25 октября 1928 года в приемной парижского доктора случилось чудо — поэт взглянул на девушку, и она в мгновение ока превратилась в его музу и стала легендой. Любовь Владимира Маяковского и Татьяны Яковлевой была как молния — яркой и скоротечной.
Татьяна пережила его на 61 год, покорила множество сердец, дважды была замужем, стала законодательницей мод. Но в историю эта необыкновенная женщина вошла как «красавица, в меха и бусы оправленная» — именно такой ее увидели влюбленные глаза поэта.
Татьяна Яковлева очень гордилась своей экзотичной родословной — она утверждала, что является прямым потомком Чингисхана и Тамерлана.
Никаких исторических свидетельств не имелось, но плохо пришлось бы тому смельчаку, который решился бы спорить с царственной властной Татьяной.
«Это ее сокровенная суть, — свидетельствует дочь Татьяны, американская писательница Франсин дю Плесси Грей, — страстное желание быть одновременно аристократкой и свободным варваром».
Впрочем, и без Чингисхана в ближайшей родне Татьяны хватало ярких и неординарных личностей. С материнской стороны самым знаменитым родственником Татьяны был дед — Николай Сергеевич Аистов, импозантный танцовщик Мариинского театра. Дед Татьяны по отцовской линии, Евгений Алексеевич Яковлев, был известным архитектором и инженером.
Его жена, Софья Петровна, стала первой в России женщиной, получившей университетский диплом по математике. Как гласит семейная легенда, на церемонии вручения дипломов раздосадованные академическими успехами Софьи студенты-мужчины забросали ее помидорами.
Их дети блистали разнообразными талантами — дочь Александра достигла больших успехов на оперной сцене, сын Александр был известным художником и путешественником, а отец Татьяны, Алексей, пошел по стопам отца — выучился на архитектора и добился больших успехов на этом поприще.
Алексей неизменно становился победителем в конкурсах на проекты театров, и семье приходилось постоянно переезжать с места на место, следуя за главой семейства. Мать Татьяны, Любовь Николаевна, была эффектной кокетливой женщиной, обожавшей блистать в обществе и кружить головы мужчинам.
Но насколько она умела быть исключительно обаятельной с чужими людьми, настолько же была холодна с детьми и мужем.
Татьяна родилась 24 апреля 1906 года в Санкт-Петербурге. Ее первые детские воспоминания — она сидит в уютной гостиной своей бабушки, за окном медленно течет Нева, она одета в шикарное кружевное платье, присланное из Парижа, и дядя рисует ее портрет.
Девочка с детства привыкла к комфортной жизни — когда отца отправили на строительство театра в Вологде, семейству архитектора был выделен огромный особняк и собственный экипаж. В 1913 году семья переехала в Пензу — в сопровождении немки-гувернантки, служанки, повара и кучера.
Алексей Яковлев, обожавший достижения техники, первым в Пензе обзавелся собственным автомобилем, а потом и аэропланом. Местные крестьяне пожаловались губернатору, что коровы, напуганные шумом аэроплана, перестали давать молоко. Поскольку губернатор был одним из поклонников Любови Николаевны, скандал замяли и полеты продолжались.
В 1915 году родители Татьяны развелись. Отец уехал в Америку, мать вышла замуж за богатого предпринимателя-фармацевта Василия Бартмера. Вскоре грянула революция, и безмятежная жизнь закончилась: отчим потерял все состояние, заболел туберкулезом и умер. Их квартиру экспроприировали. Матери впервые в жизни пришлось самой добывать средства к существованию.
Она открыла школу танцев, но клиентов было мало и денег катастрофически не хватало. Пришлось распродать оставшуюся мебель, постельное белье и посуду. Зимой вся библиотека была сожжена в печке — купить дрова было не на что. Татьяна внесла свой вклад в выживание семьи.
У нее обнаружилась феноменальная память на стихи, и она начала выступать на улицах перед солдатами Красной армии — декламировала Пушкина, Лермонтова, Блока, Маяковского. Платой был хлеб — самая ценная валюта в голодный 1921 год.
В 1922 году Татьяна заболела туберкулезом, и Любовь Николаевна решила отправить ее в Париж,
куда вскоре после революции бежала ее свекровь с дочерью и сыном. К тому времени дядя Татьяны, Александр Яковлев, прибывший в Париж без гроша, успел сделать головокружительную карьеру и обзавелся могущественными связями. Необходимые бумаги для приезда Татьяны в Париж ему помог добыть автомобильный магнат Андре Ситроен.
