозку его тела в Грецию, его похороны и установила на могиле бывшего мужа его бюст, который создала своими руками.

Сара Бернар прожила еще 33 года, все это время шокируя публику эксцентричными выходками. Она держала прям в квартире гепарда, экзотических обезьян, ящериц и крокодилов. Заводила романы с юнцами. Могла лечь спать в гробу, который стоял в ее спальне и пугал служанок. В этом гробу, обитом белым атласом, актрису и похоронили.

Оцените статью
«Ты похотливая старуха. — орал Жак. — Затащила меня обманом в свою постель. Думаешь, большая радость быть твоим мужем?»
«Нарушение приличий»