«Валя-село, деревня и чучело»: так называли её однокурсники и режиссеры, но она всё выдержала. Запретный роман и любовь Валентины Теличкиной

— Нет, ну так настоящие актрисы не играют, — возмущались односельчане после просмотра фильма «Журналист».

— Зачем Валька в артистки шла?- поддакивали другие. — Чтобы вот так родителей позорить?

О том, что великий Сергей Герасимов настолько впечатлился тогда игрой Теличкиной, что даже снял следующий фильм «У озера» с ее участием, они, конечно же, еще не знали…

Счастливое детство

Валентина Теличкина выросла в селе Красном, недалеко от города Арзамас. Родилась малышка в день сорокалетия своей мамы Татьяны Дмитриевны, став седьмым ребенком в семье.

Главу семейства Ивана Федоровича в 30-е годы раскулачили, а затем приговорили к расстрелу. Старшей сестре удалось выкупить брата, для чего пришлось продать все семейные ценности.

Теличкины потеряли имущество, но сумели сохранить сложившийся уклад жизни. По воскресеньям дети непременно должны были посещать церковь, находившуюся за пять километров от их села. На этом настаивала мама — женщина верующая и довольно властная.

Ходить в храм из под палки детям не хотелось. Однажды старшая сестра подговорила младшую обхитрить родителей и пойти вместо службы в кинотеатр. С тех пор сестрички стали регулярно посещать сеансы, а Валя грезить кино.

Правда, в один прекрасный момент план заговорщиц рухнул. Счастливых и воодушевленных девочек случайно встретил отец, когда те выходили из здания кинотеатра.

— Ну что, помолились?- грозно навис над испуганными дочками Иван Федорович.

— Только маме не говори,-была их единственная просьба.

Зная, что супруга непременно накажет проказниц, дома мужчина промолчал. Но с этого момента стал лично отвозить их в Арзамас, особенно когда в местном кинотеатре давали премьеру.

Вообще, с отцом у Валюши была удивительная внутренняя связь. Это от него она взяла безмерность доброты и сострадания. С его же подачи с ранних лет начала проявлять свой артистический талант — пела частушки, танцевала, читала стихи, играла на гитаре.

— Он меня даже шить на машинке научил! Ждал меня из школы. Мы готовили с ним вместе. Это была просто любовь, просто ощущение защищённости, ощущение очень прочной стены, — вспоминала актриса.

Мечты должны сбываться

К моменту окончания школы Валя знала, что будет артисткой. И поначалу родители не были против ее выбора. Отец даже выхлопотал для младшей дочери паспорт, хотя в то время деревенские жители об этом не смели даже мечтать.

Однако, когда все приготовления были закончены, Иван Федорович вдруг передумал отпускать ее в Москву.

— Не поедешь!- сказал, как отрезал, отец.

Причину такого поведения Валя узнала позже. Оказывается, всему виной был главный режиссер местного театра. Увидев как-то девушку в школьном спектакле, тот успел разглядеть в ней талант.

— Приходи к нам в театр. Я тебя и без образования возьму, — предложил он Вале, когда она пришла к нему перед отъездом за консультацией.

Теличкина отказалась и тогда режиссер решил воздействовать на ее отца.

— Убедите дочь! Она полноценная актриса уже сейчас.

Но как не старался Иван Федорович повлиять на дочь, так у него ничего и не вышло. Валя уехала в Москву и с первой попытки поступила во ВГИК на курс актера Владимира Белокурова.

Село, деревня…

Карьера Теличкиной развивалась неравномерно. Поступив в один из самых лучших ВУЗОв страны, юная прелестница очень радовалась, что сбудется её детская мечта. Но еще больше удовольствия испытывала из-за того, что она, деревенская жительница, седьмой ребенок из большой семьи, наконец-то начала самостоятельную жизнь.

Девушка закрывала глаза на условия в общежитии, на отсутствие денег и нехватку продуктов. Простая, работящая и хозяйственная Валюша быстро нашла общий язык с однокурсниками, хоть те и называли ее за глаза «деревня и село».

