Варвара Мясникова: Анка-пулеметчица и Фея — два совершенно противоположных образа сделали ее знаменитой. Знаменитый муж и достойная старость

Варвара Мясникова в роли Анки- пулеметчицы и Феи-крестнойоини, впоследствии ставшей темой анекдотов. Знаменитая Анка-пулеметчица – Варвара Мясникова.

Над ее ролями задумывался не только министр кинематографии СССР, но и лично товарищ Сталин. Первый роль сократил, второй придумал.

Родилась будущая знаменитость в Северной столице осенью 1900 года. Ее отец трудился страховщиком, мать занималась детьми и хозяйством. Варвара окончила гимназию уже после революции и пошла работать инструктором-оператором в Народный комиссариат просвещения, орган, который в те годы контролировал образование и культуру.

В это же время известный питерский театральный деятель Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс, трудившийся в этом же учреждении, добился от начальства разрешения открыть «Институт живого слова», представляющий собой курсы по усовершенствованию устной речи.

Варвара с удовольствием посещала его занятия и даже осмелилась бросить ради них работу в Комиссариате, не имея возможности совмещать и то и другое. А позже стала преподавать художественное чтение.

Перейдя в «институте» на театральное отделение и окончив его, она через спецкомиссию получила звание актрисы и стала членом труппы экспериментального театра. К сожалению, заведение просуществовало недолго, и после его закрытия Мясникова почти 3 сезона числилась актрисой Большого драматического театра.

Уже в 1927 артистка полностью ушла в мир кинематографии. Она попала в самый расцвет немого кино. Варвара сыграла несколько значимых киноролей и в 1931 году была зачислена в штат Ленинградской киностудии.

Здесь она успешно начала сниматься у «братьев Васильевых» (Георгий и Сергей Васильевы). А еще через три года стала женой последнего.

Вскоре творческий тандем режиссеров получил важное партийное задание снять фильм, прославляющий Красную армию. За основу было предложено взять сценарий «Чапаев», написанный Анной Фурмановой, покойной женой писателя и военного комиссара Дмитрия Фурманова.

Картину нужно было снять как можно скорей, ведь она должна была стать украшением Первого советского кинофестиваля. Васильевы приступили к работе. В ходе изучения исторических материалов они подготовили три варианта сценария. Но ни один из них не устроил Сталина.

Именно он захотел, чтобы в картине было четыре ключевых фигуры – Чапаев, Фурманов, Петька и персонаж, отображающий судьбу женщин в гражданскую войну. Так Сергей придумал для Варвары культовую Анку-пулеметчицу.

Говорят, прототипом стала некая санитарка Попова, помогавшая раненому на поле боя пулеметчику стрелять из «Максима». Имя для героини придумал сам Фурманов.

Первыми фильм увидел политический истеблишмент Страны Советов: Сталин, Молотов, Ворошилов и министр кинематографии. Вождь дал высокую оценку работе и сказал, что на примере данного фильма нужно воспитывать молодежь. Кстати, Сталин очень любил эту картину и постоянно ее пересматривал.

«Чапаев» имел успех и у зрителя, и на кинофестивале, что принесло свои плоды его создателям. Главная героиня получила звание Заслуженной артистки. А сама картина обрела популярность не только в Советском Союзе, но и в других странах. Его включили в 100 лучших фильмов планеты. Так Варвара Мясникова вошла в историю мирового кинематографа.

Когда началась война, Ленинградскую киностудию эвакуировали в Казахстан. Уехали в Алма-Ату и Варвара с семьей. К этому моменту у супругов уже была дочка, которую тоже назвали Варей.

Но в осажденном Ленинграде у актрисы остались брат и мама, которых она уже никогда не увидит после. Оба погибнут в 1942 году.

В Алма-Ате Мясникова и Васильев сняли многосерийную картину «Оборона Царицына». И опять о гражданской войне. За первую серию создатели получили Сталинскую премию. Другие же на широкий экран так и не вышли.

После войны семья возвратилась в Ленинград. Деятели культуры понимали, что советские люди устали от войны, и решили создавать произведения на мирные темы.

Так режиссеры Михаил Шапиро и Надежда Кошеварова в 1946 году задумали свою знаменитую «Золушку». Мясникову пригласили туда на роль феи. Фильм должен был быть цветным, но финансирования на дорогую цветную пленку не хватило.

Варвара Сергеевна блестяще справилась с ролью, а картина вошла в Золотой фонд советского кинематографа, хотя коллеги и критики приняли работу актрисы не однозначно.

На момент съемок ей исполнилось 47 лет, а ее экранная крестница Золушка уже успела отпраздновать свой 38 день рождения. Многие по-прежнему видели в Мясниковой Анку-пулеметчицу и никак не могли сопоставить эти два персонажа.

А вот зрители «Золушку» полюбили, а Варвару Сергеевну окрестили не иначе как «самой красивой волшебницей киноэкрана». Правда, сама она удовлетворения от роли не получила.

К тому времени в ее личной жизни случилась трагедия. Муж увлекся актрисой Водяницкой. Теперь знаменитый режиссер и новоиспеченный руководитель «Ленфильма» снимал ее, а бывшей супруге закрыл доступ на студию.

Варвара забрала дочь и переехала в столицу, где устроилась в Театр-студию киноактера, сцене которого посвятила еще 10 лет своей жизни. Помимо этого, Мясникова много гастролировала с творческими вечерами и вела партийную работу.

Поклонники любили встречать артистку на концертах. Варвара Сергеенва всегда была изысканна, элегантна и очень красноречива. Они восхищались природными данными своей любимицы и приглашали ее вновь и вновь посетить их город. Поэтому артистка не сидела без работы ни дня.

А вот на кинематограф у нее то ли не оставалось времени, то ли желания, а может, и стоящих предложений не поступало. Как бы там ни было, после «Золушки» она снялась всего в четырех незначительных ролях, одна из которых — образ матери главного героя в картине «Капитанская дочка».

Дочь Варя не пошла по стопам родителей, а стала химиком и занялась наукой. Заслуженная артистка ушла на пенсию и посвятила себя дочери и внукам. Каждый год ездила в Ленинград к подругам и вела с ними обширную переписку.

Прожила Варвара Сергеевна 77 лет. Похоронили ее в Ленинграде рядом с мамой и братом.

Оцените статью
Варвара Мясникова: Анка-пулеметчица и Фея — два совершенно противоположных образа сделали ее знаменитой. Знаменитый муж и достойная старость
Пугачёва предупреждала:»Валя мужик у тебя орёл, смотри за ним. Уведут». Я наивная тогда рассмеялась». Николай Расторгуев и Валентина Титова