В 70 лет сыграла 20-летнюю. «Вечно молодая» Любовь Орлова: о чем молчала икона советского кинематографа

Любовь Орлова стала первой звездой советского кинематографа – той актрисой, о которой впервые заговорили за пределами СССР, и женщиной, которая не боялась заявить своих прав на свободу, независимость, личное счастье и творчество…

Кумир миллионов, пережившая стремительный взлёт карьеры и поднявшаяся до статуса «небожителя от кино». Ей завидовала сама Ладынина. Но и Орлова все же имела свои слабости – она до ужаса боялась старости и даже, казалось, всесильный Александров не в состоянии был ей помочь…

Из дворян в таперы

Детство будущей великой актрисы началось в Звенигороде. Люба была потомком двух дворянских родов, а потому никаких проблем с воспитанием и образованием у девочки не было. Она родилась в 1902 году, когда «дух предстоящих революций» и потрясений уже витал в воздухе.

Правда, если верить словам незабвенной Фаины Раневской, будущая актриса все же родилась на десять лет раньше. Десять лет она «потеряла», когда советское правительство в начале тридцатых взялось менять документы. Возраст в новые паспорта записывали исключительно со слов самих граждан.

Домашние педагоги, детские спектакли, развитие творческих способностей – всему этому родители маленькой Любы уделяли огромное внимание и даже отдали талантливого ребёнка в музыкальную школу в класс фортепиано. Если бы они только знали, что полезное умение не только прославит их дочь, но и спасёт ей жизнь…

Революции жестоко прошлись по намеченному безоблачному будущему Любочки. Впрочем, передряги лишь укрепили волю Орловой и подарили стремление жить здесь и сейчас.

Материальные трудности заставили её испытывать голод, но она нашла применение своим способностям – устроилась тапером и сопровождала музыкой сеансы немого кино. Одновременно пошла учиться в Московский театральный техникум и закончила в нём хореографическое отделение.

Штыками из постели

Уже скоро Люба стала работать в музыкальной студии МХАТа. Тогда же начала получать эпизодические роли в спектаклях и танцевала в кордебалете.

Встреча с Григорием Александровым была впереди, а в то время Орлова повстречала свою первую любовь – экономиста и политического деятеля Андрея Берзина. Их страстный роман закончился браком актрисы и политика, вот только счастливо пожить супругам не удалось.

Андрея вскоре арестовали по знаменитому делу «Трудовой крестьянской партии». Причём задержание происходило чрезвычайно жестоко. Берзина буквально штыками выгоняли из постели, а Любовь так никогда и не смогла забыть ужасов той ночи. Её сердце было навеки разбито.

В ту ночь Орлова усвоила главный урок: в беспощадной борьбе нужно стать счастливой, иначе однажды вот так придут и снова заберут всё…

«Зрелая любовь»

Романы с собственным импресарио и военным атташе в немецком посольстве к счастью в личной жизни не привели. Поэтому Люба погрузилась в работу. Орлова работала в Московском академическом музыкальном театре и однажды всё-таки добилась успеха – ей дали главную роль в спектакле «Перикола».

Знакомство со знаменитым Григорием Александровым произошло как раз после представления и растянулось на долгие годы творческого союза и крепкого брака.

Любовь к Александрову уже не носила характер безудержной страсти, как это было в бытность первого брака. Но актриса все же сумела стать счастливой.

Секрет взаимоотношений с режиссёром был в том, что паре удалось построить совершенно обособленный, свой мир. В нём как-будто не было «советской действительности». Были только успех, свет софитов и обворожительная актриса – по одну сторону и спокойная, умиротворённая семейная жизнь – по другую.

Дебютом Орловой в кино стал фильм «Любовь Алены», а уже следующий — «Весёлые ребята» – поднял её на вершину.

По легенде, Иосиф Виссарионович Сталин, посмотрев картину, выразил своё восхищение словами: «Как будто в отпуск съездил», а актриса моментально стала звездой. Далее последовали «Волга-Волга» и «Цирк», которые буквально свели советского зрителя с ума.

Кажущаяся нелогичность успеха стали результатом последующей «мифологизации» жизни актрисы. На самом деле популярность Орловой объяснялось просто – она была очень яркой актрисой. Не талантливой, не утончённой, а яркой.

Советскому кино не хватало именно такого жизнерадостного света, а в Орловой он был. Это и заставило Александрова попробовать сделать из артистки оперетты звезду кино.

Соперница

Роли сыпались одна за другой. Казалось, звездную пару ни что не в состоянии сместить в Олимпа. Вот только очень скоро на горизонте наметился новый творческий дуэт – Пырьев-Ладынина.

Пырьев, успевший прочувствовать немилость властей на собственной шкуре, стремился максимально угодить партийной верхушке. Быстро поняв, что фильмы про колхозниц и работниц попадают «в яблочко», режиссер загнал свою жену в вечное амплуа колхозной работницы.

