Владлен Давыдов. Роман с театром

Этого замечательно актёра можно с уверенностью назвать мэтром советского кино и звездой. Все те немногие роли, которые он сыграл, были шедеврами. Много лет он посвятил любимой работе, прожил достойную жизнь и ушёл, несправедливо отлучённый от профессии.

Мальчик с необычным именем Владлен, впрочем, вполне распространённым для советского времени, родился в столице 16 января 1924 года.

Отца он не знал, жил с матерью. С юных лет Владлен Семёнович посещал МХАТ, смотрел на сцену и мечтал стоять рядом с театральными небожителями.

Постепенно взрослея, Давыдов начал всерьёз заниматься театральной критикой. Юноша писал в «Пионерскую правду» восторженные отзывы о любимых спектаклях. А когда написал одному из режиссёров, тот даже ответил ему, и Владлен хранил это письмо всю жизнь.

Однажды парень твёрдо заявил: «Я буду работать в этом театре!». И слово своё сдержал.

Внешность и талант поспособствовали поступлению Давыдова в школу-студию МХАТ, которая раньше носила имя В. И. Немировича-Данченко. Курс, на котором учился Владлен Давыдов, был одним из первых. Преподавателями и мастерами будущих артистов были настоящие мэтры театра: В. Качалов, О. Книппер-Чехова и другие.

После окончания театральной школы, Давыдов наконец-то вышел на сцену любимого приюта Мельпомены в спектакле «12 месяцев». Он сыграл братца Апреля. Удачный дебют помог артисту прочно закрепиться в составе театра и сыграть не один десяток ролей по классическим пьесам Чехова, Диккенса, Булгакова и других.

Когда в театре произошёл раскол, Владлен Семёнович не предал родную сцену и остался верен ей. Так он долгое время возглавлял мхатовский музей.

Но знаменитым и узнаваемым Владлена Давыдова конечно же сделало кино. Сыграть в фильме «Без вины виноватые» будущему актёру предлагали ещё во время учёбы, но тогда Давыдов отказался, так как не хотел пропускать занятия.

Кинокарьера артиста началась с образов военных. Так, дебютной картиной стала «Встреча на Эльбе». Военная форма очень шла статному красивому актёру. К тому же, фильм был снят почти сразу после войны и Владлен Семёнович вспоминал, как снимали в разрушенном Кёнигсберге, на руинах былых зданий.

Пустые дома с выбитыми окнами наводили ужас и боль. Давыдов воплотил образ отважного майора, уверенно освобождавшего Европу от фашистской гадины. За эту роль актёр был удостоен Сталинской премии.

После успешного дебюта Давыдова пригласили в картину «Кубанские казаки». С этой работой актёры поехали с делегацией в Париж, где их встретили очень тепло. Но эта поездка чуть не поставила крест на карьере молодого актёра.

Одна из французских актрис подружилась с Владленом Семёновичем и предложила погулять по городу, показать достопримечательности. Всё бы ничего, но папарацци сделали снимок артистов, который опубликовали в газете, окрестив актера «советским Дон Жуаном». Когда об этом узнали на родине, Давыдов на пять лет стал невыездным.

Но этим решили не ограничится. В театре уже известного и любимого артиста решили понизить до ролей типа «Кушать подано». Давыдов выходил в бессловесных ролях лакеев и слуг. Но поклонницы актёры каждый его выход сопровождали аплодисментами, отвлекая зрителей от других артистов. Некоторые коллеги Давыдова взбунтовались и вскоре артиста вернули в нормальный репертуар.

И пусть снимался Владлен Семёнович не так часто, каждая его роль была весомой и героической: «Застава в горах», «Теперь пусть уходит», «Сёстры»… В киноэпопее Ю. Озерова «Освобождение» Давыдов снялся в 4х фильмах из пяти, где воплотил образ маршала Рокоссовского.

Удалось актёру примерить на себя и историческую роль опричника Голицына в «Тайнах дворцовых переворотов» и сыграть самого Петра Первого в «Табачном капитане».

Единственная супруга Владлена Давыдова – театральная актриса Маргарита Анастасьева. Они играли в одном театре, вместе выходили на сцену. В отличие от супруга, Маргарита кино не жаловала.

Сын Андрей пошёл по родительским стопам, снялся с отцом в «Тайнах дворцовых переворотов», был ведущим на телевидении.

Владлен Семёнович, с детства бесповоротно влюблённый во МХАТ, и полжизни пробывший на посту директора мхатовского музея, скрупулёзно собирал архив. Всё связанное с родным театром Давыдов записывал и собирал. Был соавтором книг о нескольких крупных актёрах МХАТа, писал статьи в печатные издания.

А когда приюту Мельпомены исполнилось 100 лет, Владлен Давыдов снял два фильма – один к вековому юбилею театра, второй – в честь любимого артиста Бориса Добронравова.

Уже пожилого артиста «попросили» из любимого театра. С таким старанием созданный архив, собрали в коробки и куда-то отнесли, тем самым разрушив музей.

Эти обстоятельства подорвали здоровье Владлена Семёновича, он начал сильно болеть, быстро постарел. И 30 июня 2012 года замечательного артиста не стало.

Оцените статью