Сердце актера остановилось во время репетиции роли мечты Короля Лира. Казалось, с такой внешностью ему судьбой предназначены роли военачальников и высоких руководителей. Но Самойлов был ничуть не менее убедителен, играя отрицательных персонажей.
Но все же одной из самых любимых зрителями ролей навсегда остался бесстрашный красный командир Назар Дума, который, переодевшись, отправился в банду, чтобы спасти свою семью. Волевой подбородок с ямочкой и тонкий прищур умных глаз.
Владимир Самойлов был неотразим. Казалось, такого уверенного в себе мужчину ничто не может вывести из душевного равновесия.
Однако в какой-то момент он оказался на грани самоубийства. В жизни человека, который, казалось, всегда был на виду, много нестыковок, загадок и даже мистики. Но главная тайна: обстоятельство смерти. Ведь именно роль шекспировского героя Короля Лира оказалась для актера роковой.
Владимир Самойлов играл в классических произведениях или создавал образы, которые становились классикой.
В экранизации романа “Белая гвардия” Михаила Булгакова, в фильме “Дни Турбиных” Самойлов с большим юмором сыграл немецкую марионетку гетмана Скоропадского. Съёмки проходили в подлинных интерьерах.
В резиденции гетмана — Мариинском дворце. Самойлову удалось уловить дух Киевского 1918 года и настолько виртуозно перевоплотиться, что на премьере его не узнал собственный сын.
В другой экранизации классики “Дубровский” Владимир Самойлов потряс зрителей. Он сыграл Троекурова. И образ вышел куда более ярким, чем в романе. Но подлинную народную любовь и зрительское признание Владимир Самойлов обрел после роли красного командира Назара Думы в музыкальной комедии “Свадьба в Малиновке”.
К тому моменту за актером прочно закрепилось амплуа “Секретарь обкома”. Это случилось после съемок в одноименном фильме, где Самойлов — высокий, статный, с честным взглядом оказался очень уместным. Самойлов тогда служил в драмтеатре города Горький. Опыт съемок в кино имел небольшой. Столичные студии не часто приглашали актеров из провинций.
Но режиссер фильма “Свадьба в Малиновке” Андрей Тутышкин именно в Самойлове увидел того Назара Думу, которого искал. Не плакатного, а живого. Способного на иронию. К тому времени оперетта Бориса Александрова “Свадьба в Малиновке” шла по всей стране. Была в репертуаре каждого музыкального театра.
А кинокартину студия “Ленфильм” заказала к 50-летию Октябрьской революции. Фильм должен был превзойти все сценические версии. Так что выбор на роль Назара Думы, актера, успешно сыгравшего секретаря обкома, был беспроигрышный вариант.
Снимали фильм в Полтавской области. Местные жители, побросав дела, с утра до вечера наблюдали за съемками, мечтая оказаться в массовке. Таких дорогих гостей в районе прежде не бывало. Каждый вечер столы ломились от угощений.
Съемки едва не сорвались. В хате, где остановились Владимир Самойлов, Андрей Абрикосов, Николай Сличенко и Михаил Пуговкин, в сенях стояла кадушка с самогоном. Удержаться, чтобы не пригубить в перерывах, порой для актеров было выше всяких сил.
Режиссер тщетно пытался призвать к порядку. В итоге отчаялся и позвонил жене Владимира Самойлова Надежде Лишенко. Она выехала в тот же день.
Самойлову было достаточно одного взгляда жены, чтобы кадушка была забыта.
Фильм имел оглушительный успех. После этого актерам оставалось только почивать на лаврах.
Но неожиданно Владимир Самойлов опубликовал в журнале “Искусство кино” разгромную статью, посвященную легковесным комедиям. Статья была очень серьезная, глубокая. Печатать такие статьи было опасно. Режиссеры могли опасаться приглашать такого актера в свои картины: “После фильма ты и обо мне такое напишешь”. В этом был весь Самойлов.
Он никогда не прекращал разбирать и анализировать, чтобы в следующий раз сделать лучше. Эта черта еще скажется в судьбе актера.
Школьный выпускной вечер Самойлова прошел 21 июня 1941 года. А наутро началась война. Владимир рвался добровольцем на фронт. Но призвать его не успели. Одесса уже в октябре была оккупирована фашистами. Самойлов потерял немало друзей. Одни погибли во время массовой ликвидации нацистами цыган и евреев.
