В конце жизни Игорь Дмитриев остался совсем один: сын сбежал в Америку, жена уехала к нему, а он отказался, до последнего радуя зрителей

Один из самых колоритных актёров советского кинематографа, веселый балагур и шутник, «народный маркиз Советского Союза». Его розыгрыши еще долго вспоминали коллеги, а поклонники помнят по замечательным ролям.

О нём ходило много разговоров, что он разбил не одно женское сердце, что поклонницы не давали проходу, провожая до подъезда и встречая у входа в театр. Но все они не имели шансов — Игорь Дмитриев был безнадежно женат.

Всю жизнь он прожил с одной единственной женщиной, которую встретил еще в раннем детстве, а потом потерял.

До распада Советского Союза Игорь Дмитриев привычно указывал во всех анкетах, что происходит из рабоче-крестьянской семьи. Хотя его манеры, внешний вид и поведение были безукоризненны, как у человека «голубых кровей».

Только в девяностых актер приоткрыл завесу своей родословной. Этот аристократизм был не наигранный, а самый что ни на есть настоящий. Дмитриев — праправнук фрейлины Анны Шерер. Той самой, которая служила императрице Марии Фёдоровне. Это сценой в её салоне начинается роман «Война и мир» Льва Толстого.

Оказывается, прадед Игоря Борисовича был незаконнорожденным ребёнком дворовой девушки Авдотьи и Адама, сына Анны Павловны Шерер. Это было реальное лицо, и Лев Николаевич вывел ее в романе под настоящей фамилией.

Когда мальчик родился, императорская фрейлина «выкупила» у Авдотьи своего внука. Затем подарила своей крепостной вольную, а та оставила бабушке-аристократке малыша, которого назвали Адольфом.

Таким образом, бабушка артиста Александра Шерер – это дочь Адольфа. Когда она выросла, то партию ей составил Пётр Дмитриев, офицер царской кавалерии.

Будущий актер родился в мае 1927 года в городе на Неве. Его отец (именно по нему прослеживается связь с царской фрейлиной) Борис Дмитриев, был яхтсменом. Но с матерью, балериной Еленой Таубер, он разошёлся очень рано. Сын даже не успел запомнить его лицо.

Тем не менее с родителями по отцовской линии у мальчика сложились прекрасные отношения. Ну а непосредственным воспитанием ребенка занималась мама. После рождения сына женщина оставила балет и занялась преподаванием в танцевальном училище, где Игорь очень любил проводить время.

Когда в их с мамой дом приходили такие же красивые и уточненные подруги, как и она сама, мальчишка мог часами сидеть и слушать их разговоры. Конечно, такое воспитание не могло не сказаться на его внутреннем восприятии мира. Но ясно одно: он вырос прекрасным сыном и замечательным человеком — добрым, тонко чувствующим и очень ранимым.

Незадолго на начала войны Игорь случайно попал на киносъемки картины «Голос Тараса», где ему досталась роль польского гимназиста. С тех пор он не переставал думать о кино. И даже начало войны не спутало его планы.

В Перми, куда юноша был эвакуирован вместе с мамой, Дмитриев поступил в театральную студию. Молодого человека с удовольствием приглашали на сцену местного театра. И, конечно же, он был частым гостем в госпиталях. Выступать для раненых было для него большой радостью и честью.

Встретив Великую Победу на Урале, парень засобирался в столицу. Хотя в Пермском драмтеатре ему уже приготовили место. Но он хотел учиться, выбрав для этого Школу-студию МХАТа. После окончания студии у Дмитриева была возможность остаться в Москве, но его тянуло в родной Ленинград.

Дворянское происхождение не мешало Игорю водить дружбу с местными хулиганами, курить «Беломорканал» и крепко выражаться. При этом он был большим жизнелюбом, редко ходил мрачным и умел радоваться мелочам.

А еще он как то по-особенному шутил и обожал розыгрыши, от которых частенько страдали его друзья и коллеги, да и он сам.

Еще на заре карьеры Дмитриев играл молодого мятежника в спектакле про французскую революцию. По сюжету он, будучи тяжело раненым, должен был принести знамя на своём теле и умереть на руках товарищей. Перед спектаклем актер взял бороду в реквизиторской комнате и, приклеив себе на грудь, прикрыл все это дело одеждой.

Когда наступило время нужной сцены, революционер прибежал на баррикады, товарищи расстегнули его рубашку, а там…борода. Разумеется, весь зал покатывался со смеху. Спектакль был сорван, а Дмитриеву объявили выговор.

Но именно таким его и любили: благородным, с утончённой душой русского интеллигента и огромным талантом.

Уже в Ленинграде Игорь Борисович стал членом труппы театра Комиссаржевской. Прослужил там почти двадцать лет и был несправедливо уволен. Причиной послужила поездка актера в Италию, куда его пригласили друзья-коммунисты.

В 1967 году получить такое приглашение советскому актеру было большой удачей, и он, естественно, согласился. Худрука и директора театра предупредил заранее. Но по приезду актера ждало неприятное известие — его уволили. Причину указали следующую: неявка на собрание труппы.