Незадолго до этого Александр участвовал в экспедиции в Африку, организованной Ситроеном. В те времена путешественники пользовались славой, сравнимой со славой рок-звезд второй половины ХХ века. Во многих французских семьях сохранились карты Африки с флажками, отмечавшими перемещения экспедиции.
Александр, присутствовавший в экспедиции в качестве художника, оказался незаменимым при переговорах с вождями местных племен. Он был обаятельным дипломатом, с видимым удовольствием делил с ними трапезу (притом что иногда в меню были такие экзотические блюда, как жареные термиты).
Кроме того, Александр со сверхъестественной скоростью рисовал портреты вождей, что воспринималось ими как колдовство, поэтому отношение к художнику было самым почтительным. Стараниями Александра экспедиции удалось без инцидентов миновать поселения даже самых агрессивных племен.
По возвращении Александр устроил выставку своих африканских рисунков, которая принесла ему славу и финансовое благополучие. Он снял домик на Монмартре для матери и сестры, а сам устроился неподалеку в студии, где принимал многочисленных любовниц, самой знаменитой из которых была божественная балерина Анна Павлова.
Встретив на вокзале прибывшую в Париж племянницу — «великолепную, немытую дикарку» из Советской России, Александр тут же занялся ее воспитанием. Татьяна считала, что она полностью является творением «дяди Саши». Он подбирал для нее книги, водил по музеям, учил хорошим манерам, в том числе и умению пользоваться столовыми приборами.
Вскоре Татьяна начала карьеру фотомодели, о которой мечтала в голодной России. Она снималась для рекламы мехов и драгоценностей, но наибольший успех принесли рождественские открытки с ее портретами. Эти же открытки разрушили ее возможный брак с князем Меньшиковым.
Плененный юной красавицей князь был готов жениться на ней, но его мать решительно воспротивилась этому союзу, после того как увидела открытки с Татьяной на стенде около марсельского борделя.
Татьяна в рекордные сроки окончила престижную парижскую школу моды Ecole de Couture, и Александр тут же пристроил племянницу к своей бывшей любовнице, занимавшейся дизайном шляп. Татьяна очень быстро обзавелась собственной клиентурой и вскоре обрела финансовую независимость.
Дядя ввел ее в круг своих влиятельных друзей, и Татьяна стала украшением светских приемов эмигрантской элиты. За ней ухаживали самые видные женихи Парижа, она перебирала и отвергала заманчивые предложения, и тут в ее жизнь ворвался Владимир Маяковский.
Знакомство Татьяны с Маяковским не было случайным — его подстроила Эльза Триоле,
сестра Лили Брик, к которой Маяковский испытывал сильнейшую мучительную привязанность. К тому времени Лиля, ее муж Осип и Маяковский уже долгое время жили как одна семья, и этот странный треугольник вполне устраивал капризную своенравную Лилю. Однако же поэт тосковал по настоящей любви, по нормальной семье. «Любви я заждался, мне 30 лет», — писал он.
Несмотря на то, что Брик и Маяковский декларировали полную свободу интимных отношений, Лиля контролировала все увлечения своего знаменитого любовника. Зная, что Маяковский едет во Францию, чтобы повидаться со своей бывшей любовницей Элли Джонс и их дочерью, Лиля дала задание сестре — переключить внимание Владимира на менее опасный объект.
Точно известна дата знакомства Татьяны и Маяковского — 25 октября 1928 года. В этот день Эльза повела Маяковского на осмотр к известному в эмигрантских кругах врачу — от жены врача она узнала, что в это же время у него будет Татьяна Яковлева. Результат был ошеломительным.
«Я сказала Татьяне: «Да вы под рост Маяковскому», — вспоминала впоследствии Триоле. — Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Маяковский же с первого взгляда в нее жестоко влюбился».
Он отвез Татьяну домой на такси, на пороге упал на колени и признался в любви.
В течение месяца своего пребывания в Париже Маяковский был безумно счастлив. Они с Татьяной встречались ежедневно, бродили по парижским бульварам, часами сидели в кафе. Татьяна не могла привести его в дом бабушки:
«Да с ней случится инфаркт, если она узнает, что я каждый вечер ужинаю с большевистским поэтом».
Они были исключительно красивой парой. Виктор Шкловский в своем эссе «О Маяковском» писал:
«Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде них».
Татьяна уверяла, что ее связь с Маяковским была невинной — она поставила его в известность о том, что хочет сохранить девственность до замужества. Он, в свою очередь, сразу же ознакомил ее со своим странным семейным положением.
