«У отца было столько женщин, а он выбрал мегеру, которая держала его в страхе»: Трагедия и одиночество Сергея Филиппова

-Моя дорогая, ну кого же ты домой привела! Он же безродный, еще и паяц. Нашим предкам от такого позора и на том свете нет покоя!

Слова матери только повеселили Алевтину:

– Не переживайте, мама. Сергей красив, умен, порядочен. А главное, что я люблю именно его.

Высокий парень восемнадцати лет от роду распрямил плечи и задорно подмигнул теряющей дар речи теще.

– Вы же настоящий хам! – высказалась недовольная женщина, и, хлопнув дверью, ушла в другую комнату.

Ощущался отчетливый аромат валерьянки, но молодая семья была рада маленькой победе…

Безрассудный самородок

1912 год. В самой простой и даже бедной семье из Саратова на свет появился мальчик Сереженька. Пределом мечтания его матери было, чтобы сын освоил профессию краснодеревщика, но у самого будущего артиста всегда были иные планы.

Учился мальчик не просто плохо, а очень плохо. Он мог довести преподавателей до истерики, а с одноклассниками постоянно конфликтовал. Непоседливая натура и живой характер заставляли его искать приключения.

Во время одного из уроков химии Сережа взял железные опилки, соляную кислоту, парочку реактивов. А через несколько минут в школе был погром и стоял жуткий запах, а самого хулигана исключили.

Отцом будущему артисту приходился профессиональный слесарь. Он был уверен, что трудовые навыки помогут сыну в будущем. Поэтому после исключения из школы Филиппов-младший успел побывать токарем, учился у пекаря, плотника,… но задержался только в балете.

Родители были не в восторге от нового увлечения сына, но противиться на стали. Сам же Сергей отправился в студию сначала назло родственникам, а позже почувствовал тягу к прекрасному.

Танцевать начал случайно. Во время одной из прогулок с друзьями через окно увидел, как девочки в юбках выделывают замысловатые движения, заглянул в комнату… Педагоги предложили парню показать себя. О чудо, у него врождённый талант!

Крутой поворот

В танцевальной студии Филиппов выбился в число лучших учеников, к концу двадцатых годов отправился в столицу. Он мечтал стать студентом балетного училища при Большом театре, но на вступительные экзамены опоздал. В Питере тоже оказался слишком поздно.

Сдаваться было не в духе Сергея. Подав документы в эстрадно-цирковой техникум, Филиппов вытянул счастливый билет. К окончанию учебы его уже ждало место в Театре оперы и балета.

Балетным танцором будущий актер был недолго. Во время четвертого по счету спектакля артист упал прямо на сцене. Врачи поставили диагноз – сердечный приступ. От балета нужно было отказываться ради того, чтобы выжить.

Судьба легендарного артиста могла быть совсем другой, если бы его не заметил художественный руководитель театра комедии и пригласил работать.

Танцевать актеру все равно приходилось, но не совсем так, как он об этом мечтал. Мог во время номеров исполнять танцы в пачке и на пуантах, доводя публику до слез. Постановки такого типа хорошо оплачивались, но приносили душевную боль. Он страдал от того, что так и не сумел стать профессиональным танцором.

Все изменилось, когда работать с Филипповым стал режиссер Николай Акимов. Он увидел, что юный артист безупречно вживается в любую роль. Живая мимика, пластика, идеальная память помогали играть бунтарей, хамов, пьяниц, делал это он замечательно.

Сниматься в кино Филиппов начал еще в 1937 году, но очень долго получал только крохотные роли второго плана. Лишь после окончания Великой Отечественной войны карьера артиста начала активно развиваться.

Быть вам Кисой

К началу пятидесятых Рязанов и Гайдай заметили талантливого комика и начали снимать в своих работах. После одной только «Карнавальной ночи» реплики Филиппова стали крылатыми.

После первого совместного проекта Гайдай пообещал, что обязательно пригласит Сергея, если будет снимать «12 стульев». И свое обещание сдержал.

Нина Гребешкова вспоминала: «Сергей Николаевич радовался роли, как ребенок. Работал, что называется, за двоих. И это несмотря на страшные головные боли, которые он тогда испытывал. Ему сделали операцию по трепанации черепа. Жизнь висела на волоске.

Однако актер сам себе не позволял халтурить. Единственный момент, где он воспользовался услугами дублера, была эксцентрическая драка Кисы и отца Федора, Сергея Николаевича заменил сам Гайдай».

С каждым новым проектом Филиппов становился все более известным и любимым публикой. Сам же он оставался все тем же застенчивым, скромным человеком. Он жутко не любил, когда пытались вмешиваться в его личную жизнь. А переживать родственникам и друзьям было из-за чего.

Зять, с которого нечего взять

Со своей первой супругой Алевтиной Горинович артист познакомился еще во время обучения в техникуме. Будущая теща причисляла себя к аристократическому роду, а потому выбор дочери категорически не одобрила.

Сама же Алевтина влюбилась в Сергея с первого взгляда и не слушала никого. Вопреки нападками матери, она стала женой Филиппова. К середине тридцатых годов молодые супруги стали родителями.

Теща, Любовь Ипполитовна, даже не догадывалась, что родным отцом артисту приходится немецкий барон, вынужденный уехать из страны во время Первой мировой войны. Долгое время эту тайну Филиппов и его семья скрывали.