Валечка не обращала внимание на злые языки. Она доброжелательно относилась ко всем обидчикам, да ей и самой казалось, что ее все любят. Девушка много и вкусно готовила из самых простых продуктов, а потом делилась с ними обедами. Стригла парней, а девчонкам делала замечательные прически.

Будущая знаменитость старалась в столице культурно развиваться. Она прилежно училась, много читала, посещала бесплатные выставки и музеи. Конечно, в такую заботливую, да еще и красивую девушку невозможно было не влюбиться. Голову теряли многие. Но, воспитанная в строгости, она стыдилась близкого общения и всем потенциальным ухажерам отвечала отказом.

Первая роль

На втором курсе Теличкину пригласили на второстепенную роль в киноленту Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Таёжный десант». Дебютировав на экране, Валя не стала гордячкой. Хотя выхода картины ждала с большим нетерпением. Еще бы! Ведь ее увидят односельчане!

С еще большим нетерпением ждали этого события и родители начинающей актрисы. Но на просмотре в сельском клубе зрителей ждало разочарование — Валя в кадре так и не появилась. Оказалось, киномеханик, крутивший кино, просто вырезал все кадры с участием актрисы из пленки.

Иван Федорович тут же призвал его к ответу.

— Я же хотел вам сюрприз сделать! Хотел отдать вам эти кадры на память, — понурив голову, оправдывался киномеханик. — Подумаешь, не показали! Да никто и не заметил ее отсутствия. Фильм и так получился прекрасным,- совсем раздухарился тот.

Этот случай стал первым серьезным уроком для Теличкиной. Она решила никогда больше не браться за проходные роли. А еще много работать над собой, подтягивать все слабые места своего образования. И обязательно стать идеальной актрисой!

Огромная удача

Вторую и уже главную роль девушка получила спустя два года, сыграв машинистку Валю Королькову в фильме Сергея Герасимова «Журналист». Это была огромная удача! Сергей Аполлинариевич редко приглашал актеров со стороны, предпочитая снимать только своих студентов и выпускников.

Посмотреть Валю ему предложила супруга. Тамара Макарова так чувственно описывала ему юное дарование, что тот тут же пригласил ее на пробы. А увидев, пришел в неописуемый восторг:

— Ох! Какая девчонка приехала! Ай-яй-яй, ребята! Ребята, победа!- ликовал режиссер.

На это раз работу актрисы показали в родной деревне. Вот только образ «чудаковатой девушки» там не оценили. Адвокатом дочери пришлось выступать отцу. При каждом удобном случае Иван Федорович вытаскивал вырезки из газет и журналов со словами:

— Послушайте лучше, что знающие люди пишут!

Позже Валентина Ивановна признавалась, что после «Журналиста» у нее были самые трудные два года в карьере. На пробы не приглашали. А если и звали, то все выглядело примерно так:

— Надо же, чучело какое… Пусть она у нас посидит!

Несмотря на это, она не отчаивалась. И роль Корольковой считает самой главной в жизни, ведь именно она открыла ей дорогу в мир кино. А самое главное — ее работой впечатлился Герасимов. Настолько, что даже снял следующий фильм «У озера», где уже повысил Валю Королькову до корреспондента.

Не застряла в амплуа

По счастью, Теличкина не застряла в амплуа скромных и непосредственных героинь. Хоть актриса и подходила осторожно к выбору ролей и от многих предложений отказывалась, тем не менее с 70 — х по 90 – е годы снялась почти в 40 кинолентах. Самые известные из них: «Была не была», «Зигзаг удачи», «Добряки», «У самого Черного моря», «По секрету всему свету», «Не может быть!».

Режиссёрам всегда нравился ее подход к работе. Актриса не пыталась строить из себя великую звезду, не крутила романов на съемочной площадке, а просто и с душей играла. Её снимали по несколько раз в год. Приглашали повторно. И даже когда рабочий график был заполнен, Валя все равно не отказывалась от хорошей роли. Лишь просила немножечко перенести время.

Роман

Как я уже отмечала, Валентина не думала о раннем замужестве, а ждала большого и светлого чувства. Она очень хотела семью. Но строить карьеру на лжи не хотела, поэтому частенько отказывала женатым режиссерам и актерам.

