Вера Мамонтова: короткая судьба девочки с персиками. Какой из портретов Веры считают ее проклятием

Разгоряченная играми на улице Вера вбежала в столовую, чтобы схватить песик, перекусить и вернуться к друзьям. Это очаровательное мгновение ухватил Валентин Серов — он гостил в имении Мамонтовых по дороге домой из Италии. Художника вдохновила свежесть и непосредственность 11-летней озорницы. Он загорелся идеей перенести увиденный момент на холст.

Непоседливой девочке тяжело давались часы и дни позирования. Ей было невыносимо скучно. Но Серов пообещал, что нарисует ее очень красивой. Работа над картиной заняла 3 месяца. Но это того стоило.

Портрет Верочки Мамонтовой работы Валентина Серова со временем будет признан одним из самых ярких образов в русской живописи. Но уже тогда современники оценили картину «Девочка с персиками». О 22-летнем художнике заговорили как о талантливом и модном портретисте.

Одиннадцатилетняя Вера Мамонтова изображена во всей своей прелести и очаровании юного существа — природная изящность, естественность и жизнерадостность. Девочка, обстановка комнаты — все наполнено светом и счастьем.

Сначала портрет, написанный Серовым и подаренный матери Веры, висел в комнате, где он создавался. Затем ее заменили копией: оригинал отправился в Третьяковскую галерею.

«Девушка с кленовой веткой»

В семье Мамонтовых воспитывалось 5 детей. Вера была четвертой, поэтому ее имя начиналось на В. И это неслучайно. Своих детей Мамонтовы называли так, чтобы первые буквы имен образовывали аббревиатуру САВВА, так звали отца семейства: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра.

Но несмотря на эту родительскую блажь, детство младших Мамонтовых было счастливым и безоблачным. Вера, ее братья и сестра росли в безграничной любви и уважении.

В усадьбе знаменитого железнодорожного промышленника в Абрамцево царила атмосфера тепла, радости и творчества. Часто приезжали талантливые художники, скульпторы и музыканты. В двухлетнем возрасте девочка познакомилась с Иваном Тургеневым, который всегда очень лестно отзывался о Верочке.

Имение Абрамцево привлекало множество творческих личностей: у семьи Мамонтовых часто гостили Васнецов, Коровин, Суриков, Репин. Так что Серов был не единственным, кто писал портрет Веры Саввишны.

Когда Вера повзрослела, ее портрет написал другой великий русский живописец Виктор Васнецов. Это был художник старшего поколения и он с особенной нежностью относился к Вере.

Васнецов увидел ее совсем иначе, чем юный Серов. Увлеченный русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову в образе боярышни. И эта расшитая золотом душегрея, и «парчовая на маковке кичка» удивительно шли черноглазой, серьезной, с густыми соболиными бровями и унаследованным от матери легендарным румянцем Вере, дочке потомственного купца Саввы Мамонтова.

Интересная история и у еще одного полотна Васнецова, на котором запечатлена Вера Мамонтова — «Девушка с кленовой веткой». Дочери промышленника так понравилась картина, что она попросила продать ее.

Но Васнецов не продал. Зато взял с Веры шуточное обещание, чтобы она непременно вышла замуж за русского и тогда он подарит картину.

И Веруша, как называли девушку близкие, сдержала обещание.

Со своим мужем русским дворянином Александром Дмитриевичем Самариным, будущим обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы, девушка познакомилась на курсах истории и литературы.

Там она подружилась с Софьей Самариной и стала бывать у нее дома. Брат Софьи Александр был очарован Верой, и она отвечала ему взаимностью, несмотря на то, что он был старше нее на 7 лет.

Но на пути влюбленных лежало препятствие. Род Самариных был древним и знатным. Они были в родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными и Оболенскими. О женитьбе сына на купеческой дочери отец и слышать не хотел. Несколько раз Александр просил благословения на брак, но получал отказ. Только когда умер отец семейства, молодые смогли создать семью.

Данное слово Васнецов сдержал: подарил картину «Девушка с кленовой веткой» молодой семье.

Александр и Вера обвенчались в 1903 году и зажили в полном согласии. Вера буквально светилась от счастья, и неудивительно: ее муж был известен как очень благородный, добрый и образованный человек. У супругов сначала родился первенец Юра, потом дочь Лиза, а затем младший сын — Сергей.

Популярность Александра Дмитриевича среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

К сожалению, эта история любви и бесконечной нежности друг к другу закончилась слишком быстро – через неполных 5 лет. В декабре 1907 года Вера заболела. Она сгорела буквально за 3 дня от скоротечного воспаления легких. Молодой женщине было всего 32 года.

«Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», — с восхищением и горечью скажет о Вере уже после ее скоропостижной смерти художник Виктор Васнецов.

Смерть жены стала для Александра Самарина огромным горем. Никто не мог предположить, что молодая, цветущая женщина, мама троих детей так внезапно покинет этот мир. Еще несколько дней назад супруги строили планы как поедут к родителям на Рождество, а сегодня семья уже хоронит Верочку в ее родном имении Абрамцево.

На момент кончины Веры, ее младшему сыну Сереженьке только исполнилось полгода. Маленьких детей, оставшихся без матери, забрала младшая сестра Веры.

25 лет Александр проживет без своей супруги. И ни разу у него не возникнет желания жениться повторно. Никто не мог сравниться с обожаемой Верой.

В память о рано ушедшей из жизни жене он построил недалеко от родового имения Храм Живоначальной Троицы, которую в 30-е разграбили и сделали в ней химический склад.

ГУЛАГ для дворянина

В 1920-е годы Александра сослали в Якутию, где он жил с дочерью Лизой, которая разделяла с отцом все тягости ссылки. Самарина то освобождали, то высылали вновь. Но в 1932 году его отправили в ГУЛАГ. Его он не пережил. Супруга Веры не стало в 64 года.

Позднее та же участь постигнет и мужа Елизаветы Самариной. Ее муж, художник Чернышев писал иконы и дружил со священниками, а портреты советских «вождей» писать отказывался. За это в 1941 году его приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан. Но он не доехал до места ссылки, скончался в дороге. Без отца осталось трое детей.

P. S. «Тамара в гробу»

Не все знают, но существует еще один портрет Веры Мамонтовой. Его написал Михаил Врубель, как иллюстрацию к лермонтовскому «Демону». При жизни Врубель имел странную репутацию. Одни его считали сумасшедшим, другие гениальным.

Но кто знаком с творчеством Врубеля, знает, насколько мрачны его работы. Так вот существует легенда, что портрет Веры в акварели «Тамара в гробу» принес несчастье в семью Самариных. Верить или не верить в эту теорию каждый решает для себя сам. Но между созданием этого произведения и смертью Веры прошло 16 лет, так что вряд ли стоит приписывать картине таинственную и темную силу.

Оцените статью
Вера Мамонтова: короткая судьба девочки с персиками. Какой из портретов Веры считают ее проклятием
Почему Льва Дурова не выпустили за границу, и как актер разозлил Никулина