Другие сами перешли на сторону врага. Стали служить в полиции.
Из-за таких предателей после освобождения города в апреле 1944 года одесситов призывали главным образом в штрафные подразделения, которые бросали в самое пекло. Этого Самойлов почти никому не рассказывал, но его отправили штрафбат.
Он служил в минометном полку и носил станину для миномета весом под сотню килограммов. В январе 1945 года в Венгрии, где немцы отчаянно старались удержать нефтяные месторождения, Владимир получил серьезное ранение в ногу. Рана не заживала и гноилась.
Врачи настаивали на немедленной ампутации. Самойлов не находил себе места.
В 20 лет немыслимо представить, что можешь остаться инвалидом и ловить сочувственные взгляды, пока друзья бегают на танцы. Не в силах справиться с эмоциями, Владимир на костылях вышел из госпиталя и направился к ближайшему лесу. Душили слезы, хотелось побыть одному. Он доковылял до замерзшего озера, в котором чернела прорубь.
Отчаяние достигло такого предела, что Самойлов, поддавшись какому-то порыву, стал разматывать забинтованную ногу, а потом опустил ее в ледяную воду. Рану словно обожгло. Боль была немыслимой, пронзающей все тело. Самойлов кричал, плакал и уже не помнил, как добрался до палаток. Однако случилось нечто удивительное.
Утром врач осмотрел рану и обнаружил, что рана очистилась. Стала заживать. В ампутации больше не было нужды. Ногу Самойлов сохранил, хотя хромота осталась на всю жизнь.
После окончания войны Самойлов вернулся в Одессу. Первым делом отправился в Санжейку — пустынную бухту, чтобы окунуться в родное Черное море. С наслаждением плавал и нырял, а потом просто лежал на песке, думая, как определиться с выбором жизненного пути.
Но судьба все решила за него. Владимир встретил красавицу Надю Лишенко. Будущую актрису, студентку театрального училища. Парень совершенно потерял голову.
Надежда, которую одолевали множество поклонников, проявила к бравому фронтовику благосклонность. Но не спешила ответить на предложение руки и сердца. В конце концов молодые договорились, что Владимиру надо вставить зубы и поступить в театральное. Чтобы всегда быть рядом с избранницей.
Так, почти случайно будущий Народный артист СССР начал свою актерскую карьеру. На сцену он вышел еще во время учебы. Статный, красивый Владимир был достойной парой для своей жены. Но составить ей конкуренцию как актрисе долгие годы не мог и мечтать. Надежда Лишенко стала примой Одесского драматического театра.
Потом ее пригласили в Кемерово. Нашлось место в труппе и для мужа. Хотя он всегда оставался на вторых ролях. Молодых актеров поселили в плохо отапливаемое общежитие, и в первые же месяцы Владимир подхватил воспаление легких и оказался на грани жизни и смерти. Врачи решили удалить часть пораженного легкого.
Но Самойлов, помня фронтовой опыт, не согласился. И вскоре вновь, как в январе 45-го, пошел на поправку. А в 1952 году у Самойловых родился долгожданный сын Александр. Опасаясь, как бы он не простудился, вечно занятые родители отправили мальчика в Одессу. К бабушке и дедушке.
Через несколько лет Надежду переманили в Горький. И снова муж был лишь приложением. Несмотря на способности и эффектную внешность, ролей для него не находилось. Такое положение дел казалось непостижимым. Особенно в провинциальных театрах, где актеров-мужчин всегда не хватало. Самойлова это уязвляло до глубины души.
Именно тогда он решил попробовать себя в кино. Впервые в кино в картине “Миклухо Маклай” Владимир появился еще студентом в эпизоде. Но прошло 12 лет, прежде чем Самойлов получил серьезную роль председателя колхоза в фильме “Неоплаченный долг”.
С тех пор режиссеры предлагали ему только однотипные образы правильных героев. Все изменила “Свадьба в Малиновке”, которая стала четырнадцатым появлением актера на большом экране. В Горьковском театре наконец-то заметили звезду. Самойлову предложили главную роль в шекспировской драме “Ричард III”.
И тут оказалось, что уровень мастерства провинциального актера вполне достоин мировой классики. Король в исполнении Самойлова предстал не просто злодеем, идущим к власти от убийства к убийству, а талантливым человеком, потерявшим нравственный ориентир. Когда Горьковский театр привез постановку в Москву, она произвела фурор.