Это было показательное решение. Труппа театра точно знала: Дмитриева лишили работы в назидание им. Позже руководство одумалось и пригласило Игоря Борисовича обратно. Но тот отказался, посчитав возвращение унижением собственного достоинства.

Дмитриев решил полностью посвятить себя кинематографу. О его ролях и образах в кинокартинах, вошедших в Золотую коллекцию русского кино, можно писать бесконечно.

Неподражаемый, неповторимый, единственный в своём роде, любая роль которого, даже самая маленькая — тонкая, филигранная игра. Про таких обычно говорят: увидишь и не забудешь.

Как он хорош в «Сильве», в «Собаке на сене». А их потрясающий дуэт с Далем в «Принце Флоризеле». Совершенно восхитительный граф Нулин в «Зайчике». Рроль казачьего офицера Листницкого в «Тихом доне» станет и для него самой любимой на всю жизнь.

Одним словом, что ни роль, то в десятку. Лицо, манеры, голос… Он был воистину «настоящим аристократом Советского Союза». И это большое счастье, что сохранились фильмы с его участием и сегодня есть возможность их пересматривать и видеть на экране любимого артиста.

Кино Игорь Борисович очень любил, но отчаянно тосковал по театру. На сцене Ленинградского Театра Комедии ему удалось поставить два моноспекталя, чтобы ощущать отклик зрителя и слышать аплодисменты. Очень колоритный, благородный, по большей части комедийный артист с обворожительным тембром в голосе просто заряжал зрительный зал своей виртуозной игрой.

В конце жизни народный артист много выступал на радио в радиоспектаклях, вёл передачу «Ритмы планеты». Ну и, конечно, кто же забудет его волшебный голос в «Смешариках», где он читал текст от автора.

Кроме театра, в жизни актера была еще одна любовь. Игорь и Лариса учились вместе в школе, потом разъехались по разным городам и встретились уже в Москве, будучи студентами. Он учился на актера, она изучала полиграфическое дело.

Молодые люди много гуляли по столице. Однажды зашли в тир. Игорь загадал, что если девушка поразит три мишени, то они пойдут в ЗАГС. Онаа сбила больше, и они поженились.

Лариса была полной противоположностью доброму супругу, — строгая, холодная, временами даже жесткая. Но именно так две половинки дополняли друг друга. Артист очень любил жену. Уезжая на гастроли, каждый день писал ей трогательные письма. Она изредка отвечала.

В их семье не было ссор, взаимных упреков, обид. Они любили принимать гостей, особенно хозяин дома. Без его внимания никогда никто не оставался. Во время посиделок Игорь Борисович бесконечно острил и сыпал шутками.

Когда в семье появился сын Алёша из жизнь заиграла новыми красками. Мальчик родился крайне болезненным, родители и бабушки очень опекали и баловали его. Отец пытался привить сыну любовь к спорту, покупал то футбольный мяч, то теннисную ракетку. Но Алексею спорт категорически не нравился. Да и уроки в школе посещал с большой неохотой.

Тем не менее, окончив школу, Алексей поступил в Ленинградский университет, прекрасно знал несколько иностранных языков, в том числе такие экзотические, как хинди и телугу. На третьем курсе студента факультета востоковедения отправили на стажировку в Индию, откуда он не вернулся.

Ни родные, ни правоохранительные органы долгое время ничего о нем не знали. Игоря Борисовича осаждали звонками из ВУЗа, вызывали на допросы в КГБ. Но ответить несчастному отцу было нечего. Дмитриев действительно не знал о планах сына. Да и у самого Алексея, как выяснилось позже, решение о побеге из СССР родилось сиюминутно, он просто очень хотел попасть в США.

Дмитриеву-младшему удалось осуществить свои планы. С помощью фиктивного брака он попал в Америку и уже здесь встретил свою настоящую любовь. Родители смогли увидеть сына лишь в 1991, когда, перелетев океан, встретились с ним и его семьей.

К сожалению, на родину Игорь Борисович возвращался один. Лариса приняла решение остаться в Америке. Предлагала это и мужу, но тот категорически отказался. Актер ездил еще пару раз навестить внучек, но каждый раз хотел домой.

В 1998 году Лариса скончалась. Актер очень тяжело переживал эту утрату. Говорят, в последние годы жизни его все чаще можно было видеть за рабочим столом, где он любил перебирать семейные альбомы.

К концу жизни народного артиста стало подводить здоровье, случилось два инсульта. Дмитриев не был одинок, его опекал дальний родственник, иногда прилетал сын Алексей, предлагал переехать к нему. Игорь Борисович от переезда отказывался, хотел умереть на Родине, что и случилось зимой 2008 года. Ему было 80 лет.

PS: В середине 2000-х мне посчастливилось побывать на закрытом вечере, где Игорь Борисович самозабвенно читал Пушкина. Такого проникновенного исполнения мне больше не доводилось услышать. Он так растревожил наши души, что почти все в зале плакали.

После вечера народный артист подходил к гостям и интересовался, хорошо ли звучал его голос в дальних рядах… Такое забыть невозможно.

Оцените статью
В конце жизни Игорь Дмитриев остался совсем один: сын сбежал в Америку, жена уехала к нему, а он отказался, до последнего радуя зрителей
Тридцать три несчастья князя Сережи