Сын актера Юрий рассказывал:

«Мой дед, немецкий барон, был управляющим на гвоздильном заводе в Саратове. Там он женился на кружевнице, красавице-певунье Дуне, моей бабушке.

У них и родился Сережа – мой отец. Но в начале Первой мировой войны дед вынужден был уехать на родину, а бабушка наотрез отказалась покидать Россию».

Почти десяток лет супруги жили душа в душу. Аля безумно ревновала мужа, считала, что слава для него важнее ее и сына. Переживания ее были вовсе не беспочвенны.

Вместе с оглушительной славой в жизни Филиппова появились бесконечные застолья, романы на стороне. После очередного недельного загула актера ждали собранные чемоданы и закрытые двери.

— Аля, открой! – Сергей не собирался сдаваться, хотя собранные чемоданы под дверью красноречиво сообщали, что в этом доме его больше не желают видеть.

Вдруг дверь резко распахнулась. Сергей обрадовался, наконец жена одумалась.

— Серёженька, а не пойдёшь ли ты отсюда?! – зашипела жена, помахивая увесистым поленом. Спорить с таким аргументом изрядно выпивший бунтарь не стал.

Протрезвев, Сергей снова явился к жене. Они то сходились, то снова расходились. Аля долго терпела выходки мужа. В конце концов, не выдержала и при первой же возможности уехала в Америку. Но это будет много позже…

Официального развода супруги так и не оформили. Филиппов всегда был убежденным коммунистом, а потому побег жены считал предательством.

Такие изменения отразились и на психике актера, ведь он свято верил, что за ним ведется слежка со стороны КГБ. Собственного сына актер никогда больше не увидел, ведь Юра побывал в России лишь через несколько лет после смерти отца.

Детская писательница для бунтаря

Серьезные отношения Филиппов долго не заводил и с головой погрузился в работу. После войны он жил в питерской «Астории». Привычные застолья часто завершались драками, однажды в пылу пьяной потасовки актера даже ранили вилкой.

Первую помощь он получил от детской писательницы Антонины Голубевой, которая и стала его второй женой. Она была старше мужа на тринадцать лет, но это не смущало Филиппова.

Голубева контролировала количество выпитого, не давала задерживаться на работе, даже сопровождала его по возможности. Аля и сын Юрий на тот момент еще проживали в Союзе.

С сыном Филиппова отношения у писательницы не сложились. Юрий был уверен, что Голубева не любила его папу. Антонина постоянно жаловалось на поведение пасынка, с ее подачи он сменил несколько школ.

Антонина несколько раз проделывала один и тот же трюк. Она приходила к директору школы, где учился пасынок, и рассказывала, что мать ребенка ведет аморальный образ жизни, сам мальчик ведет антисоветскую пропаганду. Она забрасывала директора анонимками на мальчика и того частенько вызывали на педсоветы.

Пытаясь избежать нападок Антонины, Ася переводила сына в другую школу. Но скоро все повторялось заново. Гражданская супруга Филиппова была намерено попортить жизнь официальной жене и сыну.

Когда Юра поступил в институт, мачеха приложила все усилия, чтобы его лишили стипендии. Хватило звонка ректору и заявления о том, что ребенка обеспечивает отец, мол, деньги ему не нужны.

«У отца было столько женщин, а он выбрал мегеру, которая держала его в страхе»: — вспоминал сын актера.

Какие бы козни не устраивала жена, Филиппов регулярно общался с сыном до конца семидесятых. Именно в это время Юрий вместе с матерью уехал в Америку. 

Но в тот момент обида на отпрыска была настолько сильной, что актер почти прекратил общение. Для Юрия же переезд был единственным шансом избавиться от мстительной мачехи.

Нищая старость

В компаниях друзей, когда удавалось сбежать от жены, Филиппов признавался, что его второй брак несчастливый. Жену он совсем не любит. Она стремилась контролировать каждую копейку, уверяя, что это ради того, чтобы актер не пил.

Хозяйкой супруга оказалась плохой, дома никогда не было порядка, на работу актер часто приходил в мятой и грязной одежде. Несмотря на все эти особенности Голубевой, вместе с актером она была сорок лет до последнего своего дня.

Оставшись совсем один, выживая лишь на пенсию, легендарный актер оказался в бедственном положении. Еще при жизни матери, дочь Голубевой от первого мужа стала выносить из квартиры артиста вещи. Филиппов любил дорогие предметы интерьера. Он был ценителем прекрасного, и у него была большая коллекция антиквариата.

Последний год он доживал в практически пустой квартире. Он редко выходил на улицу. В сгорбленном старике в старом пошарпанном пальто было сложно невозможно узнать знаменитого актера.

В девяностом году из-за сложной формы рака Сергей Николаевич покинул этот мир. Тело его обнаружили лишь через пару недель после ухода из жизни. Чтобы похоронить Филиппова, Александр Демьяненко организовал сбор средств, поскольку артист оказался без копейки и никому из родственников не был нужен.

Все дорогие вещи, ценные картины, антикварную мебель из квартиры Филиппова вывезли родственники его второй супруги. Прибывшие журналисты и медицинские эксперты застали почти пустую квартиру с огромным количеством окурков по углам и грязным постельным бельем…

Оцените статью
«У отца было столько женщин, а он выбрал мегеру, которая держала его в страхе»: Трагедия и одиночество Сергея Филиппова
«Он никого к себе близко не подпускал, и к нему так же дети относились»: судьба советского актера Леонида Куравлева