Судьба любимой всеми Фроси Бурлаковой во многом похожа на судьбу исполнительницы этой роли Екатерины Савиновой, вот только актриса прожила куда более трагичную, полную отчаяния жизнь.
Савиновой просто не позволили заниматься любимым делом, в результате этого запрета была сломана судьба актрисы.
Какая чудовищная несправедливость, когда природа наделяет ярким талантом, а фортуна, словно вступая с ней в спор, сначала даёт шанс проявить необыкновенный дар, а затем жестоко лишает всех возможностей.
Девочка Катя родилась в 1926 в Ельцовке Алтайского края. Савинова была третьим ребенком в семье бедного крестьянина и его супруги.
В 1944 году будущая звезда кинематографа окончила среднюю школу в Ельцовке. А после школы решила стать артисткой.
Решение смелое, почти безумное. Москва далеко, да и в стране голод, разруха. Шел 1944-й фронтовой год. Но жизнерадостная красавица Катя поехала в Москву в единственном платьице — «мамином выходном».
Приходите завтра
Дорога до столицы была долгой, и девушка с очаровательными ямочками, как и в фильме «Приходите завтра», опоздала на вступительные экзамены во ВГИК.
Никто ее специально смотреть не стал. Перекинув валенки через плечо, отважная сибирячка стала обходить вузы на удачу. И место нашлось – в землеустроительном.
Однако свою мечту стать актрисой Савинова не похоронила. Девушка ревностно следила за тем, что происходит в заветном театральном.
И уже через полгода Савинова сбежала и инженерного института.
Азам актерской профессии Екатерину научил Василий Ванин, на курсы которого она записалась. «Талант у тебя огромный, — сразу сказал ей народный артист СССР. — Но исключительно театральный!»
Савинова с ним не согласилась и уже летом 1945 года поступила во ВГИК.
Из конкурса в три тысячи человек на место, приемная комиссия выбрала всего 40 кандидатов, из которых к первой сессии осталось 20. В их числе была Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов… и Екатерина Савинова.
В 1950 году все трое получили дипломы.
Первая и единственная любовь Екатерины
Молодых людей свел институт кинематографии, где они оба учились. Все началось с того, что студента Евгения Ташкова на одну ночь подселили в комнату Кати и ее подружки, поскольку мест для юношей в общежитии не было. Тогда парня покорил звонкий голос девушки. Молодые люди начали дружить, а со второго курса у них начался роман.
Уже тогда их однокурсники, видя влюбленную парочку, предполагали, что им суждено быть вместе. Так и случилось – после окончания ВГИКа Савинова и Ташков поженились (1951). Молодоженам было по 25 лет.
Проклятье Пырьева
Свою первую роль Екатерина получила, когда ей было 24 года, и она еще училась во ВГИКе. Это событие стало для нее настоящим подарком, потому что в то время молодым актерам было не так просто попасть в «серьезный» фильм уровня «Кубанские казаки». Увы, красивая молодая Катя не знала, какой бедой обернется для нее этот «подарок».
На съемках фильма на Савинову положил глаз режиссер кинокартины Иван Пырьев. Амбициозный, уже получивший к тому времени звание народного артиста и пять сталинских премий, глава «Мосфильма» был уверен, что деревенская простушка с дивным голосом и миловидным лицом ответит ему взаимностью.
Но Екатерина не считала себя крепостной актрисой, она была гордой советской девушкой, и не приняла его ухаживаний. Кроме того, Савинова уже встретила свою большую любовь и будущего мужа, так что все знаки внимания со стороны режиссера пропускала мимо.
Но Пырьев не сдавался и однажды позвал Катю для «работы над ролью». Когда актриса поняла, что это лишь предлог, влепила главному советскому постановщику пощечину. И заплатила за нее слишком дорого. К великому сожалению, ее земляк Пырьев не был рыцарем, за свои неудачи на любовном фронте он мстил долго и жестоко.
Произошло то, что происходило со всеми слишком строптивыми актрисами: властной рукой председателя Союза кинематографистов СССР и директора Мосфильма Пырьев занес имя Савиновой в черный список. Его веское слово навсегда закрыло для Кати двери в большой кинематограф и о серьезных ролях ей пришлось забыть. Она снималась, но играла лишь эпизодических, второстепенных героев.
Несколько раз Савиновой предлагали хорошие роли, она успешно проходила пробы, ее утверждали… и в последний момент передумывали. За всем этим, разумеется, стояла тень Ивана Пырьева, который не мог забыть обиду и раз за разом вмешивался в судьбу актрисы.
Талантливая и жизнерадостная актриса, способная своей энергией и одаренностью подарить миру не одну восхитительную киноработу, по мановению руки обиженного мужчины вдруг осталась невостребованной.
Чтобы хоть что-то делать, Екатерина поступила в «гнесинку» и окончила ее с отличием.
В 1957-м у Жени и Кати родился сын Андрей. Заниматься мальчиком свободной актрисе не доставляет особых хлопот. Настоящим страданием становятся похороны собственного таланта.
«Приходите завтра»
К 33 годам она так и не сыграла ни одной заметной роли. Устав смотреть, как мучается супруга, Евгений Ташков решает сделать любимой подарок — снять фильм для нее, используя Катину фактурную личность.
