Вера Холодная – «королева немого кино»: любимица всей России, которая прожила всего 25 лет

Вера Холодная, – наверное, самая загадочная наша актриса. Ее называют «королевой немого кино». А ведь фильмов с ее участием сохранилось всего ничего… И славы-то ей было отмерено всего несколько лет. И ушла из жизни не просто молодой, а по современным понятиям – юной: в 25….

Она была не просто кино-дивой – любовью всей России. Зрители всех возрастов и социальных слоев штурмовали кинозалы, чтобы посмотреть фильмы с её участием. Говорят, даже часто конная полиция охраняла кинозалы… Вся страна в подробностях знала обстоятельства ее жизни.

До мелочей. Например, ни для кого не было секретом, что обворожительная Вера любит смешивать парфюмы «Роз Жакмино» и «Кеши», чтоб получался несравненный сладко-горький аромат… А открытки, чудесные открытки с ее прелестным лицом были почти в каждом доме.

Я и сама нашла такую еще в детстве в старом доме своих предков. И моя прабабушка мне рассказывала, как видела бесподобную Веру Холодную на экране одного из ростовских кинотеатров. И это было одно из самых оглушительных впечатлений ее юности…

НАЧАЛО

Вера Левченко (это девичья фамилия актрисы) родилась в 1893 году. В простой семье. Отец – учитель в гимназии. Юная Вера не была обделена талантами: увлекалась коньками, теннисом, хорошо пела, играла на фортепиано, читала стихи, принимала участие в любительских спектаклях. Кроме того, с ранних лет она выделялась красотой — и с годами становилась всё более привлекательной.

Еще грезила балетом. И даже одно время посещала балетное училище. Она рано вышла замуж. Сразу после окончания гимназии, в 17 лет. Ее избранником стал Владимир Холодный. Он был студентом-юристом, увлекался автогонками и участвовал в издании первой и единственной на тот момент в России спортивной газеты «Авто».

Брак оказался счастливым: до конца жизни Вера будет любить своего супруга. У Холодных было двое детей: родная дочь Евгения и удочеренная Нонна.

КИНО-КАРЬЕРА

О том, как Вера Холодная оказалась в волшебном мире кинематографа, рассказывают по-разному. По одной версии, открыл Веру в 1914 году для кино выдающийся поэт, композитор, шансонье Александр Вертинский. Говорят, они были добрые друзья.

Вертинский посвящал ей стихи, песни. Одна из них имеет печальную историю. В знаменитом романсе «Ваши пальцы пахнут ладаном» поэт, сам того не ведая, напророчил Вере раннюю смерть…

Что же касается кинематографа, то в те предреволюционные годы серьезные люди считали его сущей безделицей. Театральные актеры в своем большинстве предпочитали не связываться с этим «балаганом». А вот Вере было интересно увидеть себя на экране. Тем более ей очень нравилась датская звезда немого кино Аста Нильсен. Хотелось подражать ей. Да и не мешало поправить финансовое положение семьи…

Актерским дебютом Веры Холодной была крошечная роль в фильме «Анна Каренина» 1914г. На роль ее взяли исключительно из-за эффектной внешности. Действительно, она впечатляет и сегодня – стоит посмотреть на старые фото и кадры сохранившихся фильмов: точеная фигура, красивое выразительное лицо с грустными, мечтательными глазами.

А вот по-настоящему открыл Веру Холодную режиссер Евгений Бауэр. Он сразу предложил ей главную роль в своей новой «фильме» «Песнь торжествующей любви». И это было начало ослепительной карьеры. Душераздирающая мелодрама стала одной из главных киносенсаций 1915 года.

Евгений Бауэр, человек с тонким художественным вкусом, сразу понял главное достоинство юной актрисы: у нее великолепная фактура и ее любит кино-камера. И Евгений Бауэр использовал это, удачно снимая актрису крупным планом и в разнообразных выгодных для нее ракурсах.

После «Песни торжествующей любви» кинороли посыпались как из рога изобилия. «Пробуждение», «В мире должна царить красота», «Одна из многих», «Лунная красавица», «Шахматы жизни», «Разорванные цепи», «У камина», «Последнее танго», «Женщина, которая изобрела любовь», «Молчи, грусть, молчи» – названия кинолент говорят сами за себя.

Это душещипательные мелодрамы, в центре которых она – прекрасная молодая женщина, мечущаяся в урагане роковых страстей.

