Она боялась его больше всего на свете. И всякий раз, когда он приближался к ее комнате, все нутро ее сжималось — она знала, что сейчас на ней появятся новые синяки…
Юлия слышала его шаги, и молилась лишь об одном: чтобы все, что сейчас произойдет в этой комнате, закончилось навсегда…
Важный гость
Юлия Гревс родилась в 1829 году и была дочерью англичанина Якоба Гревса — придворного врача при императоре Александре I. Отец ее сопровождал императора в ту саму поездку в Таганрог, где тот и скончался в 1825 году. А после Якоб отошел от двора и занимался частной практикой.
Отец дал Юлии хорошее образование: она знала несколько языков, играла на фортепиано, много читала. В 18 лет она начала работать гувернанткой в одной обеспеченной и влиятельной семье — на попечении Юлии были младшие дети, а старшие дочери были ее ровесницами.
Примерно через год в доме, где работала Юлия, ждали важного гостя — прославленного художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. В то время художник был уже известным и богатым, он считался одним из самых завидных женихов Петербурга. Собственно, поэтому его и пригласили — у хозяев две старшие дочери были на выданье.
31-летнему Айвазовскому хозяин сразу же представил своих дочерей. Обе девушки весь вечер пытались привлечь к себе внимание художника. Но Айвазовский лишь из вежливости общался с ними и хотел уже найти предлог, чтобы уйти, как вдруг в зал вошли младшие дети с гувернанткой.
Юлия, одетая в темно-синее строгое платье, была очаровательна. Айвазовскому уже не хотелось уходить, он украдкой поглядывал на юную гувернантку и очень хотел с ней познакомиться, но ее ему даже не представили.
Художник нашел способ и познакомиться с Юлией, и чаще ее видеть. Он предложил давать уроки живописи младшим детям, за которыми как раз и присматривала наша героиня. Хозяева с радостью согласились, предположив, что Айвазовскому понравилась одна из их старших дочерей.
Но сердце художника было уже полностью занято Юлией. Правда, поговорить с ней толком не получалось — он мог видеть ее только во время уроков живописи.
Тогда Айвазовский написал Юлии записку, где рассказал о своих чувствах и предложил ей руку и сердце.
— Юлия Яковлевна, вот возьмите, и непременно прочтите. Я приду послезавтра и буду ждать вашего ответа, — сказал художник.
Юлия Гревс приняла его предложение.
От любви до ненависти
В 1848 году Иван Айвазовский и Юлия Гревс поженились. В обществе этот союз назвали мезальянсом.
— Он мог бы найти лучшую партию. У нее же нет никакого приданого, — шептались у молодоженов за спиной.
Но Айвазовский не обращал внимания на эти разговоры. Он был счастлив с Юлией и ему было совершенно все равно, что она бесприданница.
«Спешу сказать вам о моем счастье. Правда, я женился … Теперь я счастлив так, что не мог представить и половины этого. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так, как я женился», — пишет Айвазовский в письме своего другу.
И действительно, именно в этот период счастья написана знаменитая картина «Девятый вал», которая принесла Айвазовскому мировую известность.
Из Петербурга Айвазовский увез молодую жену в Феодосию — на свою родину, потому что жизни без моря он не представлял. У супругов родились четыре дочери, Юлия сопровождала мужа в поездках и на выставках, они вместе принимали участие в раскопках в Феодосии и находили ценные артефакты. В общем, на первый взгляд семейная идиллия, не иначе.
Но на самом деле в их жизни было не все так просто….
Спустя 12 лет брака Юлия написала письмо императору Александру II, где просила защиты от мужа-тирана. Юлия в подробностях описала, что Айвазовский только на людях обращался с ней хорошо, а дома был очень жесток с ней и детьми.
Письмо это было длинными, мы приведем лишь некоторые цитаты из него:
«Мы с детьми вздрагивали, когда слышали приближающиеся его шаги … В припадке бешенства он схватил меня за горло, и я была освобождена из его рук сестрой доктора Эргардта, которая в то время находилась у нас в доме….
Другой раз он вывихнул мне руку … С угрозой меня зарезать, он бросился на меня, больную женщину, с бритвой, я успела с силой, которую дает иногда отчаяние, вырвать ее из его рук и выбросить в открытое окно… Ревнивый и властолюбивый его характер приучил меня к покорности и боязни мужа»
Письмо император не получил — разбирательства начались на местном уровне. Юлия, которая от такой жизни и постоянных переживаний была больна, уехала вместе с детьми в Одессу, а самого Айвазовского вызвали на допрос.
— Иван Константинович, нам стало известно о вашем недостойном поведении в отношении вашей супруги. Объяснитесь, пожалуйста, — попросил художника шеф Отдельного корпуса жандармов Петр Андреевич Шувалов.
Айвазовский был ярости от того, что Юлия предает огласке их личную жизнь, и утверждал, что она пытается его оговорить. Художник считал, что жена хочет «незаконно отобрать у него имение, имущество, оставить без хлеба насущного», и вообще она ему неверна, и он намерен это доказать.
Но у жандармов было предостаточно доказательств и свидетелей жестокости Айвазовского — гости, бывавшие в их доме, родственники, слуги и др. Отпираться было бесполезно.
Супруги стали жить раздельно, при этом Айвазовский регулярно отправлял деньги жене и детям. А через некоторое время художник сам попросил Синод их развести.
«…Я многие годы терпеливо относился к недостаткам жены. …Перенесенное ею в 1857 г. нервное заболевание еще более несносным сделало ее характер. Исчезло спокойствие в моем доме. Она клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми….
Моя жена Юлия, относясь ко мне враждебно, живет в столице за мой счет, часто путешествует в Австрию, Францию, Германию, вовлекая меня в колоссальные расходы…» — пишет Айвазовский в своем ходатайстве.
Позже биографы Ивана Айвазовского пришли к выводу, что причиной разлада в семье было не только поведение художника, но и Юлии. Она не хотела жить в Феодосии, считая, что это глушь. Ее тянуло в Петербург, где кипела вся светская жизнь — балы, приемы, салоны.
К тому же там больше достойных женихов, а у Айвазовских было 4 дочери, которым нужно было устраивать жизнь. Но художник хотел жить только в Феодосии, рядом с морем.
Тогда Юлия пыталась у себя дома организовывать светские мероприятия и приемы, но Айвазовский идею не поддержал и всячески это пресекал.
В общем, история эта начиналась очень романтично и красиво, но со временем супруги отдалялись друг от друга, и не могли ни в чем найти компромисс. Ну и вишенка на торте — вспыльчивый характер художника, который действительно мог поднять на Юлию руку.
В итоге в 1877 году супруги официально развелись. Юлия больше не выходила замуж и умерла в 1900 году.
А вот Айвазовский после развода снова попытался устроить личную жизнь, и женился на армянке Анне Саркисовой-Бурназян, которая была на 40 лет его моложе. Поговаривали, что и в этом браке Айвазовский был груб с женой.