В 18 лет замуж за своего учителя: история семьи Ирины Мирошниченко и как выглядели ее родители

— Вы, Мирошниченко, нарушили правила школы-студии. Разве вы не знали, что нельзя сниматься во время учебы? И за это мы вас отчислим,- кричали на нее в деканате после съемок в картине «Я шагаю по Москве».

Со слезами Ира дошла до аудитории, где ее уже ждали притихшие однокурсники. Тогда она еще не знала, что здесь и прямо сейчас ее будут клеймить позором, а потом заставят их проголосовать. Только тогда все единогласно решили ее не отчислять, но строгий выговор все же объявили.

История семьи

Ирина Мирошниченко должна была появиться на свет в Москве. Ее мама, коренная москвичка Екатерина Антоновна Мирошниченко, в 30-е годы окончила театральный институт при театре Таирова(теперь театр им. Пушкина) и служила там же актрисой.

Когда-то женщина была замужем за военачальником Иваном Игнатьевичем Толпежниковым и родила ему сына Рудольфа. В той, прежней жизни, семья жила в огромной квартире с домработницей, имела личный автомобиль и шофера. Но все изменилось, когда в 1939 году Толпежникова арестовали и расстреляли.

Жену врага народа исключили из театра Таирова и лишили имущества. К счастью, нашлись друзья, которые помогли ей устроиться в Колонный зал Дома Союзов на должность работника массовой культуры. И она вдруг поняла, что всю жизнь мечтала заниматься импровизацией, веселить людей и приносить им радость.

Спустя время Екатерина Антоновна встретила Петра Исаевича Вайнштейна, влюбилась, и они поженились. Жить да радоваться! Но началась война. Мужа забрали на фронт, а ее саму вместе с сыном эвакуировали в Новосибирск. О том, что у нее будет ребенок, она узнала уже здесь. И очень испугалась!

— Ты с ума сошла! Зачем тебе это нужно? Война! Петю забрали. Неизвестно, что будет дальше,- твердила Кате ее закадычная подружка Лида Смирнова, которая тоже попала сюда с эвакуированным «Мосфильмом».

Детство

Но молодая женщина решила рожать. Подхватив небогатый скарб и Рудика, двинулась дальше и доехала до Барнаула. Здесь и родилась будущая звезда Ирина Мирошниченко.

Как только стало известно, что фашисты отступили от столицы, Екатерина, теперь уже с двумя детьми, вернулась в Москву. И уже оттуда, поскольку Вайнштейн еще воевал, отправилась в Воронеж к старшему брату, очень известному в городе человеку — Петру Мирошниченко. Мужчина работал председателем горсовета и мог себе позволить содержать еще и семью сестры.

Своего отца Ирочка увидела уже после окончания войны. Все вместе они вернулись в Москву, где продолжали ютиться в малюсенькой комнатке на Тверском бульваре.

К сожалению, с фронта Петр Исаевич вернулся инвалидом, мужчину мучил туберкулез легких. Проживать на 9 квадратных метрах с больным человеком было опасно. И тогда семья приняла решение вновь перебраться в Воронеж, только не в сам город, а в небольшое село под названием Хреновое.

Здесь они прожили около двух лет и снова вернулись в Москву. Детям нужно было получать образование, да и Екатерина Антоновна ужасно скучала по своей работе.

Ирочка была счастливым ребенком, росла в атмосфере тепла, любви. И скромной обстановки вокруг не замечала. А жили Мирошниченко очень бедно. Отец к тому времени уже глубокий инвалид, не работал.

Содержание семьи полностью легло на хрупкие плечи мамы. К счастью, когда девочка пошла в 7 класс, им выделили большую квартиру на Ленинском проспекте.

В это же время Ира впервые попала на премьеру спектакля «Пламя Парижа» в Большом театре. И заболела балетом. Сначала хотела быть похожей на Уланову, потом увидела легкую и воздушную Плисецкую. Но все иллюзии в пух и прах разбила мама:

— Тебя не возьмут туда. Ты же высокая. У Плисецкой рост метр семьдесят, а у тебя в 14 лет уже такой.

А потом выяснилось, что у девочки и с сердцем есть проблемы. И мечты о балете пришлось забыть.