Существуют разные сведения по поводу того, в скольких фильмах снялась Вера Холодная. Историки кино называют цифру «50». До наших дней сохранилось — частично или полностью — только восемь картин с ее участием.

Начиная с 1915 года карьера Холодной развивалась стремительно. Иногда она снималась в 6-7 фильмах одновременно. Ведь уже тогда воротилы развлекательного бизнеса знали толк в коммерческих делах. И режиссёры звали Веру зачастую, когда нужно было «спасти» неудачную картину. Создатели фильмов понимали, что достаточно Холодной появиться в кадре, залы наполняются зрителями.

Например, фильмы «У камина», «Молчи, грусть, молчи» по сборам были рекордсменами дореволюционного кинематографа за все время его существования. В иных городах киноленты с Верой Холодной демонстрировались месяцами.

Кстати, слава Веры Холодной вышла за пределы России. После революции она получала десятки предложений от зарубежных кинокомпаний. Ее звали сниматься за границу, предлагали заманчивые контракты и огромные гонорары. Она же опубликовала обращение, в котором заявила, что не покинет родину в непростые для неё времена. И просила других артистов остаться в России.

Часть гонораров актриса отдавала на помощь нуждающимся. Может поэтому пришедшие к власти непримиримо настроенные против старого мира большевики и относились к ней лояльно….

Кроме съемок в фильмах, Вера Холодная еще и принимала участие в благотворительных концертах. Она очень неплохо пела. Часто выступала для военных, которые ее боготворили. Она и на фронт ездила к мужу, который добровольцем ушёл на войну.

ЕЕ ФЕНОМЕН

Нам, избалованным детям 21 века, все же трудно понять: что же такого видели в Холодной сотни и тысячи поклонников?

Ведь, кроме нее, были и другие не менее привлекательные киноактрисы в то время.

Но в красоте Веры Холодной было и впрямь нечто особенное. Отвечающее эпохе. Вера Холодная воплощала модный типаж декаданса: завораживающую хрупкую женщину-игрушка, несущую на себе печать «покорной и скорбной жертвы собственных и чужих страстей».

Но не только это. Привлекала людей не одна лишь обворожительная внешность актрисы. Люди, не зная ее лично, интуитивно чувствовали ее душу. А, как утверждают те, кто ее знал, Вера была очень хорошим человеком. Удивительно добрым, отзывчивым и, как не странно, скромным. Со всеми была приветлива. Отличалась трудолюбием.

Дома обожала заниматься кулинарией, шила наряды для фильмов. А на киноплощадке была вынослива и упорна. А еще бесконечно занималась самообразованием: много читала, увлекаясь произведениями Пушкина, Толстого, Достоевского, Гюго, Бальзака, Флобера.

А вот к своей невероятной славе относилась сдержанно. Иногда посещала сеансов своих фильмов в отдаленных кинотеатрах Москвы, чтобы внимательно отслеживать реакцию публики на свою игру. Старалась развивать актерское мастерство, особое внимание уделяла жестам и мимике….

Когда мы говорим о феномене Веры Холодной, нельзя забывать и того, что фильмы с ее участием имели, как сейчас сказали бы, терапевтический эффект. Ведь это была эпоха очень непростая для России. Первая мировая война, революция, гражданская война. Народные волнения, голод, разруха. Смена власти, неуверенность в завтрашнем дне.

А на экране – придуманный блистательный мир, где роковые красавцы и красавицы в богатых изысканных интерьерах только и заняты, что своими страстями. Конечно, люди стремились хоть на один сладкий миг забыть о тоскливой и грубой действительности. Окунуться в мир волшебной эйфории. Насладиться видом безукоризненной красавицы с печальными глазами.

Вместе с тем не стоит думать, что абсолютно все были в восторге от Веры Холодной. Эстетические снобы Холодную часто критиковали за отсутствие профессионализма. Некоторые критики и вовсе утверждали: она прославилась только благодаря внешности.

И все же даже самые суровые из них не могли не признать яркой индивидуальности Веры.

Ведь, вероятнее всего, секрет успеха этой актрисы заключался в душевности и природной естественности, в том, что на экране она не играла, а просто жила.

Так, о ее роли в киноленте «Дети века» писали, как о «бесподобно правдивой». А в фильме «Жизнь за жизнь» Холодной и вовсе пришлось играть в паре с опытной актрисой МХТа Лидией Кореневой, и Вера не поблекла на ее фоне.