Ни для кого не было секретом, что Пырьев вспыльчив и резок с актерами во время съемок. Для Ладыниной он не делал исключений. К тому же о его любовных похождениях гудела вся актерская публика.

Вскоре фильмы с участием Ладыниной собирали полные кинотеатры, задвинув славу Орловой на задний план. Вот только никто не догадывался, что сама Марина завидует Орловой. Как женщине. В то время как Ладынина примеряла очередной образ колхозницы Орлова в обворожительных нарядах отплясывала в своих фильмах.

Да и отношения между Александровым и Орловой были куда более трепетными. Режиссер был готов на все, лишь бы ублажить свою возлюбленную.

Вот только в этой погоне за «красивым» кадром постепенно стало «страдать качество» картин. Режиссер нередко жертвовал сюжетом ради того, чтобы Люба могла блеснуть во всей красе.

Сначала это никак не сказывалось на карьере, ведь актриса все еще была хороша собой и долгое время несла за собой популярность по инерции. Ей до поры не был интересен материал – важно было «оставаться на плаву» и продолжать доказывать несправедливому миру, что актриса Орлова обречена на вечный успех.

Королева в жизни

Домашний мир актрисы был устроен по совершенно другим законам. В нём не было никаких шумных вечеров, торжественных приёмов и посиделок с друзьями. Для этого существовали дома друзей, а их с Александровым жилище тщательно оберегалось от любого проникновения извне.

Детей Орлова не хотела и никто так никогда и не узнал, по какой причине. Она не любила распространяться на эту тему. Хотя логично предположить, что актриса пожертвовала материнством ради карьеры. Любови и Григорию было хорошо вдвоём, они жили самодостаточной и ни от кого не зависящей парой.

Зависели только от власти. И если Александров в этом отношении частенько бывал подобострастен, то Орлова втайне ненавидела Сталина. Она прекрасно помнила, кому была обязана потерей первого мужа, а по легенде даже однажды задала генералиссимусу прямой вопрос, мол, что ему известно о судьбе Андрея Гаспаровича Берзина.

 В этом была вся Любовь – она только внешне носила маску конформизма, а вот волевой характер скрывать не собиралась.

Железная воля и самодисциплина помогала ей долго сохранять молодость. Так это выглядело в глазах окружающих, но самой Орловой давалось ценой постоянной и тяжёлой работы над собой. Она регулярно занималась у балетного станка.

Поговаривают, были и другие секреты вечной молодости. Мол, оп утрам актриса каждый день пила коньяк. Он помогал в разглаживании морщин. Были и другие секретные методы…

Орлова одна из первых прибегла к услугам пластических хирургов. Этому мало кто верил, потому что для большинства советских женщин пластическая хирургия была чем-то из области фантастики.

Полный провал

Успешные съёмки в кино закончились ещё в далёком 1947 году с выходом фильма «Весна». В дальнейшем все роли Любови Орловой были откровенно проходными, а она не страдала – работала в Театре Моссовета, в котором скорее «несла свой звёздный статус» и являлась одним из его живых символов советской эпохи.

Вот только ролей в театре ей было мало. Часть у неё невольно «отжимала» её лучшая подруга – Фаина Раневская, а на другие чаще всего брали актрис моложе. Это до глубины души задевало актрису. Ведь она категорически не хотела стареть.

Григорий, видя терзания жены, решил снять фильм, в котором она могла блистать во всей своей красе. Так зародилась идея картины «Скворец и Лира», в которой Любовь сыграла двадцатилетнюю. На самом деле актрисе на тот момент был 71 год, а если предположить, что, Раневская была права и Орлова действительно списала себе десять лет, то все 80 лет.

Картина вышла в ограниченный прокат в 1974 году. Увиденное на экране вернуло актрису с небес на землю, она нашла в себе мужество признаться, что не сможет всю жизнь выглядеть так же хорошо, как в молодости.

Вопрос решился самой же Орловой. Её авторитет в стенах «Мосфильма» был непререкаем, поэтому по требованию самой актрисы «Скворец и Лира» был изъят из проката.

Последние годы жизни легенда отечественного кинематографа провела в основном на даче во Внуково. Она смирилась с фактом, что больше не может постоянно радовать зрителя на экране, но продолжила радовать саму себя.

До последних дней Любовь Орлова работала над собой: продолжала заниматься балетом и гимнастикой и по-прежнему не допускала в свою жизнь ничего лишнего. Она не знала, что тяжело больна, Александров запретил сообщать об этом жене, зная, что она все равно не согласится на сложное лечение.

Оцените статью
В 70 лет сыграла 20-летнюю. «Вечно молодая» Любовь Орлова: о чем молчала икона советского кинематографа
«Ставьте на кон супругу – это ваш последний шанс отыграться», — посоветовал граф