Начало пути

В 8 классе Ира увлеклась иностранными языками. Особенно ей нравился французский. Родители выкраивали из своих скудных заработков средства на оплату репетитора. И уже к окончанию школы девушка свободно им владела.

К окончанию 9 класса вопросов о том, куда поступать, не возникло: она готовилась стать студенткой факультета иностранных языков.

Но в выпускном классе ей на глаза попалась газета «Вечерняя Москва». Крупно напечатанное в ней объявление гласило о том, что в театре им. Ленинского комсомола открывается вечерняя театральная студия. Целью создания которой является молодежный театр. И все желающие могут туда записаться.

Прием в студию вели начинающий актер Владимир Андреев, писатель Михаил Шатров и тогда еще художник-постановщик Владимир Ворошилов. Целый год Ирина занималась здесь по вечерам, а днем учила французский язык.

Первая любовь

В театральной студии случилась у Мирошниченко и первая большая любовь. Владимир Шатров сразу же обратил внимание на высокую тоненькую блондинку. И уже в первые недели стал оказывать ей знаки внимания.

Поначалу Ирине ухаживания взрослого мужчины причиняли неудобства, все же она выросла в строгости. Но постепенно стала замечать, что ей приятны его неловкие признания.

Их сближение произошло настолько быстро, что едва Ире исполнилось 18, она вышла за Шатрова замуж. И началась у девушки красивая, беззаботная жизнь.

Михаил был замечательным, благородным человеком и очень любил свою Ирочку. Она была девочкой рядом с ним, хотя он и был старше всего на девять лет. Но ей тогда казалось, что это очень много. Шатров был старше ее по опыту, по пережитому, по страданиям — у него была репрессирована вся семья. Даже голова уже была вся седая.

Будучи женой драматурга, Ира вошла в круг писателей, в круг удивительно интересных людей: Алексея Арбузова, Эдварда Радзинского, Олега Ефремова.

Сломать их счастливую семейную жизнь казалось очень трудно. Но так получилось — в их доме поселилась ревность. Ирина считала себя единственной в его жизни, и больше ни одной женщины не должно было существовать. Шатров работал со многими красивыми актрисами, и хотя поводов не давал, жена думала иначе.

Они стали ссориться. Через 10 лет Мирошниченко сама ушла от мужа, встретив другого. Но только про Михаила всегда говорила с особой теплотой. И однажды призналась, что любила его всю жизнь.

Поступление в школу-студию

Но это случилось после. А пока она по совету мужа отправилась на отборочный тур в школу-студию МХАТ, куда пришло такое огромное количество народу, что прослушивать всех желающих пришлось посадить выпускников Владимира Высоцкого и Геннадия Яловича. Они отметили Ирину и похвалили, но посоветовали сменить репертуар.

А уже на экзаменах Мирошниченко блистала во всей красе. И помогли ей в этом советы мамы, поддержка мужа… и французский язык.

Парижем Ира грезила всегда, сколько себя помнила. А уж когда училась, имела возможность брать в театральной библиотеке под расписку французский журнал Cin-monde. С нетерпением дождавшись очередного номера, девушка от корки до корки читала все статьи и рассматривала фотографии.

Как выглядят французские актрисы, в каких ролях снимались, как одеты, как накрашены, какие у них прически, выражение глаз… И все впитывала, как губка. И это был уже совсем другой мир. Западный! Ира полюбила слушать французскую эстраду, смотреть их фильмы. И мечтала когда-нибудь обязательно там побывать.

Чуть не отчислили…

В то время ассистенты режиссеров приезжали в театральные училища и буквально «отлавливали» понравившихся студентов. Таким же образом попала в сети кинематографа и наша героиня.

В конце первого курса ей предложили небольшую роль в картине Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Но все дело в том, что студентам строго настрого было запрещено сниматься, за это даже грозило отчисление.

Мирошниченко решила уточнить все детали у молодого педагога курса Всеволода Шиловского.

— Я могу предложить тебе только один вариант,- посоветовал он Ире. — Снимайся! Но втихаря.

Вот только скрыть факт нарушения не удалось. Фильм прогремел на всю страну и быстро стал популярным. Строптивую студентку оставили на курсе, учитывая, что съемки проходили во время каникул. Тем не менее в качестве наказания объявили ей строгий выговор.