К тому времени он стал известным кинорежиссёром и мог настаивать на своём.
«Не от мира сего» – рабочее название фильма «Приходите завтра…», прославившего Савинову.
Для сценария Ташков взял самый избитый сюжет, какой только пришёл в голову: деревенская девушка, приехавшая покорять столицу, а, может, весь мир. Режиссёр вспоминал, каким отвратительно бездарным получился первый вариант сценария, и ему полностью пришлось переделывать сюжет и диалоги.
Катя с воодушевлением помогала мужу: предложила внести множество интересных эпизодов, основанных на случаях из жизни. У неё была замечательная способность запоминать события до мельчайших подробностей.
В итоге получилась гениальная картина – отражение биографии самой Екатерины Савиновой, рассказ о ее первых днях в столице. Так же, как Фрося, Катя была неправдоподобно простодушна и наивна. Савинова смогла сыграть 18-летнюю студентку в 34 года, показала свой темперамент и явила, наконец, миру свой уникальный вокал.
Чтобы избежать влияния Пырьева, съёмочная группа выехала в Одессу. Но и на Одесской киностудии режиссёр долго не мог приступить к работе: директор студии опасался немилости московских киновластей. В середине работы над фильмом обиженка Пырьев таки присылает в провинцию комиссию, которая ставит вердикт: кино никуда не годится, актриса — бездарность. Съёмки остановить.
Ташков вынужден изощряться, чтобы продолжить работу и делает «ход конём» — сам сообщает начальству о приличных затратах на создание фильма и приостановке съемок без уважительных причин. Что же, народные деньги пропадут по произволу неграмотных чиновников? Упоминание о разбазаривании бюджетных средств оказалось действенным: киноначальство дало «добро» закончить фильм.
И это не все неприятности трудной дороги картины на пути к широкому экрану: она пролежала на полке полгода и чудом вышла в прокат. Меньше чем за год его посмотрели почти 16 миллионов человек. Лента вошла в золотую обойму советского кинематографа, а Екатерина Савинова получила звание «Лучшая актриса года».
Тяжелая болезнь
Беда, перевернувшая всю дальнейшую жизнь актрисы, случилась еще во время съемок ее главного фильма. Купив на рынке у случайной женщины парное молоко, Савинова тут же напилась его, не подвергнув термической обработке и заразилась бруцеллезом — редким инфекционным заболеванием.
Актриса, конечно, не подозревала об этом. Почувствовав себя в родной стихии, Катя работала без передышки. Она даже не признавалась, что уже полгода выходит на площадку с температурой 37,4. Все вышло наружу, когда актрисе стало совсем плохо. Режиссер остановил съемки и занялся лечением супруги.
Врачи не сразу определили диагноз, а когда им это удалось – оказалось, что бруцеллез уже поразил мозг и нервную систему актрисы. Она продолжала съемки, чередуя их с лечением, но постепенно периоды обострения болезни затягивались. Бруцеллез спровоцировал необратимые изменения психики — шизофрению. Савинова начала слышать голоса в голове.
Несмотря на болезнь, Екатерина снялась в нескольких кинофильмах, вышедших на экраны в середине 60-х, в том числе в «Свадьбе Бальзаминова».
Со временем промежутки между приступами становились все меньше, болезнь отнимала все силы.
В 37 лет Екатерина уже не могла ни играть на сцене, ни заниматься сыном. А муж постоянно был на съемках. Актрисе наняли сиделку.
В периоды просветления Савинова осознавала, что это конец, и не хотела быть обузой для любимых людей.
В апреле 1970 года Екатерина, ускользнув из дома, отправилась к сестре в Новосибирск.
Из воспоминаний актрисы Клары Лучко:
«Через некоторое время она снова позвонила мне и сказала, что едет в Сибирь к своей сестре: очень соскучилась, — и что внутренний голос сказал ей, чтобы она попрощалась со мной и чтобы я простила ее. Голос ее звучал хрипло и тревожно. Это был последний наш разговор. У сестры она была весёлая, вспомнила своё детство. Но в то же время куда‑то уходила из дома.
Потом уже люди говорили, что видели ее на станции — она встречала московский поезд. В тот роковой день Катя вымыла пол, прибралась в квартире сестры, надела своё самое нарядное платье и ушла на станцию. Появился поезд. …Она спокойно пошла по рельсам навстречу этому поезду и… исчезла навсегда».
Свою жизнь Екатерина Савинова решила закончить как Анна Каренина, монолог которой читала при вступлении во ВГИК.
В это время муж и сын актрисы нашли на кухне прощальное письмо, в котором она просила прощения у сына, объясняя, что дальше ее болезнь будет только прогрессировать. Она хотела, чтобы ее поняли. И — не плакали по ней.
«Приходите завтра» – единственный известный фильм, где актриса играет главную роль.
Возможно, всесильный Иван Пырьев был доволен, что испортил жизнь исключительно талантливой и неординарной Савиновой, однако в конечном счете от его жестокости и мстительности в проигрыше остался и отечественный кинематограф и мы, простые зрители.
Но, несмотря ни на каких Пырьевых, мы помним уникальную Фросю Бурлакову, и будем снова и снова пересматривать незабвенный фильм «Приходите завтра» с Екатериной Савиновой в главной роли.