В 22 года стала кинозвездой мирового уровня, а в 28 была объявлена женой врага народа и лишилась всего, даже дома – актриса Эмма Цесарская

Эмма Цесарская была яркой звездой советского кино 20-30-х годов прошлого века, имела грандиозный успех у миллионов зрителей не только огромного СССР, но и многих зарубежных стран, включая США.

Карьера её началась сразу с главных ролей, в 17 лет она дебютировала в социальной драме «Бабы рязанские», в 21 год сыграла Аксинью в первой экранизации романа «Тихий Дон», а в 26-ть уже была удостоена почётного звания Заслуженной артистки РСФСР.

В неё был влюблён Михаил Шолохов, и другие яркие представители творческой интеллигенции тех лет, а также мужчины самых разных профессий и национальностей. Женщины завидовали её яркой, броской красоте и успеху, не подозревая, что уже через пару лет Эмма окажется изгоем – без мужа, жилья, и главное, без любимой работы.

Родилась будущая актриса в 1909 году в городе Екатеринославе Российской империи (сейчас город Днепропетровск) в обеспеченной еврейской семье. Её отец, Владимир Яковлевич Цесарский, был видным инженером, мама, Софья Эммануиловна вела дом и занималась воспитанием детей.

С малых лет у Эммы обнаружились выдающиеся музыкальные способности, она занималась музыкой по классу фортепиано, брала уроки вокала. После окончания школы она собиралась ехать в Москву поступать в консерваторию, с ней отправилась мать и старший брат, сначала сняли, а затем купили квартиру в Средне-Кисловском переулке, куда позже переехала вся семья.

В столице девушка передумала становиться пианисткой – она с детства была влюблена в кино, и неожиданно решила попробовать стать актрисой.

Эмма поступила в киношколу, и уже на втором году обучения была замечена режиссёрами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым, которые были восхищены её яркой природной красотой, чувственностью, блестящим воспитанием и образованием, и сразу утвердили на роль Василисы в свой фильм «Бабы рязанские».

*

Эта картина принесла Цесарской широкую известность и небывалый успех, критики, в том числе зарубежные, захлебывались восторженными отзывами о молодой одарённой актрисе, ей прочили блестящее будущее.

Поначалу так и было, Эмма стала часто сниматься, едва успевая совмещать учёбу и работу, а в 1930 году режиссёры, давшие её карьере такой яркий старт, без всяких проб утвердили Цесарскую на роль Аксиньи в первую немую версию экранизации «Тихого Дона» (фильм был озвучен в 1933 году).

Немецкая кинокомпания «Дерусса», принимавшая участие в работе над фильмом, а также кинопродюсеры Франции и Англии единодушно признали Эмму единственной фавориткой на роль Грушеньки в ленту «Братья Карамазовы», и пригласили её на съёмки, посулив баснословный гонорар.

Но чиновники всех заинтересованных стран не смогли договориться, и актриса так и не сыграла эту роль.

Германская кинофирма несколько раз присылала в Россию агентов с целью заключения с русской актрисой контрактов на съёмки, велись также разговоры с американской стороной – Цесарской предлагали долгосрочную работу в Голливуде. Но Эмма наотрез отказалась уезжать из родной страны, ещё не представляя, чем отплатит ей родина за такой патриотизм.

*

У красивой молодой девушки случались лёгкие романы с поклонниками, но ни с кем она не сближалась и не строила далекоидущих планов, словно ждала своего любимого и единственного. Интересные, но абсолютно платонические отношения сложились у неё с американским инженером Зарой Уиткином, который влюбился в Эмму с первого взгляда, едва увидев на экране.

Он приложил все усилия, чтобы побыстрее оформить визу и уехать работать в Советский Союз, надеясь разыскать предмет своего обожания и познакомиться с ней. Через какое-то время мужчине удалось осуществить желаемое – он увидел актрису прямо на улице, на Петровке, и смог завязать с ней знакомство.

Позже они подружились, Зара учил Эмму английскому языку, а она его – русскому, они часто встречались и приятно проводили время, но Уиткен считал девушку невестой, и был уверен, что у них роман, она же относилась к нему чисто по-приятельски.

В те годы она уже была штатной актрисой кинофабрики «Совкино», много снималась, вела интересную, наполненную самыми разнообразными событиями жизнь.

*

Но в 1934 году Цесарская заметно изменилась – стала замкнутой и задумчивой, перестала выходить с Уиткеном в свет, и вообще всячески избегала встреч с ним.

Как выяснилось позже, Эмма влюбилась, и даже собиралась выйти замуж за своего избранника, но не знала, как сообщить об этом Заре – она видела, как сильно он в неё влюблён, и щадила его чувства, в силу своей тактичности не могла нанести такой удар.

Ситуация вскоре разрешилась сама собой, Уиткена вызвали в представительство США и настойчиво порекомендовали как можно быстрее уехать из страны – в те годы над каждым иностранцем, работавшим на благо молодого государства, нависла угроза быть арестованным за шпионаж.

Разочарованный инженер уехал, а спустя годы написал книгу, посвящённую любимой русской женщине, где подробно описал свою жизнь в СССР. А Эмма после его отъезда вышла замуж за любимого человека, сотрудника НКВД, капитана госбезопасности Макса Осиповича Станиславского, и это счастливое событие вскоре сломало ей всю жизнь.

Супруги прожили в любви и согласии чуть больше трёх лет, а весной 1937 года мужа Эммы арестовали в результате внутренних чисток в НКВД, обвинили в шпионаже и измене родине и летом того же года расстреляли.

Актриса много лет не знала, что случилось с Максом, ждала его больше 20-ти лет, пока в 1959 году ей не прислали документы о его посмертной реабилитации и восстановлении в рядах компартии.

Сама она прожила эти годы словно во сне – после ареста мужа её с полуторагодовалым сыном выселили из четырёхкомнатной квартиры и вывезли в барак на окраине Москвы, битком набитый такими же жёнами репрессированных.

Всё имущество конфисковали, Цесарскую объявили женой врага народа и сняли со всех ролей, не дали даже завершить работу над фильмом «Дочь Родины», хоть все сцены с ней уже были отсняты, оставался только дубляж.

Актриса ходила по инстанциям, за неё хлопотали многие высокопоставленные работники культуры, сам Михаил Шолохов много сделал для того, чтобы его любимую Аксинью через год вернули на экраны. Конечно, ни о главных ролях, ни о былой славе речь не шла, Эмма Владимировна была рада уже тому, что разрешили сниматься, пусть даже в эпизодических ролях.

Её приняли в штат Центральной студии киноактёра, время от времени давали и театральные, и кинороли, но это было настолько редко, что Цесарская вздохнула с облегчением, когда пришла пора уходить на пенсию. Свою последнюю роль буфетчицы Анны Ивановны в комедии «Спящий лев» она сыграла в 1965 году, и больше на экране не появлялась.

После выхода на заслуженный отдых актриса вела тихий, замкнутый образ жизни, мало с кем общаясь из бывших коллег, избегая журналистов и не появляясь на официальных мероприятиях даже если организаторы просили и уговаривали. Эмма Цесарская ушла из жизни в феврале 1990-го в возрасте 80 лет, была похоронена на 1-м участке Донского кладбища столицы.

Оцените статью
В 22 года стала кинозвездой мирового уровня, а в 28 была объявлена женой врага народа и лишилась всего, даже дома – актриса Эмма Цесарская
Советский и литовский актёр Ромуальдас Раманаускас: «Я люблю русских за доброжелательность, сочувствие и теплоту»