До окончания школы-студии актриса больше не снималась. Хотя ассистенты буквально ходили за ней по коридорам. Делали с ней фотопробы, но всем Ира отвечала отказом:

— Нет, только после окончания. Нет-нет, после окончания.

«Андрей Рублев» и «Дядя Ваня»

Правда свое слово нарушила. Перед самой защитой диплома приняла предложение с киностудии им. Довженко. Режиссер Антон Тимошин долго не мог найти актрису на главную роль в военную драму «Их знали только в лицо».

И тогда актриса Нина Веселова посоветовала свою знакомую, студентку пятого курса Мирошниченко, которая идеально попала в образ. Несмотря на малый опыт, актриса сумела сделать свою героиню выразительной и незабываемой.

А еще спустя несколько месяцев Ирина снялась у Андрея Тарковского в фильме «Андрей Рублев». Режиссер заприметил ее в кафе и долго пристально разглядывал. Ей даже стало неловко и неуютно от его взгляда.

Девушка поворачивала руку, демонстрируя незнакомцу обручальное кольцо на пальце. А потом, фыркнув, встала и ушла, даже не допив свой кофе.

И только на следующий день, когда ассистенты режиссера пригласили молодую актрису на пробы, она узнала, кем был тот мужчина, так бестактно ее разглядывающий.

— Вы меня узнаете? — спросил Тарковский Иру.

— Конечно, вы на меня вчера смотрели.

— Да, и я увидел, что у вас, как мне кажется, очень иконописное лицо. Давайте попробуем?

— Давайте.

Он утвердил ее на роль Марии Магдалины буквально сразу, едва увидев в гриме и парике. А потом были тяжелые, изнурительные съемки, ведь работать с Тарковским оказалось нелегко. Он был уже совершенно не тем, которого она видела в кафе, а нервным, издерганным и очень серьезным.

В кадре она появляется лишь однажды — после спора с Феофаном Греком. Но для этого эпизода юная актриса мужественно ходила босиком по снегу в холщовой рубахе на голое тело, дубль за дублем падала в снег, а зима в том году выдалась очень холодной.

Ирина показала режиссеру, что ради работы готова на все. Правда, после съемок слегла с воспалением легких.

Сразу же после окончания школы-студии Мирошниченко была принята в Московский Художественный театр, которому отдала всю свою жизнь. И практически сразу сыграла на его сцене главную роль — одну из «Трех сестер» — Ольгу. Затем была не менее интересная роль — Маша в «Чайке».

Параллельно с этим продолжалась и ее история в кино. После «Андрея Рублева» она сыграла в картине «Николай Бауман» и «Ошибка резидента»… А затем Андрей Кончаловский пригласил Ирину на роль Елены Андреевны в свою выдающуюся экранизацию пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня».

— А я вас знаю, вы моего брата в фильме назвали “идиотом”. Правильно сделали. Не хотите у меня сняться?- подмигнул ей Кончаловский.

Этот фильм до сих пор считается лучшей постановкой произведения, но в прокате картина с треском провалилась. Сама актриса считала свою роль одной из самых лучших не только своих работ, но и режиссера Андрея Кончаловского.

Новые отношения

В 1972 году в прокат вышел фильм литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса «Это сладкое слово – свобода!», ставшего для актрисы судьбоносным. На роль жгучей брюнетки латиноамериканки приехала пробоваться блондинка.

Но режиссер даже ухом не повел в ее сторону. И только когда Ирина надела черный парик и отыграла одну из сцен, ее утвердили на главную роль. Съемки картины происходили в Чили.

Уже в первые дни съемок между Ириной и Витаутасом возникла какая-то химия. То ли оба очень хотели что-то изменить в жизни, то ли просто так мечталось. Ей казалось, что это тот самый режиссер, который ее почувствует и поймет. А он думал, что вот, наконец, встретил актрису и только с ней теперь будет работать.

Они планировали снимать в Италии «Мадам Бовари». Вместе писали сценарий. А пока режиссер снимал Ирину в своей следующей картине — «Авария». Во время съемок он предложил ей стать его женой…

Оцените статью
В 18 лет замуж за своего учителя: история семьи Ирины Мирошниченко и как выглядели ее родители
Ольга Рождественская: ее голосом пели многие актеры, а она оставалась в тени