Между прочим, о том, что Холодная все же имела актерское дарование говорит и тот факт, что сам Константин Станиславский предложил однажды ей вступить в труппу МХТа

ЕЕ СМЕРТЬ

Весной 1918 года Вера Холодная оказалась с кино-экспедицией в Одессе. В прекрасном городе, у самого синего моря, снимали сразу несколько жгучих мелодрам. Задержались почти на год.

В феврале 1919 года на благотворительном концерте она выступала перед солдатами. В красивом легком платье. А была уже простужена А тут еще по пути домой на нечищеной улице перевернулись сани, и Вера упала в снег. Вся вымокла. К утру она была уже серьезно больна.

Безжалостный грипп дал осложнение на легкие. Её лечили срочно вызванные знаменитые профессора, но улучшения не было.

16 февраля 1919 года любимица всей России умерла. По официальной версии, от «испанки», инфекционного заболевания, свирепствующего в то время почище нашего ковида.

Проститься с Холодной пришла вся Одесса. И не только. Приезжали из ближних городов и весей. Толпы людей. Хотели посмотреть на нее, запомнить навсегда. Говорят, она поражала красотой даже в гробу: наряженная в одно из лучших своих платьев. Вышло как в злосчастных стихах Вертинского: («И когда весенней вестницей//Вы пойдете в синий край….»).

Поразительно, но известие об уходе из жизни Веры Холодной потрясло страну, охваченную Гражданской войной, разрухой и голодом. В театрах в знак траура отменили спектакли. А многие простые люди горевали, узнав о смерти Холодной, как будто близко ее знали.

И еще потом, в течение нескольких лет в кинотеатрах страны шли ее фильмы. Большой популярностью, как это не дико звучит сейчас для нас, пользовалась документальная лента «Похороны Веры Холодной».

А еще ползли слухи о ее смерти. Иногда красивые. Что, дескать, погибла от отравленных белых лилий, которые прислал находившийся в Одессе безнадежно влюбленный в нее французский консул. Чаще слухи были в духе того неспокойного времени: убита большевиками или же белогвардейцами.

Были и такие романтики, что утверждали: Холодная вообще не умирала, а в гробу лежала похожая на неё девушка или же кукла.

С ее могилой тоже целая история вышла. Дело в том, что забальзамированное тело Веры Холодной погребли на одесском Первом христианском кладбище, чтобы после перезахоронить в Москве. Но «после» не было. В 30-е годы кладбище было уничтожено.

А что же произошло с близкими Веры Холодной?

В том же 1919 году ее муж, что находился в Москве, был арестован ВЧК и вскоре расстрелян. Сестра Надежда взяла на воспитание дочерей четы Холодных. Они эмигрировали. Обе дочери, родная и приемная, прожили долгую жизнь: умерли за 90. Нонна исполнила мечту своей приемной матери: стала артисткой балета. Потомки Холодной сейчас живут в США и в Турции.

Несмотря на все перемещения по земному шару, они дружны и хранят память о знаменитой прабабке. В России осталась другая сестра Веры, Софья, которая тоже стала балериной.

ПАМЯТЬ

Имя Веры Холодной в Советском Союзе долгое время пребывало в забвении. Считалось, что она – осколок прошлого. Кое-кто ассоциировал ее с мещанством и пошлостью буржуазного кино.

Где-то в конце 60-х — начале 70-х стал возрождаться в нашей стране интерес к дореволюционному кино. И к Вере Холодной, конечно. На этой волне и вышел знаменитый фильм «Раба любви», в котором этаким фантазийным альтер-эго «королевы немого кино» выступает Ольга Вознесенская в исполнении Елены Соловей.

А совсем недавно вышел неплохой сериал «Вертинский», где тоже присутствует Вера Холодная. Ее играет Паулина Андреева.

Похвальные попытки увековечения, конечно. Однако, по моему скромному мнению, обе они бесконечно далеки даже от тени того образа, которым восторгалась Россия начала прошлого столетия.

Оцените статью
Вера Холодная – «королева немого кино»: любимица всей России, которая прожила всего 25 лет
Личное счастье Михаила Кононова стало ударом для матери. Мать: -Миша только мой. Я его никому не отдам. Это были не просто слова