О Самойлове написали все столичные газеты. Он немедленно получил несколько предложений от столичных театров.
Выбрал Театр имени Маяковского, который не только был готов принять в труппу его жену, но и предоставлял актерской семье трехкомнатную квартиру. Самойлову суждено было стать украшением звездного состава труппы театра и настоящей знаменитостью, которой гордились на родине. В Одессе.
Тогда он еще не мог предположить, что позже будет мучиться за это решение. Решение перейти в Театр Маяковского.
Актеру много пришлось переживать из-за сына. Репетируя, он не раз мысленно возвращался к судьбе Александра. Из-за сына ему пришлось испытать немало горьких минут. И он не раз спрашивал себя: почему так случилось?
Быть может, потому, что мальчик подолгу жил у бабушки с дедушкой в Одессе. И переехал к родителям лишь тогда, когда те обосновались в Москве.
Однажды Владимир Самойлов увидел, как его сын убегал от нескольких одноклассников.
Вечером решил поговорить с Сашей. -Что же ты меня позоришь? Разве можно убегать? Нужно всегда принимать бой.
— Но их больше, а я худой и не умею драться. Они меня постоянно преследуют. Лишь бы избить сына известного актера.
-И что? Я тоже в твои годы был худым. Но никогда ни от кого не бегал. Вставай. Научу тебя парочке приемов.
На следующий день Самойлова вызвали в школу. Его сын подрался с сыном завуча. Как потом признавался сам Александр: “Я хотел проверить твои приемы”.
Впрочем, настоящие огорчения были еще впереди. Саша вдруг начал заниматься фарцовкой. Выменивал у иностранцев на октябрятские звездочки, сигареты и жвачки, которые потом продавал.
После школы долго искал себя. Работал санитаром в морге. С бригадой бывших заключенных мыл золото в Сибири.
Пока, наконец, не поступил в ГИТИС.
Родители радовались выбору сына. К тому же сниматься в кино он начал еще до поступления.
Потом случилось страшное. Самойловы были на гастролях в Ленинграде, когда им сказали, что их сын выпал с четвертого этажа и разбился. Отпустить обоих актеров из театра не могли. Это значило сорвать спектакль. Билетов в Москву не было.
Владимир едва уговорил проводницу позволить жене провести ночь в тамбуре. Как выходил в тот день на сцену, что говорил, не помнил. Ночь провел без сна, мучаясь неизвестностью.
Наутро позвонила жена. Сообщение о смерти оказалось поспешным. Саша выжил. Отделался переломом ноги и сотрясением. Казалось, теперь можно вздохнуть с облегчением. Но вскоре Самойлов стал замечать, что страшная ночь в тамбуре не прошла для Надежды бесследно.
Ее начали мучить головные боли. Плохое самочувствие заметили в театре. Стали доверять все меньше ролей. Владимиру казалось, что это он во всем виноват.
Самойлов корил себя: зачем увез жену из Горького, где она была примадонной и любимицей зрителей. В конце концов Самойлов настоял, чтобы жена прошла обследование. Диагноз прозвучал как приговор: опухоль мозга.
Владимир сразу словно постарел. Из-за болезни Надя перестала узнавать его. Его преданность единственной любимой женщине носила особый характер.
Режиссеры даже не могли представить этого талантливого актера в любовной сцене. Исключением можно считать разве что “Свадьбу в Малиновке” или телеспектакль “Драма на охоте”.
В большинстве кинокартин, а их у Самойлова было больше сотни, он играл героев, чья личная жизнь оставалась за кадром. Владимир Яковлевич не просто обожал свою жену, он хорошо осознавал, что обязан ей и благополучием, и карьерой.
Самойлов привык, что в их семье именно жена заботится о здоровье. В том числе и мужа, и сына. Когда вдруг все перевернулось и заботиться пришлось о самой Надежде, актер переживал: он делает всё не так, упускает что-то важное. Самойлов старался найти лучших врачей. Стоял на операции по удалению опухоли.
Когда, наконец, появилась надежда, что все уладится, на семью обрушился новый удар. Надежда не успела восстановиться после операции, когда ей сообщили: в театре в ее услугах больше не нуждаются.
И она, и муж были ошеломлены этим известием. У Самойлова не было привычки ходить по кабинетам, что-то просить, но в этом случае он просто не мог не вмешаться.
