Эльдар Рязанов по праву считается одним из лучших режиссеров отечественного кинематографа. Его картины «Ирония судьбы или С легким паром», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Вокзал для двоих», «Старые клячи», «Служебный роман» до сих пор с удовольствием смотрят зрители.
Однако всех этих фильмов могло бы и не быть, ведь в 16 лет будущий режиссер едва не умер от водки.
Пил, чтобы заглушить чувство голода
После революции дочь зажиточных родителей Софья Шустерман познакомилась с молодым красноармейцем и разведчиком Александром Рязановым. Потеряв голову от любви, девушка сбежала с Александром в Китай, а потом в Иран.
Несколько лет супруги в качестве представителей советского торгпредства жили за границей, пока в 1927 году Софья не узнала о своей беременности.
Маленький Эльдар (что в переводе с тюркского означает «владеющий миром») появился на свет в Самаре, но вскоре после рождения вместе с мамой переехал к отцу в Москву, которого к тому времени назначили начальником винного главка.
Получив беспрепятственный доступ к алкоголю, Рязанов старший начал беспробудно пить, поэтому через три года, устав от пьянства и побоев мужа, Софья подала на развод, а через пару лет вновь вышла замуж.
Несмотря на то, что отчим прекрасно относился к пасынку и серьезно занимался его воспитанием, скромный и умный Элик связался с уличной шантрапой. В 7 лет будущий режиссер уже курил как паровоз, мастерски играл в карты и матерился как сапожник.
Когда Эльдару исполнилось 13 лет, началась война, и он вместе с семьей уехал в Куйбышев в эвакуацию, которая запомнилась мальчику постоянным ощущением холода и голода.
Чтобы не сильно хотелось есть, Эльдар вместе с мальчишками начал выпивать и допился до того, что в 16 лет едва не умер от алкоголя. Очнувшись в больнице, Эльдар увидел рядом с собой смешливого доктора.
Смысла не вижу в твоем спасении. Ты ж и дальше бухать будешь. Сейчас водкой опился, потом техническое пойло заливать в себя будешь, все равно сдохнешь, салага, — заявил врач.
От этих слов парню вновь «поплохело» и следующие 10 лет без приступов тошноты он не мог смотреть на спиртное. Впрочем, со временем отвращение к выпивке у Эльдара Рязанова прошло, однако он на всю жизнь запомнил слова доктора, поэтому на праздники мог позволить себе лишь пару бокалов хорошего вина.
Отчитал Валентину Талызину за пьянство и пообещал написать «телегу»
Несмотря на то, что Эльдар Рязанов практически не пил, в самом начале своей режиссерской карьеры, стремясь создать на съемочной площадке атмосферу легкости и веселья, он даже поощрял употребление алкоголя в кадре, пока в 1962 году во время работы над картиной «Гусарская баллада» не произошел один очень неприятный случай.
Пиротехник, давая сигнал кавалеристам, случайно выстрелил из дымовой шашки в спину Рязанову. К счастью шашка отрикошетила, не причинив вреда режиссеру, но после того Эльдар Александрович категорически запретил пить на съемках, а актеров, пойманных в состоянии подпития, ждала серьезная взбучка.
Так однажды от режиссера досталось молодой актрисе Валентине Талызиной. В 1968 году Валентина получила роль председателя месткома ателье в комедии Рязанова «Зигзаг удачи». Съемки шли зимой, и костюмы, выданные актерам на «Мосфильме» совсем не грели.
Подружившись с исполнителями главных ролей Евгением Евстигнеевым и Георгием Бурковым, Валентина, в перерывах между дублями, вместе с коллегами стала греться спиртным. А через неделю, Рязанов устроил Талызиной и ее собутыльникам разнос.
Я вас ненавижу! Вы не любите искусство! Я напишу вам всем телеги в театр! Как можно было так относиться ко мне, к картине! Я сейчас вышел из монтажной и не смог выбрать ни один трезвый дубль! — бушевал режиссер.
Кстати, нечто подобное произошло во время съемок всеми любимой новогодней комедии «Ирония судьбы или С легким паром».
Дело в том, что эпизод в Сандунах снимали не в бане, а в холодном мосфильмовском павильоне, поэтому актеры, чтобы согреться, а заодно и отметить день рождения Александра Белявского, водочные бутылки с водой заменили на настоящие.
Не удивительно, что к третьему дублю Мягков, Ширвиндт, Бурков и Белявский достигли состояния своих киношных героев и очень хорошо себя при этом чувствовали. Лишь когда актеров окончательно развезло, непьющий Рязанов наконец-то сообразил в чем дело, остановил съемку и отправил выпивох домой трезветь.
На следующий день Рязанов устроил всем выволочку, перенюхал бутылки на предмет водки, а затем стал переснимать «пьяный» эпизод с трезвыми актерами. Когда Бурков заметил, что после монтажа, разница в состоянии актеров будет сильна заметна на экране, Рязанов ответил:
Вот я и посмотрю, с какими артистами мне приходится работать. В противном случае для этих ролей можно было бы найти людей под забором.
Напоил Ширвиндта коньяком, а потом выгораживал актера перед гаишником
Впрочем, в нерабочее время Эльдар Рязанов любил душевно посидеть за рюмочкой хорошего коньяка или бокалом вина.
Наголодавшись во время войны, Эльдар Александрович стал много есть, поэтому всю оставшуюся жизнь пытался бороться с лишним весом. В тот год Рязанов в очередной раз лег в «Институт питания» худеть и его посадили на жесткую диету.
За несколько дней до новогодних праздников режиссера отпустили домой, взяв с него честное слово, что он не станет объедаться и пить.
Неудивительно, что когда Александр Ширвиндт в канун Нового года пришел к Рязанову домой, у режиссера был пустой холодильник. Однако бутылочка хорошего коньяка для дорогого гостя нашлась. За разговорами Ширвиндт «уговорил» бутылку и получив от Эльдара Рязанова чудесные шарики, перебивающие запах перегара, отправился домой.
Нетрезвой походкой доковыляв до руля, я двинулся в сторону зоопарка, чтобы оттуда переехать Садовое кольцо и попытаться доехать до своих Котельников, — рассказывал Ширвиндт.
Однако уже на Садовом кольце нетрезвого артиста остановил гаишник. Узнав, что Ширвиндта напоил Эльдар Рязанов, сотрудник ГАИ потребовал от актера доказательств, и тот отвел милиционера к режиссеру домой.
Сонный Эльдар Александрович подтвердил слова друга и презентовал сотруднику милиции свою книгу с автографом: «Замечательному гаишнику, простившему моего грешного друга».
Получив подарок из рук знаменитого режиссера, гаишник подобрел и на мотоцикле сопроводил нетрезвого Ширвиндта до дома.