Хотя один запретный роман у нее все же случился. На съемках фильма «Три дня Виктора Чернышева» Валя увлеклась коллегой Геннадием Корольковым. Актриса долго молчала о чувствах. А когда наконец призналась, оказалось, что Корольков тоже потерял от нее голову.

Однако их отношения были обречены. Геннадий не собирался оставлять жену и маленького сына. Валя переживала, но настаивать и добиваться любви любой ценой не стала. А чтобы избавиться от навязчивых мыслей, решила еще глубже погрузиться в работу.

Подруги то и дело зазывали ее на различные мероприятия, не упуская случая с кем-нибудь познакомить. Но все их попытки были тщетны. И вот однажды Валентина попала на православный семинар в советско-болгарский клуб молодой интеллигенции, проходивший в Болгарии.

Семейное счастье

Молодой архитектор, статный красавец Владимир Гудков, увидев, что за столиком рядом с актрисой есть свободное место, подсел, чтобы познакомиться. Однако и здесь она резко ответила отказом. Несмотря на такой нерадушный прием, Гудков принялся настойчиво ухаживать за девушкой. И в конце концов дождался от нее улыбки. Они стали встречаться.

Гудков боготворил возлюбленную, но руку и штамп в паспорте не предлагал. Расписалась пара через семь лет после известия о том, что Валентина ждет ребенка. Шикарную свадьбу не делали, отметили мероприятие в семейном кругу.

Даже уже в отношениях с Владимиром Теличкина не хотела детей, она была уверенна: ребенок будет мешать ее карьере. Однако режиссеры приглашали актрису на съемки даже глубоко беременной. В ожидании рождения сына Ивана она успела сняться у Карена Шахназарова в фильме «Добряки» и у Иосифа Хейфица в киноленте «Впервые замужем».

Не стала она засиживаться и в декрете. Едва Ивану исполнилось полгода, актриса вновь окунулась в работу. Сыном больше занимался муж.

Депрессия

С развалом Советского Союза кинематограф пришел в упадок. Место душевных фильмов заняли киноленты с бандитскими разборками и кровавыми сюжетами. Валентина Ивановна, человек простой и верующий, отказывалась сниматься в таком «кино». Ролей поубавилось, доходы упали.

У Теличкиной случилась депрессия, из которой ей помогли найти выход квалифицированные специалисты. Артистка занялась живописью и даже организовывала выставки. Хобби подарило ей новых друзей и общение, жизнь стала более интересной.

А вскоре актриса вернулась к съемкам, но теперь уже в сериалах: «Большие девочки», «Гаишники», «Почтальон», «Огни большого города», «Домик у реки», и новейший кинопроект «Огород», в котором Теличкина играет одну из главных ролей.

Она приспособилась к быстрому ритму работы, научилась переключаться в процессе съемок с одной героини на совершенно другой по характеру персонаж.

Сегодня

К великому сожалению народной артистки, её карьера помешала рождению второго ребенка. С возрастом Валентина Ивановна не раз высказывалась, что, воспитав одного достойного человека, смогла бы вырастить двоих и даже троих детей.

В 2020 году супруги отметили юбилей – 40 лет совместной жизни, а следующий год забрал у Теличкиной мужа. Известие о том, что Владимир Николаевич скончался, застал актрису прямо в поезде, когда она направлялась на съемки фильма «Огород».

Тем не менее, она нашла в себе силы отыграть один съемочный день, чтобы не подводить людей. И только потом уехала в Москву провожать мужа в последний путь.

В январе следующего года Валентина Ивановна отметит свой 80-летний юбилей. Актриса по-прежнему прекрасно выглядит и полна планов. А между работой живет своими близкими — сыном и внуками, которых у нее трое.

Также народная артистка посещает храм, пишет религиозные сценарии для рождественских и пасхальных сценок, занимается гуманитарными сборами для наших солдат.

Оцените статью
«Валя-село, деревня и чучело»: так называли её однокурсники и режиссеры, но она всё выдержала. Запретный роман и любовь Валентины Теличкиной
Игорь Ледогоров: невостребованность и тоска по Родине подкосили артиста, который нашел свой последний приют в Новой Зеландии