Он искренне верил, что стены театра помогут жене восстановиться и победить болезнь. Для любой актрисы сцена — это больше, чем просто работа. В ответ на свою просьбу Владимир Яковлевич услышал категоричное “нет”.
-Тогда и я уйду, — ответил он.
А в ответ: -Ну конечно. А почему бы и нет.
Когда актеру так безапелляционно указали на дверь, он ощутил, что земля ушла из-под ног. К тому времени в Театре Маяковского он прослужил без малого четверть века.
Спасло кино. Только за 1992 год в прокат вышло пять картин с его участием. На съемочной площадке актер и виду не подавал, как переживает.
В 90-е страна переживала тяжелый период. В кинотеатрах открывались автосалоны. Главными героями фильмов становились бандиты и проститутки. Самойлов с усмешкой вспоминал, как в свое время критиковал “Свадьбу в Малиновке” и подобные ей комедии.
Теперь они вспоминались как недостижимые образцы хорошего вкуса. Однако Владимир Яковлевич не изменял себе. Старался выбирать достойный драматургический материал. И все же в какой-то момент актер начал ощущать себя лишним в новом Российском кино. Эдаким осколком прежней эпохи.
Летом 1994 года близкие, увидев, как Самойлов вымотан, настояли, чтобы он поехал отдохнуть к родным в Одессу. Первым делом актер решил отправиться на любимый пляж — в бухту Санжейка. Был теплый, но пасмурный день. Небольшое волнение грозило перерасти в настоящий шторм. Самойлов тогда подумал: Ну что, накроет с головой и все.
И вдруг эта мысль принесла неожиданное облегчение. В тот момент ему просто не хватало сил справиться со всеми проблемами. Казалось, все в жизни пошло не так. Родная Украина теперь другая страна. Жене он разрушил карьеру, погнавшись за собственной славой. Сын никак не устроит свою семью.
Но главное — театр. Которому актер отдал четверть века, выставил их с женой за дверь, как ненужное старье. Самойлов вошел в воду и шаг за шагом направился в глубину. В тот миг это казалось решением всех проблем. И вдруг перед глазами встало лицо его Нади.
Позже Самойлов признавался: жена вновь спасла его. А еще он понял, что в такой ситуации нельзя отказываться от помощи. Хотя это давалось нелегко. Едва актер вернулся в Москву, раздался звонок телефона. Художественный руководитель Театра имени Гоголя искал актера для новой постановки. Самойлов воспрял духом.
Казалось, у него распрямилась спина. Никто не догадывался, что удары судьбы не прошли для 70-летнего актера бесследно. В конце 1998 года Самойлов снимался в фильме Вячеслава Никифорова “Рейнджер из атомной зоны”.
Казалось, что он просто изображает пожилого и больного человека. И никто не догадывался, что эта работа станет последней в фильмографии актера.
В полдень 8 сентября 1999 года репетиция “Короля Лира” была в полном разгаре. Каждый раз, когда Самойлов произносил свои реплики, коллеги на сцене замирали. В этом была какая-то магия. Репетиция подходила к концу. Все видели: Самойлов очень устал.
Все уже стали расходиться, а он сидел в зале совершенно опустошенный. Словно отдал последние силы.
Режиссер распорядился, чтобы Самойлова отвезли домой на служебной машине. Вечером актер почувствовал резкую боль в сердце. С трудом дотянулся до телефона и набрал номер ”скорой”.
Прибывшие врачи сразу поставили диагноз: инфаркт”. Самойлова срочно госпитализировали. По дороге в больницу он продолжал шептать: “Лир. Лир”. Но этой мечте не суждено было осуществиться.
Сердце Владимира Самойлова остановилось в 23:30.
Через два месяца умерла и Надежда. Их похоронили рядом, на Ваганьковском кладбище.
11 июля 2016 года в Одессе возле дома номер два по улице Уютной собрались десятки журналистов. В этот день открывали мемориальную доску, посвященную Народному артисту СССР Владимиру Самойлову.
Это было поразительно. Ведь сегодня на Украине борются с советским наследием. Запрещают фильмы, из библиотек изымают книги. Да и русский язык старательно вытесняется. Однако, несмотря ни на что, одесситы гордятся знаменитым земляком Владимиром Самойловым. Актером старой советской школы.
Потому что созданные им образы не имеют национальности и близки любому простому человеку.