А через две недели предложил ей выйти за него замуж и вместе уехать в Москву. И подарил ей два новых стихотворения — «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Впервые поэт посвятил трепетные, страстные строки не Лиле Брик, а другой женщине:
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови…
Ревность,
жены, слезы…
ну их! —
вспухнут веки,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.
В этих строках чувствуется досада поэта — на все уговоры уехать с ним в Москву Татьяна отвечала весьма уклончиво. Перед отъездом Маяковский сделал заказ в парижской оранжерее — еженедельно доставлять на адрес Татьяны букет красных роз. Этот заказ неукоснительно соблюдался в течение нескольких лет.
Маяковский, несомненно, нравился Татьяне.
«Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него — буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след… — писала Татьяна матери в Россию после отъезда Маяковского. — Но вообще-то я пока не хочу выходить замуж, я слишком привязана к своей свободе и независимости, к своему шляпному бизнесу».
В Москве Маяковский безумно тосковал по Татьяне. Он был честен со своими женщинами и сразу же признался Лиле Брик, что в его жизни появилась новая любовь. В феврале 1929-го ему удалось вырваться в Париж еще раз — и опять ему не получилось уговорить Татьяну уехать с ним.
Они договорились, что Татьяна примет окончательное решение до его запланированного октябрьского визита. Но эта встреча не состоялась. По одной версии, чекисты не выпустили из страны Маяковского, опасаясь, что он женится на эмигрантке и останется на Западе. Не исключено, что этому поспособствовала Лиля Брик, имевшая немало влиятельных друзей в правительственных кругах.
Она же «помогла» Маяковскому смягчить тоску по Татьяне, познакомив его с молодой и красивой актрисой МХАТа Норой Полонской. Между поэтом, всего две недели назад расставшимся в Париже с «любимым Таником», и Норой вспыхнул пылкий роман, о чем Татьяну тут же не замедлили известить.
В октябре, не дождавшись Маяковского, Татьяна согласилась выйти замуж за виконта Бертрана дю Плесси, с которым она встречалась еще до знакомства с поэтом.
Эту новость Маяковскому «как бы случайно» сообщает Лиля Брик.
«11 октября 1929 года вечером нас было несколько человек, и мы мирно сидели в столовой. Володя ждал машину, он ехал в Ленинград на множество выступлений, — пишет Лиля в своих мемуарах. — В это время принесли письмо от Эльзы. Я разорвала конверт и стала, как всегда, читать письмо вслух.
Вслед за разными новостями Эльза писала, что Татьяна Яковлева, с которой Володя познакомился в Париже и в которую был еще по инерции влюблен, выходит замуж за какого-то, кажется, виконта, что венчается с ним в церкви в белом платье, с флердоранжем, что она вне себя от беспокойства, как бы Володя не узнал об этом и не учинил скандала, который может ей повредить и даже расстроить брак.
В конце письма Эльза просит по всему по этому ничего не говорить Володе. Но письмо уже прочитано. Володя помрачнел. Встал и сказал: «Что ж, я пойду». — Куда ты? Рано, машина еще не пришла». Но он взял чемодан, поцеловал меня и ушел».
Татьяна и Бертран обвенчались 23 декабря 1929 года. Через четыре месяца Маяковский покончил жизнь самоубийством. Друг поэта Василий Каменский писал в письме матери Татьяны:
«Одно ясно — Таня явилась одним из слагаемых общей суммы назревшей трагедии. Это мне известно от Володи: он долго не хотел верить в ее замужество».
Стараниями семейства Брик стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» очень долго оставалось неопубликованным — первая публикация появилась в журнале «Новый мир» только в 1956 году. Лиля, желавшая быть единственной музой певца русской революции, сожгла все письма Татьяны.
В середине 1970-х, узнав, что Лиля безнадежно больна, Татьяна передала ей белый платочек — символ примирения и прощения. «Она поймет», — сказала Татьяна посланцу. «Я поняла», — мрачно прошептала Лиля, получив подарок.
Всю свою жизнь Татьяна отвечала ледяным молчанием на расспросы о Маяковском. Роль роковой женщины в его судьбе ее совершенно не прельщала. Кроме того, по всей видимости, это был единственный мужчина в ее жизни, которого она по-настоящему любила.
И только за несколько лет до смерти она смогла рассказать своему несостоявшемуся биографу, советскому эмигранту Геннадию Шмакову, о том трудном для нее решении:
«Если бы он приехал в третий раз, я, наверное, уехала бы с ним. Я вышла замуж, чтобы развязать этот узел. Это было бегство от Маяковского. Я хотела нормальной жизни, я хотела иметь детей. Но я никогда не любила Бертрана дю Плесси».